Формы осуществления местного самоуправления. Формы местного самоуправления Местное самоуправление его формы

Просмотренно: 17444 | Добавленно: 05 декабря 2012

Формы осуществления местного самоуправления делятся на прямые и представительные.

1.Формы прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии) :
а) Местный референдум - это голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения (устав муниципального образования, изменение границ муниципального образования, структура муниципальных органов, программы развития территории).
Решение о проведении местного референдума должно приниматься представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить референдум, если в документах и при сборе подписей не были нарушены законы и устав муниципального образования.
б) Муниципальные выборы - демократический способ формирования органов местного самоуправления. Так избираются депутаты представительного органа местного самоуправления. В большинстве субъектов РФ непосредственно населением избираются также главы местного самоуправления, хотя они могут и избираются представительными органами муниципалитета.
в) Народная правотворческая инициатива - право граждан муниципального образования разработать проект нормативного правового акта по вопросам местного значения и внести его на рассмотрение в органы местного самоуправления . Последние обязаны рассмотреть такой проект на открытом заседании с участием представителей населения и официально опубликовать результаты рассмотрения.
г) Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях микрорайонов, кварталов, улиц и др.).

2. Формы представительной демократии (органов местного самоуправления ):
а) Представительные органы местного самоуправления - собрания представителей местного населения . Они избираются непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Этот орган может иметь различные названия, определяемые в уставе муниципального образования, - дума, совет, муниципальное собрание и т.п.
б) Глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования . Обычно глава муниципального образования руководит местной администрацией, но может быть наделен и правом председательствовать на заседаниях представительного органа. Он избирается непосредственно населением или представительным органом МСУ.

в)Администрация муниципального образования осуществляет управленческую деятельность и объединяет специализированные исполнительные органы - комитеты, департаменты, отделы, управления. Администрация работает под руководством главы муниципального образования либо главы местной администрации и в соответствии с местным законодательством.

Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, поэтому народовластие на этом уровне может осуществляться в двух основных формах: непосредственно и опосредованно (схема 18).

Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления (и участия населения в осуществлении местного самоуправления) являются:

  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • голосование населения муниципального образования по некоторым вопросам местного значения (по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления; по вопросу изменения границ муниципального образования; по вопросу преобразования муниципального образования);
  • сход граждан. Данная форма применяется в небольших по численности населения (не более 100 жителей, обладающих избирательным правом) муниципальных образованиях, при этом сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления;
  • правотворческая инициатива граждан (связана с реализацией группой граждан определенной численности права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению);
  • территориальное общественное самоуправление (самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории

поселения: в пределах территории подъезда, дома, группы домов, микрорайона, сельского населенного пункта, не являющегося поселением, и т.п.);

  • публичные слушания (могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов);
  • собрания граждан (могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования; итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию); обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами);
  • конференция граждан (собрание делегатов) – осуществляют в определенных случаях полномочия собраний граждан;
  • опрос граждан (проводится на всей территории муниципального образования для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами, а также органами государственной власти (при этом результаты опроса носят рекомендательный характер));
  • индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления (по существу обращения должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ в течение одного месяца);
  • иные формы, не противоречащие Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству.

Опосредованная форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) определяется населением самостоятельно, однако по общему правилу она включает:

