Система управления охраной труда (суот). Современные методы управления охраной труда на предприятии Создание и внедрение суот

ПРОКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Система охраны труда работающих предназначена для создания безопасной работы персонала и организации меро­приятий по созданию высокого общего уровня производственной среды и культуры производства.

В общем виде структура системы охраны труда персонала при­ведена на рисунке 14.1.

Рисунок 15.1 – Структура системы охраны труда работающих

Подсистема обеспечения безопасной работы персонала пред­назначена для создания безопасной эксплуатации и обслужива­ния оборудования, профилактики и ликвидации пожаров, а также ограничения их последствий. В автоматизированном производстве роль этой подсистемы возрастает, так как возрастает насыщенность производства автоматическими средствами, работающих от ЭВМ, и представляющими особую опасность для работающих. Большое значение приобретает защита от воздействия механических уст­ройств. На планировке автоматизированных участков необходимо предусматривать защитные ограждения у основного и вспомогательного оборудования и пульты аварийного отключения его. Рекомендуемая высота ограждения 1,3 м от уровня пола при усло­вии, что расстояние от исполнительных устройств автоматизиро­ванного комплекса до ограждения составляет не менее 0,8 м. Ограждения рекомендуется выполнять из труб, обшитых метал­лической сеткой с ячейками 60x60 мм. Ограждения следует окра­шивать в соответствии g требованиями ГОСТ 12.4.026-76 в виде чередующихся наклоненных под углом 45…60 0 полое шириной 150…200 мм желтого и черного цвета при соотношении ширины полос 1:1 .

При использовании подвесного транспорта под проходами, проездами и рабочими местами в целях предупреждения несчаст­ных случаев необходимо предусматривать под зоной движения за­щитные сетки или другие устройства, предупреждающие падение перемещаемых изделий.

Скорость перемещения исполнительных устройств промышлен­ных роботов во время программирования и обучения не должна превышать 0,3 м/с. Запрещается присоединять и отсоединять зах­ватные устройства без предварительного отключения последних от источника питания. Все захватные устройства для манипулирования должны быть снабжены устройствами блокирования от вы­падения изделия при прекращении подачи электро- и гидроэнер­гии. Захватные устройства, робокары часто оснащают защитными скобами, срабатывающими при контакте захвата с препятствием на пути его перемещения.

Ограждение рабочей зоны автоматизированного участка может быть выполнено с применением устройств, использующих различ­ные контактные, силовые, ультразвуковые, индукционные, светолокационных и другие датчики. К числу таких устройств относя­тся трапики, переходные мостики, буфера и т. п.



Светолокационные датчики (например, датчики, работающие на просвет) определяют месторасположение человека в рабочей зоне автоматизированного участка. На рисунке 14.2 приведены типо­вые схемы планировки рабочих позиций и размещения на них светолокационных стоек.

Защитное устройство работает следующим образом. Пересе­чение светового луча человеком при его входе в зону рабочего про­странства приводит к включению лампочек-светофоров стоек, ограничивающих эту зону. Если промышленный робот находится в этой зоне, либо входит в нее, формируется команда на аварийное торможение и выключение движения робота.

Вместе с тем для увеличения безопасности обслуживающего персонала предусматривают до­полнительные устройства, на­пример, выдвижные упоры, рас­полагаемые в местах, ограничи­вающих рабочую зону автомати­ческих транспортных средств. Эти упоры выдвигаются как по команде от оператора, так и по защита от стружки и СОЖ может быть индивидуальной (защит­ные костюмы, очки, специальная обувь и т. п.) и может осущест­вляться с помощью оградительных средств, которые могут быть стационарными, подвижными и переносными

1 – технологическое оборудование; 2 – промышленный робот; 3 –излучатель; 4 – приемник

Рисунок 14.2 – Типовые схемы планиро­вок роботизированных

комплексов и размещение на них светолокационных стоек

Должны быть приняты меры, обеспечивающие защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электриче­ской дуги, электромагнитного поля и статического электричества. Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами по­жарной профилактики и активной пожарной защиты. Пожарная профилактика включает комплекс мероприятий, необходимых для предупреждения возникновения пожара или уменьшения его воздействия. Активная пожарная защита обеспечивает успешную борьбу с возникающими пожарами. При проектировании механо­сборочного производства для активной пожарной защиты преду­сматривают систему пожарных водопроводов, стационарные по­жарные установки автоматические и ручные с дистанционным пу­ском, огнетушители и противопожарные щиты с ящиками для песка.

