Межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Межбюджетные трансферты регионам: состояние и перспективы Иные межбюджетные трансферты предоставляемые из федерального бюджета

БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

  1. Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).
  2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
  3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
  4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
  5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

На основании гл. 16 можно выделить следующие межбюджетные трансферты :

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  1. из федерального бюджета;
  2. из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  3. из местных бюджетов;
  4. из внебюджетных фондов (в частности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  • субсидий местным бюджетам;
  • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

  • дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  • субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  • иных межбюджетных трансфертов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС

Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме:

  • субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Более подробно условия предоставления отражены в ст. 130, 136, 142 БК РФ.

В каждой стране есть территории с различным уровнем развития – как менее, так и более развитые. Для того чтобы обеспечить их равномерность, используются разные виды межбюджетных трансфертов.

В федеративных странах, к которым относится Россия, эффективная компенсация неравномерного развития регионов обеспечивается за счет системы управления, которая включает в себя не только центральные и местные органы власти, но и промежуточные звенья управления, осуществляющие полномочия в пределах конкретных субъектов федерации.

Таким образом, межбюджетные трансферты являются действенным инструментом перераспределения финансовых ресурсов между всеми регионами государства для обеспечения равномерного развития его территорий.

Функции межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты бывают нескольких видов.

Но все они используются для достижения следующих целей:

  • для устранения диспропорций между районами страны и ликвидации социальной напряженности, связанной с временными финансовыми спадами;
  • для возмещения бюджетов регионов, развитых меньше, и компенсации денежных средств, направленных на обеспечение выполнения задач общегосударственного значения;
  • для устранения недостатков системы налогообложения.

Можно утверждать, что межбюджетные трансферты являются важнейшей частью бюджетной системы, поскольку ежегодно у вышестоящих органов власти возникает потребность в утверждении отчислений в нижестоящие бюджеты для сбалансированности их доходов и расходов.

Формы межбюджетных трансфертов

Порядок распределения финансовых ресурсов между регионами и основные виды трансфертов закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Согласно этому документу, основными формами трансфертов являются субсидии, дотации, субвенции и иные межбюджетные трансферты.

Субсидии

Предоставляются территориальным единицам (субъектам РФ) на безвозмездной основе для компенсации расходов местных фондов, или иными словами, для софинансирования затратных обязательств для выполнения задач, определенных законодательством РФ и ее субъектов. К примеру, субсидии могут выдаваться на развитие социальной инфраструктуры регионов.

Субсидии могут выделяться из Федерального фонда софинансирования расходов или из резервных фондов правительства России.

Дотации

Предоставляются на безвозмездной основе (не требующей возврата), при этом их назначение заранее не определено.

Дотации, полученные субъектом РФ, могут быть использованы им по собственному усмотрению.

Дотации выделяются из Федерального фонда финансовой поддержки, который формируется исходя из наименьшего уровня обеспеченности финансовыми ресурсами регионов РФ. Сумма выделяемых дотаций рассчитывается и утверждается отдельно на каждый финансовый год. Эти средства позволяют уменьшать диспропорции в развитии регионов России.

Субвенции

Предоставляются бюджетам субъектов РФ для восполнения расходов, которые связаны с исполнением муниципальными образованиями функций центрального аппарата. Выделяются из Федерального фонда компенсаций. Распределение средств из данного фонда осуществляется на основании требований нормативно-правовых актов.

Субвенции, как и субсидии с дотациями, предоставляются на безвозмездной основе.

При этом субвенции и субсидии имеют целевой характер и отличаются лишь по объему финансирования (субвенции компенсируют целевые расходы, а субсидии – только их некоторую часть).

Иные межбюджетные трансферты

К иным межбюджетным трансфертам относится особая группа финансовых ресурсов, появившаяся в новом Бюджетном кодексе РФ (ранее такая форма перераспределения бюджетных средств не предусматривалась законодательством). Иные межбюджетные трансферты являются безвозмездными и безвозвратными. К ним относятся, к примеру, трансферты различным закрытым административно-территориальным единицам.

Все перечисленные виды трансфертов могут выделяться из федерального бюджета, местных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, а также из внебюджетных фондов (к примеру, из Фонда обязательного медицинского страхования).

Трансферты из федерального бюджета

Из федерального бюджета трансферты могут предоставляться в таких формах:

  • в форме дотаций, предоставляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов территориальных единиц высшего уровня (субъектов РФ);
  • в форме субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
  • в форме субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые направляются бюджетам субъектов РФ;
  • в форме межбюджетных трансфертов, которые перечисляются бюджетам внебюджетных государственных фондов.