  • представительный орган муниципального образования;
  • главу муниципального образования;
  • местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Кроме того, могут образовываться контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т.п.) и иные органы муниципального образования. Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума и голосования по отдельным вопросам местного значения представительным органом муниципального образования (на основе предложений избирателей, политических партий, общественных объединений, региональной избирательной комиссии) может формироваться избирательная комиссия муниципального образования, которая, однако, является муниципальным органом, не входящим в систему органов местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования (дума, собрание представителей, совет депутатов, хурал, собрание старост, муниципальное собрание, волостное управление, комитет самоуправления и т.п.) численностью от 7 до 35 человек может формироваться путем проведения муниципальных выборов (в поселениях выборы являются единственным способом формирования представительного органа) либо состоять из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений (на паритетных началах), входящих в состав муниципального района. В соответствии с Федеральным законом от 20.03.2011 № 38-ФЗ при формировании представительного органа таких муниципальных образований, как муниципальный район и городской округ, путем прямых муниципальных выборов должна применяться либо пропорциональная, либо смешанная избирательная система (см. параграф 13.1) – не менее половины депутатских мандатов в таком органе должно распределяться между списками кандидатов, выдвигаемыми структурными подразделениями политических партий (указанное требование применяется к выборам представительных органов с численностью 20 и более депутатов). Соответственно, данные представительные органы не могут быть нефракционными – обязательным элементом их внутренней организации являются фракции политических партий, однако такие органы не могут быть и однопартийными (однофракционными) – правила распределения депутатских мандатов по пропорциональной избирательной системе должны быть таковы, чтобы к распределению мандатов было допущено не менее двух партийных списков кандидатов (причем отражающих электоральные предпочтения большинства избирателей – за допущенные к распределению депутатских мандатов списки в совокупности должно быть отдано более 50% голосов избирателей). Как отмечалось, в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек полномочия представительного органа местного самоуправления осуществляются сходом граждан.

Глава муниципального образования (мэр, староста, глава муниципалитета и т.п.) является высшим должностным лицом соответствующего муниципального образования, но место его в системе органов местного самоуправления может быть различным. Должность главы муниципального образования замещается только посредством выборов, однако избираться он может как на муниципальных выборах (непосредственно избирателями муниципального образования), так и представительным органом муниципального образования из своего состава. В последнем случае (а также если представительный орган муниципального района формируется не путем прямых муниципальных выборов) глава муниципального образования одновременно является председателем представительного органа этого муниципального образования. В случае избрания на муниципальных выборах он может возглавлять либо представительный орган муниципального образования либо местную администрацию. При этом ни при каких условиях глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Если местную администрацию возглавляет не глава муниципального образования, то последний назначается на должность по контракту (с возможностью его досрочного расторжения, в том числе по инициативе органов местного самоуправления, а также главы субъекта РФ). В этой процедуре принимают участие как органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, так и органы государственной власти субъекта РФ (участие последних обусловлено тем, что местная администрация может наделяться отдельными государственными полномочиями). Условия контракта и порядок проведения конкурса определяются представительным органом муниципального образования (а в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, условия контракта устанавливаются также законом субъекта РФ); члены конкурсной комиссии назначаются представительным органом муниципального образования, а также законодательным органом субъекта РФ (при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе, городском округе); назначение на должность главы местной администрации осуществляется представительным органом муниципального образования, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. По представлению главы местной администрации представительный орган муниципального образования утверждает структуру администрации.

Таким образом, говорить о полноценном разделении власти на муниципальном уровне нельзя, что обусловлено спецификой и правовой природой местного самоуправления. В то же время в отношениях между различными органами местного самоуправления закреплена своеобразная система "сдержек и противовесов", заключающаяся, в частности, во взаимном участии в нормотворческом процессе, в назначении главы местной администрации, в возможности удаления главы муниципального образования в отставку решением представительного органа муниципального образования (такое решение принимается квалифицированным большинством в 2/3 голосов по инициативе как депутатов представительного органа (не менее 1/3 от установленного числа), так и главы субъекта РФ) и т.д. Кроме того, на законодательном уровне закреплена ответственность органов местного самоуправления (именно органов местного самоуправления, но не населения муниципального образования):

  • перед населением (в виде отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица);
  • перед государством (в частности, в виде роспуска представительного органа муниципального образования законом субъекта РФ и отрешения главы муниципального образования от должности главой субъекта РФ. временного отстранения органов местного самоуправления от осуществления отдельных своих полномочий в определенных случаях и осуществления этих полномочий органами государственной власти);
  • перед физическими и юридическими лицами (в порядке, установленном законом, например возмещение вреда по нормам гражданского законодательства).