Подсистема обеспечения санитарных условий труда предназна­чена для соблюдения санитарных норм воздушной среды, осве­щенности, чистоты помещений, защиты от вибраций, шума, а также, проведения мероприятий по производственной эстектике. Одним из необходимых условий здорового и высокопроизводи­тельного труда является обеспечение санитарных норм воздушной среды в рабочей зоне помещений, т. е. в пространстве высотой до 2 м над уровнем пола, путем устранения воздействия таких вредных производственных факторов, как пары, пыль, избыточ­ные теплота и влага.

Правильно спроектированное и выполненное освещение в произ­водственных цехах способствует обеспечению высокой производи­тельности труда и качества выпускаемой продукции. Сохранность зрения, сотояние нервной системы работающих и безопасность на производстве в значительной мере зависят от условий освещения. Культура производства в значительной степени определяется правильной организацией работ по обеспечению чистоты помеще­ний. При проведении этих работ следует облегчать труд рабочих по уборке путем механизации этих работ.

По характеру и способам проведения уборочные работы можно разделить на уборку помещений (конторских, цеховых произ­водственных, бытовых, складских и т. п.) и уборку на высоте (мытье окон, остекление фонарей, уборка межфонарного про­странства, карнизов, стен, осветительной арматуры и т. п.). Каждая разновидность уборочных работ требует своих способов механизации и организации их выполнения.

Все уборочные работы должны проводиться по графику, ко­торый составляют в соответствии с руководящими материалами. Уборочные работы на высоте требуют специальной подготовки рабочих и применения соответствующих механизмов и устройств. Увеличение производительности и, как следствие, рост мощ­ности и быстроходности производственного оборудования при одновременном снижении его материалоемкости сопровождается усилением вибраций. Воздействие вибраций не только ухудшает самочувствие работающих и снижает производительность труда, но часто приводит к тяжелому профессиональному заболеванию – виброболезни. Поэтому при проектировании механосборочного про­изводства вопросам борьбы с вибрацией должно уделяться большое внимание. Введение дистанционного управления цехами и участ­ками позволит полностью решить проблему защиты от вибраций. Шум на производстве причиняет большой ущерб, вредно воз­действуя на организм человека и снижая производительность труда. Утомление рабочих и операторов вследствие сильного шума увеличивает число ошибок при работе, способствует повышению травмирования. При проектировании цехов выполняют расчет ожидаемого уровня шума на рабочих местах и предусматривают необходимые противочумные мероприятия: изменения в конструк­ции шумообразующего источника; заключение его в изолирующие кожухи; использование глушителей шума при выпуске сжатого воздуха из пневмосистемы; размещение наиболее мощных источ­ников шума в звукоизолирующих помещениях; использование зву­копоглощающей облицовки потолков и стен, штучных звукопоглотителей и звукопоглощающих экранов, виброизолирующих фунда­ментов или амортизаторов под оборудование. Если невозможно снизить уровень шума до допустимых пределов путем проведения перечисленных мероприятий, следует применять индивидуальные средства защиты работающих – заглушки (тампоны из ультратон­кого стекловолокна) и наушники. В ряде случаев при проектировании производственных процессов необходимо обращать внимание на средства защиты не только от шума, но и от инфра- и ультразвука.

Производственная эстетика, оказывая психологическое воз­действие на человека, также влияет на производительность труда, поэтому проведению различных мероприятий по улучшению эстетического оформления помещений следует также уделять большое внимание.

Подсистема обслуживания работающих предназначена для создания нормальных условий для работы путем организации бы­тового и медицинского обслуживания, а также служб обществен­ного питания.

По видам обслуживания и размещения объектов бытовое обслуживание можно разбить на три группы:

местное, в повседневное рабочее время, в радиусе 50…90 м – курительные, санитарные узлы, питьевые устройства;

цеховое и межцеховое, повседневное и периодическое, в радиу­се 200…400 м – комплекс гардеробов, умывальников и душевых помещений;

общезаводское, повседневное и периодическое, в радиусе 500…800 м - прачечные, ремонтные и другие объекты.

В механосборочных цехах создают фельдшерский пункт при числе работающих 300…800 , а в цехах с повышенной опасностью в отношении травматизма и профессиональных заболеваний - при меньшем числе работающих. По видам обслуживания и разме­щения объекты медицинского обслуживания имеют деление, так же как бытовое обслуживание. К местному медицинскому обслу­живанию относят санитарные посты, площадь которых принимают из расчета 0,01 м 2 на одного человека в смену с максимальным коли­чеством персонала и комнаты личной гигиены женщин, на кото­рые предусматривают площади из расчета 0,1 м 2 на одну рабо­тающую женщину в смене с максимальным количеством персо­нала. Цеховое медицинское обслуживание осуществляют здрав­пункты. Их площадь рассчитывают по норме 0,06…0,08 м 2 на одного работающего в смене с максимальным количеством пер­сонала. Обычно основная площадь здравпунктов состоит из не­скольких комнат общей площадью 48 м 2 . Дополнительно выделяют площадь для санитарного узла.