Трансферты из бюджетов субъектов РФ

Межбюджетные трансферты, которые перечисляются из бюджетов субъектов РФ, могут выражаться в определенных формах.

Межбюджетные трансферты могут выражаться:

  • в форме дотаций, направляемых на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов и дотаций на выравнивание обеспеченности бюджетов районов или округов;
  • в форме субсидий, предоставляемых местным бюджетам;
  • в форме субвенций, направляемых местным бюджетам и бюджетам АО, входящих в состав областей (либо краев), для осуществления полномочий органов госвласти субъектов РФ;
  • в форме субсидий, направляемых федеральному бюджету из бюджетов субъектов России;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов, которые предоставляются различным бюджетам финансовой системы РФ.

Трансферты из местных бюджетов и внебюджетных фондов

Трансферты из бюджетов местных органов власти предоставляются в таких формах:

  • в форме дотаций, перечисляемых из бюджетов муниципальных районов, которые предоставляются на выравнивание обеспеченности бюджетов населенных пунктов;
  • в форме субсидий, перечисляемых из бюджетов населенных пунктов в бюджеты муниципальных районов для решения вопросов местной значимости межмуниципального характера;
  • в форме субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ для образования региональных фондов финансовой поддержки населенных пунктов и муниципальных районов;
  • в форме иных межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из Фонда ОМС предоставляются в таких формах:

  • в форме субвенций, перечисляемых бюджетам территориальных фондов ОМС;
  • в форме иных трансфертов бюджетам различных территориальных фондов ОМС.

Условия предоставления

В законодательстве Российской Федерации определен порядок выделения межбюджетных трансфертов. В частности, условия предоставления каждого вида трансфертов прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Данными условиями установлен ряд ограничений.

Основными условиями являются следующие:

  • субъект не может принимать на себя новые затратные обязательства в том случае, если 20% его бюджета приходится на трансферты;
  • в случае получения дополнительных финансовых ресурсов регион-получатель должен тщательно соблюдать финансовую дисциплину;
  • Счетная палата России и Федеральная служба бюджетного надзора могут в любое время осуществить проверку субъекта, получившего трансферты;
  • трансферты из бюджетов территориальных единиц РФ предоставляются исключительно при соблюдении органами местной власти законодательства РФ;
  • при предоставлении трансфертов из бюджетов субъектов РФ у потенциальных получателей должны отсутствовать просроченные долги;
  • законодательством субъектов РФ могут быть установлены дополнительные условия для предоставления и получения трансфертов.

Межбюджетные трансферты представляют собой один из методов распределения средств между бюджетами, наряду с методом процентных отчислений.

Важность межбюджетных трансфертов в России обусловлена значительной концентрацией бюджетных доходов на федеральном уровне, а также неравномерностью экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В настоящее время межбюджетные трансферты характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью их предоставления.

Основы правового регулирования межбюджетных трансфертов определяются в гл. 16 БК РФ.

Основными формами межбюджетных трансфертов являются дотации, субсидии и субвенции.

Дотация представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый па безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидия представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции публично-правового образования, которому предоставляется субсидия.

Дотации и субсидии являются финансовой помощью соответствующему бюджету. При этом дотации представляют собой средства, предоставляемые без указания цели их использования, а субсидии предоставляются на определенные цели.

Субвенция представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении публично-правовым образованием, получающим субвенцию, полномочий публично-правового образования, предоставляющего субвенцию.

Фактически субвенции используются для компенсации дополнительных расходов, которые возникают у публичноправовых образований в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной системы на другой.

Бюджетный кодекс РФ закрепляет формы межбюджетных трансфертов, которые могут передаваться с того или иного уровня бюджетной системы (ст. 129, 135, 142 БК РФ), а также определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов. Общим условием является соблюдение получающими субъектами бюджетного и налогового законодательства. Остальные условия зависят от размера получаемых трансфертов и заключаются в определенных ограничениях для получающего субъекта самостоятельности при исполнении его бюджета (ст. 130, 136 БК РФ). Несоблюдение условий предоставления межбюджстных трансфертов влечет приостановление или сокращение их предоставления (в основном это касается дотаций и субсидий) .

Несмотря на то, что БК РФ определяет особенности предоставления межбюджетных трансфертов в отношении каждого уровня бюджетной системы, могут быть выделены определенные общие черты, характерные для всех межбюджетных трансфертов.