Органы местного самоуправления наделяются определенными полномочиями , которые они осуществляют по предметам ведения муниципальных образований (вопросам местного значения). Одной из новелл нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является то, что предметы ведения муниципалитетов сейчас нормативно разграничены применительно к отдельным видам муниципальных образований: поселениям, муниципальным районам и городским округам. Таким образом, актуальной является проблема четкого разграничения властных полномочий не только между федеральными и региональными органами государственной власти (см. параграф 10.3), но и между органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также между органами местного самоуправления различных уровней. Кроме того, закон (как федеральный, так и региональный) может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, но непременным условием такого делегирования является одновременная передача вместе с полномочиями необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Орган государственной власти, делегировавший органу местного самоуправления осуществление какого-либо своего полномочия, и иные уполномоченные государственные органы сохраняют право контроля за реализацией переданного полномочия.

Осуществление местного самоуправления на отдельных территориях (в городах федерального значения, в закрытых административно-территориальных образованиях на приграничных территориях и т.д.) имеет существенные особенности, что находит отражение в нормативном закреплении соответствующих положений на федеральном, региональном и местном уровнях.

Местное самоуправление обеспечивается системой гарантий: формально-юридических, экономических, социальных, институциональных и др. При этом наиболее действенной является гарантия судебной защиты, которая подразумевает, с одной стороны, судебную защиту права граждан на местное самоуправление (в этом аспекте возможны споры между гражданами и органами местного самоуправления), а с другой – судебную защиту прав органов местного самоуправления на реализацию своих полномочий (здесь речь идет прежде всего о спорах между органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления).

Собственных судебных органов в системе органов местного самоуправления нет, и судебная гарантия местного самоуправления реализуется посредством обращения в федеральные суды общей юрисдикции (мировые судьи возможностью рассматривать споры публично-правового характера не обладают), в арбитражные суды, в конституционные (уставные) суды субъектов РФ и в Конституционный Суд РФ в соответствии с юрисдикцией судебных органов, с соблюдением правил о подведомственности и подсудности. При этом в Конституционный Суд РФ имеют возможность обратиться только граждане с индивидуальной или коллективной жалобой (Конституционный Суд РФ рассматривает такие жалобы в порядке конкретного конституционного контроля), а в конституционные (уставные) суды субъектов РФ вправе обращаться и органы местного самоуправления с запросами в порядке абстрактного конституционного (уставного) контроля.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет несколько групп организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в Российской Федерации.

Формами участия населения района в решении вопросов местного значения являются:

1) местный референдум;

4) правотворческая инициатива граждан;

5) публичные слушания;

6) собрание граждан;

7) конференция граждан (собрание делегатов);

8) опрос граждан;

9) обращение граждан в органы местного самоуправления;

10) другие формы осуществления населением местного самоуправления и участие в его осуществлении.

Местный референдум - голосование граждан, постоянно проживающих в границах муниципальных образований (районах, городах, поселках и сельских округах), по вопросам местного значения, отнесенных законодательством к компетенции местного самоуправления. Он является высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан.

На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

1)о досрочном прекращении, продлении сроков полномочий органов МС;

2) проведения досрочных выборов;

3) персонального состава органов МС;

4) избрания депутатов и долж.лиц МС;

5) по утверждению, о назначении и освобождении от должности долж.лиц МО;

6) о принятии или изменении местного бюджета или вопросы о изменении финансовых обязательств МО;

7) о принятии мер чрезвычайного характера (вопросы безопасности и здоровья населения).

Субъекты выдвижения инициативы о проведении местного референдума:

Группа граждан, имеющая право на участие в референдуме.

Граждане или иные организации, имеющие право на участие в референдуме.

Представительный орган МО и глава МО.

Муниципальные выборы - проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, когда представительный орган в силу объективных или субъективных причин не принимают решение о назначении выборов, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Правом на обращение в суд о назначении выборов обладают избиратели, избирательные объединения, органы государственной власти и органы МС.


Собрание граждан - для обсуждения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания, принятие и изменение его решений, а также его компетенция устанавливается уставом МО.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами МО и долж.лицами МС, к компетенции которых относятся решение вопросов данного характера.

Сход граждан – проводится исключительно в МО поселениях с численностью жителей не более 100 чел.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Решение принятое на сходе граждан подлежит обязательному исполнению на территории поселения.