К службам местного общественного питания относят торговые автоматы, киоски и лотки. Службы цехового общественного пита­ния включают буфеты, столовые-раздаточные, столовые-доготовочные (обеды из полуфабрикатов).

2.1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ).

2.2. Основные принципы и задачи СУОТ

2.3. Общая структура управления охраной труда

2.4. Порядок разработки и внедрения СУОТ

2.5. Требования стандарта OHSAS 18001 (ДСТУ-П OHSAS 18001). Особенности и сфера применения.

2.1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (суот).

Система управления охраной труда (СУОТ) - это совокупность органов управления предприятиями, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целенаправленную, планомерную деятельность по осуществлению задач и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда.

Создание СУОТ осуществляется путем последовательного определения цели и объекта управления, задач и мероприятий по охране труда, функций и методов управления, построения организационной структуры управления, составления нормативно-методической документации.

Главная цель управления охраной труда является создание здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

Субъектом управления в СУОТ на предприятии в целом является руководитель (главный инженер), а в цехах, на производственных участках и в службах - руководители соответствующих структурных подразделений и служб. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их своевременной реализацией осуществляет служба охраны труда предприятия, которая подчинена непосредственно руководителю предприятия (главному инженеру). Субъект управления анализирует информацию о состоянии охраны труда в структурных подразделениях предприятия и принимает решения направленные на приведение фактических показателей охраны труда в соответствие с нормативными.

Объектом управления в СУОТ является деятельность структурных подразделений и служб предприятия по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятия в целом.

Охрана труда базируется на законодательных, директивных и нормативно-технических документах. При управлении охраной труда не должны приниматься решения и осуществляться мероприятия, которые противоречат действующему законодательству, государственным нормативным актам об охране труда, стандартам безопасности труда, правилам и нормам охраны труда.

CУОТ должна состоять из следующих элементов приведенных на рис. 2.1, которые должны содержать следующую информацию:

1. Официально определены принципы и цели (политики) работодателя по вопросам охраны труда в том числе определение нормативно-правовых актов по охране труда, действующих на предприятии

2. Указывать работодателя в системе управления охраной труда

3. Схема взаимосвязей и распределение обязанностей между руководством высшего звена их обязанности и ответственность

4. Установлены функций для структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах

5. Ресурсы для возможности реализации задач СУОТ

6. Утвержденные формы документации, действующей в системе управления

7. Порядок привлечения работников к СУОТ

8. Систему профессионального отбора, обучения и инструктажей по вопросам охраны труда

9. Порядок обмена информацией между всеми уровнями управления и рабочими

10. Механизм идентификации вредных и опасных производственных факторов в том числе с помощью общественно-административного контроля

11. Систему учета, анализа и оценки рисков возникновения несчастных случав

12. Систему и порядок планирования (меры должны быть конкретными и поддаваться контролю)

13. Процедуры и мероприятия по корректировке системы и возможности ее усовершенствования

Рис. 2.1. Основные элементы СУОТ

14. Порядок предупреждения аварийных ситуаций, и подготовку персонала

15. Процедуры оценки на соответствие требованиям безопасности материально-технического обеспечения

16. Требования к подрядным организации

17. Мониторинг выполнения и оценки результативности действия системы на уровне высшего руководства

18. Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

19. Систему проверок (аудита) по определению ли элементы системы управления адекватными и эффективными и порядок подготовки аудиторов

К основным функциям управления охраной труда относятся:

    прогнозирование и планирование работ, их финансирование;

    организация и координация работ;

    учет показателей анализ и оценка состояния условий и безопасности труда;

    контроль за функционированием СУОТ;

    стимулирование работ по совершенствованию охраны труда.

Функционирование системы обеспечивается руководителем предприятия и реализуется через комплекс организационных мероприятий.

Выполнение управленческих решений по вопросам охраны труда и обеспечения функционирования СУОТ в структурных подразделениях осуществляется руководителями этих подразделений .

Организационно-методическое руководство и координацию деятельности всех структурных подразделений предприятия в рамках СУОТ осуществляет служба охраны труда .

В управлении охраной труда, кроме штатных должностных лиц и структурных подразделений принимают участие профсоюзный комитет (цеховые комитеты) с его комиссией по охране труда и общественных инспекторов по охране труда или другие уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда, задачи и функции которых должны быть определены соответствующими положениями.

В целом организационная структура управления охраной труда базируется на координирующей роли службы охраны труда, в соответствии с действующим на предприятии положения, наделена необходимыми полномочиями и участвует в осуществлении всех функций, связанных с обеспечением безопасности труда.