1. Дотации по общему правилу предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета. В этом случае они составляют фонд финансовой поддержки нижестоящего публично-правового образования.

Российская Федерация предоставляет дотации субъектам РФ. Субъекты РФ предоставляют дотации как муниципальным районам (городским округам), так и городским и сельским поселениям. Муниципальные районы предоставляют дотации городским и сельским поселениям.

Общий размер дотаций и нормативы их распределения между бюджетами на федеральном уровне определяется методикой, утвержденной Правительством РФ . Субъекты РФ принимают свои законы о межбюджетных отношениях в субъекте Федерации. Муниципальные районы также принимают нормативные акты представительных органов, регулирующие межбюджетные отношения.

Конкретный размер дотаций определяется в законе (решении) о бюджете.

Особенностью дотаций, предоставляемых субъектами РФ муниципальным образованиям, является возможность их замены на дополнительные отчисления от налога на доходы физических лиц.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность выделения некоторых особых видов дотаций. Применительно к федеральному бюджету предусмотрена возможность выделения дотаций, отражающих отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем указанных дотаций не может превышать 10% объема дотаций па выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (п. 7 ст. 131 БК РФ).

Субъекты РФ могут предоставлять дотации, не связанные с выравниванием бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета (ст. 139.1 БК РФ).

2. Субсидии выделяются в целях софинансирования расходов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ выделяет субсидии, передаваемые в бюджеты нижестоящих публично-правовых образований, и субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований.

Совокупность субсидий, передаваемых в бюджеты нижестоящих образований, составляет соответствующий фонд софинансирования расходов. Такие субсидии предоставляются из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а также из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) и в бюджеты городских и сельских поселений.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора получателей субсидий и их распределения между ними устанавливаются нормативными актами законодательных (представительных) и исполнительных органов.

Конкретное распределение субсидий устанавливается законами (решением) о бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов.

Субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований, могут предусматриваться в составе региональных и местных бюджетов.

Субсидии федеральному бюджету из регионального бюджета предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Цели и условия предоставления и расходования таких субсидий устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 138.1 БК РФ).

Применительно к муниципальным образованиям предусмотрено два вида субсидий в региональные бюджеты:

  • а) законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта РФ субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровня в расчете на одного жителя ;
  • б) поселения перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования таких субсидий устанавливаются уставом муниципального района и (или) муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района. Размер субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района.
  • 3. Субвенции выделяются соответствующим бюджетам в целях компенсации дополнительных расходов, возникших в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной систем на другой.

Совокупность субвенций образует соответствующий фонд компенсаций.

Субвенции предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из региональных бюджетов местным бюджетам.

Субвенции бюджетам субъектов РФ распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ.

Субвенции местным бюджетам распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов (ст. 132.1, 139.1, 142.4, 142.5 БК РФ). Основания их предоставления определяются в нормативных актах законодательных (представительных) и исполнительных органов па основании положений БК РФ.

  • Приказ Минфина РФ от 12.11.2007 № 105н "Об утверждении Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федеральною бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления".
  • Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
  • См.: Приказ Минфина РФ от 31.10.2007 № 97н "Об Общих требованиях к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов".

Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий на определённые цели или без конкретной целевой привязки, являются в Российской Федерации основными источниками формирования бюджетных доходов.

Запланированные объемы и формы предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам позволяют органам власти в полном объеме выполнять свои полномочия: устанавливать и выплачивать заработную плату учителям, врачам, работникам учреждений культуры и других региональных государственных и муниципальных учреждений, предоставлять услуги образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, осуществлять другие расходы. Таким образом обеспечивается уровень социальной защищенности граждан, доступности и качества бюджетных услуг - за счёт прямых расходов на эти цели из бюджета и в результате предоставления межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету этой системы.

В бюджетной системе Российской Федерации им отведена значительная роль, поскольку ведущее место в выравнивании бюджетной обеспеченности отведена федеральному центру. Статья "Межбюджетные трансферты" является самой большой в структуре бюджета Российской Федерации. В общем объеме межбюджетных трансфертов без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов в 2011 году на долю нового раздела 14 "Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера" приходится 45,2 %, а на долю остальных разделов - 54,8 %.