Опрос граждан - проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Народная правотворческая инициатива – право граждан разрабатывать и вносить проекты решений на рассмотрение органам МС. Порядок данной реализации должен быть установлен уставом МО. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Конференция граждан – в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Порядок назначения и проведения конференции определяется уставом муниципального образования или же уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения граждан в органы местного самоуправления – предложения, заявления, жалобы граждан, изложенные в устной или письменной форме.

Территориальное общественное самоуправление – объединения граждан на части МО с правом решения местных вопросов и под свою ответственность.

Публичные слушания - для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

Институт голосования в целях учета мнения населения при изменении границ территорий в которых осуществляется МС впервые введен ФЗ о мс. Данная процедура проводится в обязательном порядке в случаях, когда изменение границ МО, а также его преобразование допускается при наличии согласия населения, выраженного путем голосования. Оно назначается представительным органом МО и проводится в порядке, установленном для проведения мест.референдума.

Нестерова И.А. Формы осуществления местного самоуправления // Энциклопедия Нестеровых

Местное самоуправление является важнейшим элементом управления государством. Оно регламентируется нормами действующей Конституции РФ и локальным и федеральным законодательством.

Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление регламентируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Согласно нормам данного Закона, под местным самоуправлением принято понимать следующее:

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и /или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

Местное самоуправление в Российской Федерации поступательно эволюционирует. Постоянно совершенствуется законодательство, однако остается множество проблемных аспектов, требующих безотлагательного изучения.

Формы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены 2 основные группы форм осуществления населением местного самоуправления (далее МСУ).

Первая группа – форма непосредственной или прямой демократии. Вторая группа – формы представительной демократии – выборные и другие органы МСУ.

Ключевой формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления является референдум на местном уровне. Он организуется и проводится на всей территории муниципального образования. Его целью является решение наиболее важных вопросов местного значения в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Участие в местном референдуме регламентировано законодательством. Так, в местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах того муниципального образования, где проводится референдум. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами МСУ.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами МСУ, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти. – муниципальные выборы. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Иной формой местного самоуправления считается проведение муниципальных выборов. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов представительного органа, главы муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. К такому типу голосования относят:

  1. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
  2. голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования. Другими словами сход граждан сход граждан.

В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан, который созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей, обладающих избирательным правом .

Формы участия населения в местном самоуправлении

Формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении нашли свое отражение в Главе 5 Федерального Закона 131- ФЗ. Ранее в статье был рассмотрен референдум, как механизм реализации прав граждан. Теперь обратимся к иным формам участия населения в местном самоуправлении.

Правотворческая инициатива граждан.

С правотворческой инициативой вправе выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом. Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению органом МСУ или должностным лицом МСУ, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Территориальное общественное самоуправление самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Публичные слушания

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Литература

  1. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
  2. Конституцией Российской Федерации

В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление (МСУ) в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление - это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно совершенно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образованиями. Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.

Структура органов МСУ определяется населением самостоятельно. Они управляют муниципальной собственностью, работают с местным бюджетом, устанавливают местные налоги, осуществляют охрану общественного порядка и т.д.

К органам МСУ относятся выборные органы, образуемые в соответствии с уставом. Уставом города может быть предусмотрена должность главы города - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению МСУ на территории города.

Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации:

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
  • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).
  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
  • Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

Экономическую основу МСУ составляет городская собственность, местные финансы. Органы МСУ могут в интересах населения устанавливать условия использования земель и определенный порядок приватизации городской собственности населением.

В основе организации и функционирования местного самоуправления лежат следующие принципы:

  • самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;
  • организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;
  • многообразие форм осуществления местного самоуправления;
  • соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

  • непосредственно(на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей),
  • а также через создаваемые местные органы(представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации).

Органы местного самоуправления призваны решать, с одной стороны, задачи, схожие с государственным управлением, с другой - добровольных общественных организаций. Тем самым местное самоуправление, не входя в систему органов государственной власти, выступает связующим звеном между гражданским обществом и государством.

Развитие местного самоуправления является противовесом центральной власти и гарантом существования в обществе плюрализма. Оно открывает широкую дорогу для участия граждан в политическом процессе. Доступность органов местного самоуправления для гражданина предоставляет ему возможность играть активную политическую роль. Таким образом, местное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.