Преимущественное право разрабатывать и представлять руководству предприятия на рассмотрение и утверждение организационно-распорядительные документы по вопросам охраны труда имеет служба охраны труда.

Если возникает необходимость разработки таких документов структурными подразделениями (отделами и т.п.) они подлежат обязательному согласованию со службой охраны труда.

Большое значение в создании безопасных и безвредных условий труда имеет стандартизация. Она позволяет применять действенные меры по повышению технического уровня и упорядочения разработки нормативно-технической документации по безопасности труда.

В нашей стране создана система стандартов безопасности труда, представляет собой комплекс большого количества взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение труда. Эта система устанавливает общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию и процессов, требования к средствам защиты работающих, методы оценки безопасности труда.

СУОТ предприятия устанавливает единый порядок деятельности руководителей структурных подразделений и других должностных лиц по вопросам охраны труда: целевые задачи и функции подразделений, обязанности должностных лиц, порядок планирования профилактической работы, систему контроля за состоянием охраны труда и соблюдением работающими требований правил, норм и инструкций по охране труда, а также основные положения экологического регулирования и мотивации работы по охране труда на предприятии.

Основные задачи управления охраной труда можно выразить кратко - обеспечение соблюдения требований НПАОП безопасности условий труда и безопасности технологических процессов и производственного оборудования, а также внедрение национальной концепции развития в сфере управления охраной труда.

СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

премирование работников за длительную безаварийную работу;

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

Пирамида происшествий

происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ

Система охраны труда включает:

Мероприятия охраны труда;

Функции охраны труда;

Органы управления, лаборатории и учебные подразделения охраны труда;

Средства охраны труда.

Мероприятия охраны труда

Правовые мероприятия;

Социально-экономические мероприятия;

Организационно-технические мероприятия;

Санитарно-гигиенические мероприятия;

Лечебно-профилактические мероприятия;

Реабилитационные мероприятия.

Функции охраны труда

Производственная санитария

Техника безопасности

Пожарная безопасность

Органы управления охраны труда

Государственные органы управления охраны труда (департамент и комитеты по заработной плате, охране труда и социальному портнерству).

Федеральная служба по труду и занятости (Федеральная инспекция труда) и государственные инспекции труда территорий.

Технические инспекции труда профсоюзов.

Службы охраны труда организаций.

Комиссии и комитеты по охране труда организаций.

Лаборатории и учебные подразделения охраны труда

Лаборатории по аттестации рабочих мест.

Кабинеты охраны труда.

Уголки охраны труда.

Курсы охраны труда

Центры безопасности труда.

Средства охраны труда

Коллективные средства защиты.

Индивидуальные средства защиты.

Средства обучения

Средства аттестации рабочих мест

Средства автоматизации

3.10. Органы управления охраной труда

Управление охраной труда обеспечивается системой включающей:

Органы государственного управления охраной труда

Службы охраны труда в организациях

Комитеты и комиссии по охране труда

Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ, а непосредственно Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в котором создан департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной службой по труду и занятости и государственными инспекциями труда территорий.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами условий труда субъектов РФ.

Сертификация работ по охране труда и аудит безопасности осуществляется в рамках ССОТ.

Служба охраны труда в организации

В целях в каждой организации, осуществляющей, с численностью более 50 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При их отсутствии работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Комитеты (комиссии) по охране труда

В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты или комиссии по охране труда. В их состав входят представители работодателей и профсоюзов.

Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами.

3.11. Алгоритм управления охраной труда на предприятии

Цели охраны труда

Алгоритм управления охраной труда

1 группа мероприятий

1 Создание Системы управления охраной труда

2 Применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников

3 Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда

4 Проведение медицинских обследований

5 Обязательное страхование от несчастных случаев ыэ производстве и профессиональных заболеваний

2 группа мероприятий

6 Разработка и утверждение инструкций по охране труда

7 Обучение и инструктаж по охране труда

8 Организация контроля за состоянием условий труда

9 Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболевании

10 Недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, медосмотр

Принципы формирования и порядок внедрения

Система управления охраной труда, являясь составной частью общей системы управления деятельностью предприятия, направлена не только на создание оптимальных условий труда, но и на использование резервов производства, повышение производительности труда и значительное улучшение качества выпускаемой продукции. Она осуществляется органами управления предприятия с активным участием в этой работе профсоюзной организации и всего трудового коллектива для создания и обеспечения высокопроизводительных, безопасных и безвредных условий груда при выполнении строительно-монтажных работ на основе соблюдения правил и норм техники безопасности и производственной санитарии. Как известно, основной задачей СУОТ является проведение оперативных профилактических мероприятий по охране труда, предупреждающих случаи травматизма и профзаболеваемости. Если такие случаи произошли в течение периода между плановыми проверками, то это означает, что в системе не сработал механизм управления. Поэтому обоснование структуры и определение функций представляют собой обязательный этап по созданию эффективной системы управления охраной труда.