Таблица 2.1. Расходы федерального бюджета в 2011 году. Электронный ресурс - http: //protown.ru/information/hide/6386.html

Наименование раздела

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура и кинематография

Социальная политика

Здравоохранение

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера

На практике выделяют следующие виды трансфертов:

1. Выравнивающие - используются для выравнивания возможностей регионов для предоставления жителям стандартного набора бюджетных услуг.

2. Налоговые - предоставляются в случае, если бюджетная система несбалансированна по вертикали, т.е. расходы децентрализованы сильнее, чем доходы.

3. Целевые - перечисляются для выравнивания бюджетной обеспеченности населения регионов путём финансирования конкретных расходов.

4. Зеркальные - выделяются для создания у регионов (муниципальных образований) материальной заинтересованности в проведении политики, отвечающей общегосударственным интересам (предоставляются на условиях долевого финансирования расходов, т.е. софинансирования).

5. компенсационные - передаются для компенсации вышестоящим бюджетам возросших расходов или потери доходов в тех случаях, когда причиной таких потерь послужило, например, решение вышестоящих органов власти.

Выбор конкретного механизма передачи средств зависит от задач, которые ставят органы власти, предоставляющие финансовые ресурсы.

Таблица 2.2 Выбор механизма передачи трансфертов. Книга А.Е. Суглобов «Межбюджетные отношения в РФ.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

2. субсидий бюджетам субъектов РФ.

3. субвенций бюджетам субъектов РФ.

4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ.

5. межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Самая распространенная форма финансовой помощи нижестоящим бюджетам - это нецелевые межбюджетные трансферты (дотации), которые позволяют дотационной территории самостоятельно решать, на что потратить полученные средства.

Дотации Ст. 6 БКРФ - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Дотации как метод бюджетного регулирования имеют ряд недостатков:

1. снижают заинтересованность органов власти (получающих дотации) в мобилизации собственных доходов.

2. ставят исполнение бюджета в зависимость от исполнения вышестоящего бюджета, своевременности и полноты перечисления средств.

В настоящее время дотации играют значительную роль в формировании доходов бюджетов, причём их сумма с каждым годом увеличивается.

Межбюджетные трансферты могут быть целевыми, т.е. предоставляемыми на условиях долевого финансирования (субсидии). В этом случае средства для реализации заявленных целей складываются на долевой основе из разных источников - бюджетов.

Субсидия - пособие преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счёт средств бюджета. Субсидии могут быть:

1. прямые (например, прямое финансирование отдельных статей расходов)

2. косвенные - приобретение продукции предприятий, имеющих народнохозяйственное значение по завышенным ценам, или наоборот, продажа предприятий при приватизации по ценам ниже рыночных.

Посредством прямых субсидий государство стимулирует накопление капитала, финансирует капитальные вложения в отраслях, развитие которых необходимо для экономики в целом, но недостаточно прибыльно для самих предприятий. Косвенное субсидирование в основном осуществляется через денежно-кредитную и налоговую политику, а также через механизм монопольно высоких или монопольно низких цен.

Наконец, при компенсации расходов в случае передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляются средства в виде субвенций. При получении такой формы межбюджетных трансфертов территории обязаны тратить средства исключительно на конкретные направления и мероприятия, которые определяют государственные органы власти: содержание учреждений социальной защиты, детские пособия, помощь инвалидам и пр.

Субвенция - вид денежного пособия органам власти со стороны государства на определенные цели.

С 2008 г. в межбюджетных трансфертах относительно бюджетов городских и сельских поселений стал применяться механизм так называемого отрицательного трансферта, который позволяет изымать сверхдоходы у наиболее обеспеченных поселений и перераспределять их в пользу менее обеспеченных в рамках того же муниципального района, где они были изъяты. Такой способ дает возможность повысить эффективность сглаживания различий бюджетной обеспеченности между поселениями одного района.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает следующие условия предоставления межбюджетных трансфертов. Ст. 130 БКРФ

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:

1) устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) превышать установленные Правительством Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются следующие дополнительные меры:

1) подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

2) организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

3) представление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период);

4) проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;

5) иные меры, установленные федеральными законами.

Таким образом, финансовая помощь является неотъемлемым элементом доходов региональных и местных бюджетов в Российской Федерации.

Основная часть межбюджетных трансфертов в соответствии с Бюджетным кодексом РФ группируется исходя из целей, на которые они предназначены, в рамках нескольких специально созданных фондов.

Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) является основным дотационным каналом и формируется за счёт средств федерального бюджета. Средства этого фонда используются, главным образом, в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и распределяются между регионами в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ.