Структура системы управления охраной труда включает в себя все производственные подразделения и службы предприятия (объединения), которые участвуют в разработке и реализации мероприятии по созданию безопасных и здоровых условий труда (каждый на своем уровне). Эта структура характеризуется составом служб и подразделений, составом и распределением между ними задач и функций по управлению охраной труда, а также средств, необходимых для их выполнения. Элементами системы являются мероприятия, технические средства, нормативно-технические документы, формирующие систему и обеспечивающие нормальное ее функционирование.

Взаимосвязь между элементами системы обеспечивается комплексными планами, стандартами предприятий по безопасности труда, коллективными договорами, нормативными документами, регламентирующими порядок разработки, внедрения и функционирования системы. Основные функции в системе управления охраной труда для строительных организаций определяются исходя из структуры системы. Основой для формирования системы является схема управления. Анализ схемы показывает, что при решении задач в области охраны труда благодаря внедрению СУОТ обеспечивается исполнение многих функций, в первую очередь таких, как разработка для конкретных условий и установление правовых норм, определение обязанностей и ответственности конкретных работников за нарушение правил и условий техники безопасности и производственной санитарии, планирование и последовательная реализация комплекса мероприятий по охране труда, создание системы обучения, аттестации и повышения квалификации ИТР и рабочих в области охраны труда; широкое внедрение стандартов по безопасности труда, введение единой методики оценки уровня безопасности условий производства; создание системы оперативного и эффективного контроля за состоянием безопасности производственных условий; укрепление и повышение квалификации службы по технике безопасности; развертывание массового соревнования за лучшие результаты работы по охране труда, повышение активности членов трудовых коллективов и общественных организаций за создание здоровых и безопасных условий труда; организация пропаганды передового опыта и безопасных методов труда, внедрение единой методики учета и отчетности по охране труда.



При решении задач СУОТ необходимо обеспечивать:

широкое привлечение рабочих к активному участию в обеспечении безопасности труда;

приемку строительных площадок перед началом производства строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями норм;

систематический контроль за соблюдением технологии работ, правильным решением вопросов безопасности труда в проектах производства работ;

совместную работу хозяйственных и профсоюзных органов за соблюдением техники безопасности;

встречи руководителей трестов, строительных и специализированных управлений, начальников участков, руководителей работ с бригадирами и общественными инспекторами по охране труда по конкретным вопросам техники безопасности и производственной санитарии;

комплекс пропагандистских мероприятий с использованием кабинетов и уголков по технике безопасности, передвижных громкоговорящих устройств, магнитофонов, учебных и пропагандистских фильмов, плакатов, знаков безопасности и т. п.;

каждый объект специальным стендом, отражающим состояние травматизма за каждый день;

оснащение бригад комплектом средств коллективной и индивидуальной защиты и строгий контроль за их использованием.

Среди всех принципов формирования систем управления применительно к системе охраны труда следует выделить:

методологический , позволяющий использовать общие законы теории управления применительно к конкретной обстановке;

организационный , заключающийся в определении организационной и функциональной структуры управления и четкости действия ее звеньев;

технический , использующий инженерное обоснование и сочетание в средствах труда единства максимальной безопасности, эффективности и качества труда;

практический , обеспечивающий выполнение работ методами, предотвращающими опасность в трудовых процессах;

социологический ‑ путем планомерной организации работ по профориентации, обучения рабочих кадров, воспитания творческого отношения к труду и повышения уровня охраны труда на рабочих местах;

самоконтроля ‑ основанный на внедрении и воспитании управляющих воздействий в процессах производства работ;

самоуправляемости , позволяющий применять изменяемость, гибкость и адаптируемость системы при возможных переменах условий функционирования системы.

Приведенные принципы являются обязательными для формирования системы управления охраной труда и обеспечения ее эффективного функционирования в динамических условиях современного производства. Несоблюдение всех указанных принципов при формировании системы или нарушение их при реализации управления в различных аспектах ее действия приводят к снижению эффективности конечного результата.

Практика показывает, что к основным недостаткам в формировании системы управления следует отнести: неправильное понимание роли управления в конкретных условиях производства; подмену практического осуществления управления нормативными документами и инструкциями; отсутствие четко сформулированной как общей, так и частных задач управления охраной труда; неполное использование всех методов и средств охраны труда.

Формирование системы управления охраной труда происходит постепенно, включая несколько последовательных этапов, основные из которых следует выделить:

первый - период паспортизации условий труда, комплексного, перспективного планирования и финансирования мероприятии по охране труда. Организация системы обучения и аттестации работников по вопросам охраны труда. Четкое распределение обязанностей и определение прав всех должностных лиц на различных участках производства. Систематизация и повышение роли службы техники безопасности в решении производственных задач;

второй - отработка деятельности единой системы контроля за состоянием охраны труда. Совершенствование форм и повышение роли стимулирования за лучшее состояние охраны труда на отдельных рабочих участках. Развитие пропаганды передового опыта и внедрение безопасных методов труда. Повышение активности работы общественных организаций и участие трудовых коллективов в решении задач охраны труда;

третий - решение задачи организационного оформления этой системы, разработка основных нормативных документов, установление правовых, организационных и экономических основ деятельности созданной системы.

Основополагающие документы образуют специальную подборку материалов, которая доводится до сведения всех ИТР и хранится в службе техники безопасности. Эти документы регламентируют права, обязанности и ответственность работников за состоянием охраны труда, устанавливают порядок и правила разработки нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы управления охраной труда.

При создании организационной основы системы управления охраной труда определяются ее структура и функции применительно к конкретным условиям строительства, устанавливаются методика планирования, обучения и контроля в области охраны труда, порядок и способы оценки уровня безопасности производственных условий и отдельных процессов, проводится организация соревнования за безопасный труд.

Экономические основы системы управления включают в себя порядок финансирования работ по охране труда, оценку эффективности внедряемых мероприятий, морального стимулирования работников строительной организации в зависимости от состояния охраны труда.

При формировании системы общее организационное руководство осуществляет координационный совет, возглавляемый главным инженером. Для разработки нормативных и методических документов создаются рабочие группы из специалистов. В период разработки отдельных вопросов и внедрения их в практику работы изучается опыт передовых организаций, уже использующих в своей работе систему управления охраной труда.

Обшей методической основой формирования системы и функционирования отдельных ее звеньев служит Типовое положение о единой системе управления охраной труда с последующей разработкой положений для каждой строительной организации с учетом ее конкретных условий.

Формирование структуры и распределение обязанностей в отдельных звеньях управления охраной труда строительной организации базируются на положениях общей теории управления и включают в себя три обязательных компонента: объект (строительная площадка) управления (управляемая часть) системы, управляющий орган (бригадиры и должностные лица-линейные ИТР и аппарат организации); управляющее воздействие, с помощью которого реализуются принятые решения по безопасности труда путем использования организационных, технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и других методов. Процесс формирования безопасных и безвредных условий труда включает в себя предотвращение и устранение нарушений норм и правил охраны труда должностными лицами и непосредственно исполнителями при выполнении работ.

Основная цель строительной организации - повышение эффективности производства при постоянном обеспечении безопасных и здоровых условий, труда, поэтому для деятельности строительной организации как системы управления охраной труда необходимо сформулировать цели и задачи (содержание) для всех уровней управления (подсистемы) в виде классификатора требований безопасности труда и комплексных мероприятий, определить связи, зависимости между уровнями и структуру взаимодействия между ними, вовлечь все должностные лица на соответствующих подсистемах по выполнению их обязанностей, направленных на предупреждение нарушений и обеспечение безопасности труда на рабочих местах. Построенные таким образом задачи содержания работы в звеньях управления и связей между ними а также установление взаимодействия должностных лиц будет представлять собой схему системы управления охраной труда в строительной организации.

Классификатор требований безопасности труда или их возможных нарушений, в которых сформулированы основополагающие требования безопасности труда или, наоборот, наиболее часто встречающиеся нарушения этих требований на рабочих местах, объектах и участках можно рассматривать в качестве объектов, а их пункты - в качестве локальных объектов управления.

Так как нарушения техники безопасности происходят в бригаде, где непосредственно протекает трудовой процесс, то содержание классификаторов нарушений безопасности труда позволяет предопределить цели и содержание других уровней управления, деятельность и взаимодействие всех вышестоящих по подчиненности должностных лиц (мастера, участкового механика прораба, начальника участка, главного механика, главного энергетика и т. д.), разработать систему оценки их деятельности по охране труда и другие факторы.

В связи с этим при разработке классификатора нарушений следует рассматривать работающего (его личные факторы) как потенциального нарушителя техники безопасности с обязательным учетом орудий и предметов труда, взаимодействия работающего с окружающей производственной средой, а также с учетом организации труда на рабочих местах и на строительной площадке.