Объем ФФПР на очередной финансовый год утверждается при рассмотрении проекта Федерального закона о бюджете во втором чтении, а распределение дотаций из Фонда между субъектами Российской Федерации утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о бюджете в третьем чтении.

Дотации из ФФПР предоставляются тем субъектам Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности с учетом дотаций из Фонда не может превышать уровень расчетной бюджетной обеспеченности иного субъекта Федерации, который до распределения дотаций имел более высокий уровень расчетной бюджетной обеспеченности.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Федерации.

Согласно Закону о бюджете Российской Федерации в 2011 г. дотации должны быть представлены 69 регионам России из 83, а в 2012-2013 их число уменьшится на один и составит 68 регионов.

Фонд компенсаций используется для предоставления субъектам Федерации целевой финансовой помощи (субвенций) на реализацию федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. Распределение субвенций Фонда проводиться между всеми без исключения субъектами Федерации, вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения.

Фонд софинансирования расходов (ФСР) создан для стимулирования субъектов Федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. Средства (субсидии) ФСР должны распределяться между всеми без исключения субъектами Федерации для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социальнозначимых расходов (прежде всего на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.

Таблица 2.3 Характеристика фондов финансовой поддержки. Книга А.Е. Суглобов «Межбюджетные отношения в РФ»

Наименование фонда

Принцип распределения

(на формализованной основе)

Тип финансовой помощи

Фонд финансовой поддержки субъектов РФ

Выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам

Формула на основании оценки минимального уровня расчётной бюджетной обеспеченности

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности (выделение средств с особыми условиями перечисления или пользования)

Фонд компенсаций

Финансирование федеральных законов (т.е. государственных полномочий). Как правило, пособия и льготы населению

Формула на основе численности населения

Субвенция на финансирование федеральных законов

Федеральный фонд софинансирования расходов

Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

Формула на основе нормативных расходов и их частичного возмещения

Субсидии на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

Правительство любого государства часто использует такой инструмент, как межбюджетные трансферты. Они представляют собой суммы которые переходят из одного бюджета в другой и, как правило, предназначены для реализации определенных целей.

Выделяют следующие формы межбюджетных трансфертов:

  • субсидии;
  • субвенции;
  • дотации.

Под субсидиями понимается долевое участие в финансовом обеспечении конкретного проекта. Их сумма и направление расходования строго определены сметой, могут предоставляться не только бюджетам других уровней, но и хозяйствующим субъектам и даже физическим лицам.

Субвенции - это межбюджетные трансферты, которые переходят из одного бюджета в другой либо на нужды юридического лица. Характерной особенностью этой формы является безвозвратная и безвозмездная основа, а также строго целевое расходование средств.

Дотациями являются средства, которые предоставляются в бюджеты других уровней на безвозмездной основе, не требующей возврата в дальнейшем, кроме того, отсутствует необходимость целевого использования.

Главным отличием субвенций и дотаций считается тот факт, что в первом случае средства из бюджетной системы предназначены для конкретных целей. При несоблюдении определенной направленности получатель денег обязан вернуть их в полном объеме. А субсидии и субвенции отличаются друг от друга масштабностью инвестирования, ведь первое понятие предполагает лишь долевое участие, а не полное финансирование. Объединяет все вышеперечисленные формы тот факт, что все межбюджетные трансферты перечисляются на безвозмездной основе.

Если говорить о законодательстве, то можно выделить главную тенденцию, которая раскрывает направление Например, из федерального бюджета отчисляются суммы на государственное поддержание стабильности отдельных субъектов системы бюджетирования в виде дотаций, а также перечисляются средства в бюджеты других уровней и в виде субвенций и субсидий.

Зачастую правительство формирует Федеральный фонд, обеспечивающий совместное финансирование расходов местного назначения в форме субсидий в случае, когда бюджеты других уровней не могут справиться самостоятельно. А совокупность субвенций бюджета федерального относится к Федеральному фонду компенсаций.

Каждый субъект РФ организует собственный фонд, который также может предоставлять межбюджетные трансферты. Как правило, они предназначены для финансирования стабильной работы муниципальных единиц в форме дотаций, а субвенции и субсидии, предоставляемые местным бюджетам и автономным округам, базируются на конкретных договорах и соглашениях с вышестоящими бюджетами. Сумма средств в виде дотаций рассчитывается на основе показателей численности населения конкретного субъекта. Для их перечисления был создан специальный фонд финансирования поселений или муниципальных районов регионального уровня.