Исходя из имеющегося опыта практической деятельности по профилактике травматизма в отрасли рекомендуется классификатор нарушений требований безопасности (табл. 1). В данном классификаторе сгруппированы по десяти пунктам 25 наиболее характерных нарушений требований охраны труда, встречающихся на строительных площадках. Следует отметить, что данный классификатор может быть положен и основу, дополнен и уточнен с учетом специфики конкретных условий строительства, видов и степени опасности выполняемых работ. Примером видоизмененного аналогичного документа могут служить классификаторы, разработанные ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР и ЦК профсоюза, представляющие многоуровневую структуру подчинения, последовательности действий, а также взаимодействий должностных и руководящих лиц по обеспечению высокопроизводительного и безопасного труда на отдельных рабочих местах, объектах и участках.

Каждый уровень включает: локальные объекты управления, цели и задачи - классификатор основных требований безопасности труда (КБТ). Кроме того, для каждого уровня устанавливаются управляющие органы.

Классификаторы КБТ-единые для всех уровней управления:

для бригадира невыполнение пунктов рассматривается как выполнение процесса с нарушением безопасности труда; на уровне объема и участка нарушение пунктов классификаторов рассматривается как необеспеченно безопасности труда на рабочих местах, отсутствие кот роля за выполнением этих требований со стороны линейных ИТР, а для руководящих должностных лиц - не обеспечение безопасности труда на всех уровнях строительного производства.

Таблица 1.

Классификатор нарушений требований безопасности труда на объекте (КБТ)

№ группы Индекс нарушения Содержание нарушения
1.1 Захламленность рабочих мест и проездов
1.2 Работа при недостаточном освещении
2.1 Несвоевременность проведения инструктажа
2.2 Работа без удостоверения на производстве работ или механизированных процессов
2.3 Отсутствие дежурных по охране труда
3.1 Отсутствие спецодежды, спецобуви при производстве работ
3.2 Отсутствие предохранительного пояса
3.3 Отсутствие защитной каски
4.1 Нарушение правил эксплуатации или неисправность машин, механизмов, электрооборудования
4.2 Неисправность или нарушение правил работы с ручным и немеханизированным инструментом
5 1 Работа с нарушением требований ППР, правил эксплуатации (неисправность) грузозахватных приспособлений
5.2 То же монтажной оснастки
5.3 То же тары
6.1 Нарушение при работе инструкций по охране труда
6.2 Нарушение нарядов-допусков
6.3 Несоблюдение порядка ведения журнала первой ступени трехступенчатого контроля
6.4 Применение опасных приемов труда
7.1 Использование в работе некачественных строительных конструкций и изделий
8.1 Выполнение работ без ограждения опасных зон, проемов улавливающих устройств
8.2 Работа без крепления котлованов, траншей и других выемок, отсутствие переходных мостиков, трапов, лестниц, стремянок и т. п.
9.1 Работа с нарушением правил эксплуатации лесов, подмостей
9.2 Нарушение правил складирования конструкций, материалов и изделий
9.3 Работа с нарушением требований пожаровзрывоэлектробезопасности
10.1 Нахождение в нетрезвом состоянии на строительной площадке или в бытовых помещениях

С учетом этих положений и формируются функциональные обязанности должностных лиц по охране труда. Каждое должностное лицо отвечает и получает оценку за выполнение определенных пунктов классификаторов в соответствии с возложенными на них обязанностями.

Основное условие эффективной деятельности структуры в системе управления по подчиненности состоит в том, что если на уровне бригады основная ее цель заключается в выполнении работ без нарушений требований безопасности труда (практическая реализация правил и норм), то на вышестоящих уровнях управления главной задачей должностных лиц являются своевременное обеспечение требований безопасности труда в бригаде и контроль за ходом выполнения этих требований.

Помимо осуществления оперативного контроля и принятия решений по выполнению требований безопасности труда, заложенных в классификаторе КБТ, необходимо, чтобы эти требования подкреплялись системой перспективных мер комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий.

Система управления представляет собой многоуровневую подчиненность должностных лиц в соответствии с их функциональными обязанностями по обеспечению выполнения требовании безопасности труда, предусмотренных СНиП ІІІ-4-80* «Техника безопасности в строительстве» (прил. 1) и соответствующими документами министерств, ведомств.

Таким образом, система управления охраной труда в уровне СУ (СМУ) представляет собой структуру включающую 5 уровней: бригада, линейные ИТР, начальник участка (ст. прораб), специалисты и должностные лица аппарата управления, начальник и главный инженер организации. На каждом из этих уровней в соответствии с классификаторами решаются соответствующие вопросы и выполняются должностные и служебные функции в области обеспечения безопасных условии труда.

Основными задачами в управлении охраной труда на определенных уровнях являются следующие:

1-й уровень (бригада) - выполнение бригадой (бригадиром) требований технологии и безопасности труда и оценка этой деятельности по классификатору безопасности труда КБТ (табл. 2);

Таблица 2.

Классификатор нарушений требований безопасности труда (КБТ)

п.п. Содержание нарушений правил и норм охраны труда
Работа без дежурных по охране труда, без обучения, инструктажа, проверки знаний по технике безопасности рабочих и ИТР, без удостоверений на право эксплуатации строительных машин, механизированного инструмента электрооборудования и т. п.
Работа без индивидуальных средств защиты (спецодежды, спецобуви, поясов, касок и др.), с нарушением правил их применения
Нахождение на строительной площадке и в санитарно бытовых помещениях лиц в нетрезвом состоянии
Работа на неисправном оборудовании (строительные машины, грузоподъемные краны, механизмы, электрооборудование, механизированный и ручной инструмент, транспортные средства и др.), нарушение правил их эксплуатации с неисправными или не соответствующими ППР грузозахватными приспособлениями, тарой, монтажной оснасткой
Использование некачественных строительных конструкций, немаркированных изделий, неизвестных составов и т. п.
Работа без ППР, нарядов-допусков или нарушение установленных в них требований, в том числе применение опасных приемов труда
Работа без ограждения опасных зон, проемов, без крепления выемок, котлованов, без средств коллективной защиты. Работа с нарушением правил эксплуатации лесов, подмостей, со случайных средств подмащивания, без переходных мостиков, трапов и т.д.
Выполнение работ при недостаточном освещении, захламленность рабочих мест, нарушение правил складирования конструкций, материалов и изделий, загромождение проходов и проездов
Работа без документации по технике безопасности или с нарушением правил ее ведения (отсутствие графика совмещенных работ, журнала производства работ, журнала оперативного контроля в бригаде, на объекте, участке; инструкций, стандартов ССБТ, журнала инструктажа и др.)
Невыполнение предписаний, приказов, распоряжений по охране труда
Работа без знаков безопасности (в опасных зонах, в проездах, с электроустановками и т.п.), средства наглядной агитации
Несоблюдение правил пожаро-, взрыво и электробезопасности на объекте и в санитарно-бытовых помещениях

2-й уровень (объект) - организация и обеспечение линейными ИТР (мастером, прорабом, механиком) безопасных условий труда на объектах и оценка этой деятельности по классификатору КБТ;

3-й уровень (участок) - организация и обеспечение начальником участка (старшим прорабом) безопасных условий труда на рабочих местах в целом на объекте и оценка их деятельности по классификатору КБТ;

4-й уровень - организация, обеспечение и контроль выполнения требований безопасности труда аппаратом управления и оценка этой деятельности по классификаторам КБТ и ККП;

5-й уровень - правовое, организационное и материально-техническое обеспечение безопасности труда начальником, главным инженером в целом по Управлению и оценка этой деятельности по классификаторам КБТ и ККП.

Основными элементами предлагаемой системы являются указанные выше классификаторы КБТ и КПП, в которых компоновка отдельных пунктов выполнена по принципу однородности нарушений норм охраны труда, с одной стороны, и путей их устранения-с другой.

После определения структуры системы управления охраной труда с учетом специфики строительных организаций и характера их производственной деятельности осуществляется внедрение системы управления практическую деятельность. Эта работа проводится одновременно на всех уровнях - в СУ (СМУ), тресте и территориальной организации. С этой целью по территориальной организации издается приказ, в котором устанавливаются срок и подведомственные организации, где намечено осуществить внедрение. Для практического осуществления работы по внедрению системы и подведения итогов в приказе объявляется состав комиссии. Как правило, в комиссию входят: председатель - главный инженер; члены комиссии - главные специалисты, руководитель службы охраны труда, представитель профсоюзного комитета. Комиссия осуществляет организационное и техническое руководство всеми необходимыми работами по внедрению системы, разрабатывает план организационно-технических мероприятий со сроками выполнения и ответственными исполнителями.

На основании приказа по территориальной организации в трестах и управлениях, где осуществляется внедрение, издаются аналогичные приказы, а в результате внедрения системы составляется акт специального содержания. Ниже приводятся в качестве примера форма приказа о внедрении системы управления охраной труда в конкретной организации.

Для эффективного внедрения системы управления охраной труда при организации строительных площадок необходимо каждый новый объект в первую очередь обеспечить:

полной номенклатурой санитарно-бытовых помещений;

спецодеждой, спецобувью и перчатками (рукавицами);

проектом организации строительства (ПОС) и проектом производства работ (ППР);

объектным табелем требуемых средств для обеспечения безопасных условий труда на строительстве объекта, в том числе ограждение строительной площадки;

дренажем для отвода поверхностных вод;

подъездными путями;

площадками для складирования материалов и конструкций и установки кранов;

временными коммуникациями водо- и электроснабжения;

грузозахватными приспособлениями, оснасткой и средствами подмащивания;

схемами строповки грузов;

другими средствами обеспечения безопасности труда.