Система управления охраной труда на предприятии. Система управления и организация работы по охране труда структура системы управления охраной труда Организация обучения по охране труда на примере строительных организаций


Система управления охраной труда (СУОТ) представляет собой часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающей управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда , связанными с деятельностью организации. СУ ОТ включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации.

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют нормы ТК РФ, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией, стандарты ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ ССБТ 12.0.230-2007 «Система управления охраной труда в организации. Общие требования».

Новый подход к управлению охраной труда в организации

Рыночные отношения обусловливают необходимость формирования нового подхода к управлению охраной труда, который отличался бы от существовавшего в централизованной экономике. Сегодня некоторыми российскими компаниями внедряются принципы управления, принятые в мировой практике. Появились разработки российских научных и образовательных организаций, позволяющие формировать элементы СУОТ, адекватные западным.

В конце 1990-х гг. в западных странах резко изменился подход к политике безопасности на производстве. Появилась тенденция при оценке обеспечения безопасности делать акцент не на конструктивных особенностях машин и механизмов (что само по себе очень важно), а на таких факторах, как организационная культура, изменение поведения, повышение ответственности, приверженность организации определенным целям .

Исследования показывают, что одному смертельному случаю предшествует 10-30 тяжелых травм, около 100-300 легких травм (с потерей трудоспособности на один день и более), 1-3 тыс. микротравм и 10-30 тыс. опасностей, возникающих на производстве.

Пирамида происшествий

Гипотетически каждый из выделенного количества опасных факторов (10-30 тыс.) при определенных условиях может привести к тяжелому или смертельному случаю. Чтобы определить реальный риск этих опасных факторов, их необходимо идентифицировать. Процесс идентификации происходит в несколько этапов. На первом этапе можно использовать результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности. Это позволит резко сократить количество опасных факторов. Затем следует провести детальный анализ рисков и выделить наиболее неприемлемые риски. Результаты оценки рисков используются для определения целей и задач в области охраны труда организации, составления программ мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Новизна такого подхода заключается в том, что именно на основе анализа рисков устанавливаются цели, направленные на решение проблем охраны труда, определяются задачи и сроки их выполнения .

Изменению подверглась и оценка работы руководителей высшего и среднего звена, мастеров и рабочих. При выработке метода оценки были приняты во внимание так называемые неписаные правила обеспечения охраны труда.

Высшее руководство организации отвечает за политику в области охраны труда, проявляет лидерство в решении проблем охраны труда и заинтересованность в реализации своей политики, для чего создает СУОТ, которая становится частью системы управления организацией, определяет конкретные цели и задачи. В итоге руководство вырабатывает концепцию (философию) в области охраны труда и, таким образом, формирует культуру охраны труда в своей организации.


Пирамида ответственности

С документами СУОТ (за подписью руководителей высшего уровня) должны быть ознакомлены все работники организации. Эти локальные нормативные акты вывешиваются на рабочих местах, постоянно обсуждаются с работниками на различных совещаниях, семинарах, итоговых мероприятиях.

Роль руководителей среднего уровня - обеспечение безопасности работ, контроль за выполнением всеми работниками структурного подразделения задач в области охраны труда, а также требований охраны труда, стимулирование выполнения всех процедур, обеспечивающих безопасность работников. Наказание за невыполнение поручений, несоблюдение указанный требований и т.п. должно быть адресным. Руководители среднего уровня обеспечивают связь между различными производственными группами подразделения (технологами, механиками, электриками и т.д.) в решении вопросов охраны труда, информируют их и высшее руководство организации о решаемых проблемах охраны труда.

Оценивая роль рабочих, мастеров, начальников участков и т.п. в СУОТ, следует предусматривать различные формы поощрения и исключать меры наказания за несчастные случаи, аварии, другие происшествия тех лиц, которые не имеют к ним прямого отношения. Это позволяет создать в организации климат доверия, социального партнерства и удовлетворения, ощущения чувства заботы, в чем особенно нуждаются мастера и рабочие, от которых во многом и зависит обеспечение безопасности, соблюдение дисциплины и порядка на рабочих местах.

Многие из этих положений легли в основу принятого стандарта ССБТ по управлению охраной труда в организации (ГОСТ Р 12.0.007-2009).

Принципы управления охраной труда в организации на современном этапе

Наиболее важными элементами современного подхода в области охраны труда являются разработка СУОТ, оценка рисков, проведение аудитов, документирование системы, обучение специалистов по охране груда на основе новых принципов управления охраной труда в организации.

Многолетний опыт работы по совершенствованию охраны труда, разработке и внедрению систем управления охраной труда, промышленной безопасностью и экологией в ведущих организациях страны позволил сформулировать 18 принципов управления безопасностью и охраной труда 1 При формировании 18 принципов управления охраной труда в условиях экономического и финансового кризиса использовался опыт известных ученых в сфере мирового менеджмента: Э. Деминга, Дж. Джурана, К. Исикавы, Т. Тагути, Э. Шухарта и др., а также научная и практическая работа Открытого института охраны труда, промышленной безопасности и экологии Академии труда и социальных отношений с ведущими организациями, которые добились положительных результатов в области управления охраной труда. . Использование этих принципов при минимальных затратах (что важно в нынешних кризисных условиях) сможет оказать большое влияние на повышение безопасности производства и снижение затрат от непроизводительных потерь, к которым относятся прямые и косвенные потери от несчастных случаев и аварий на производстве.

Порядок изложения (нумерацию) принципов не следует увязывать с их важностью для успеха: все они одинаково важны, а порядок их реализации может варьироваться в соответствии с особенностями организации и состоянием трудоохранной, промышленной и экологической безопасности в ней.

Принцип 1. Создавайте новую культуру охраны труда. Ключевую роль в создании новой культуры управления в области охраны труда играют системы управления охраной труда на уровне организаций и формирование у руководителей этих организаций приверженности делу охраны труда.

Внедрение СУ ОТ организации, которая легко интегрируется в другие системы управления, например управление качеством, охраной окружающей среды, создает условия, при которых охрана труда становится для руководителей приоритетной задачей развития коллектива. СУОТ становится для организации проектом высшего уровня: за создание системы отвечает первый руководитель организации, за ее функционирование - как правило, технический директор или главный инженер организации. Кроме того, документы системы (руководство по СУОТ, стандарты предприятия, инструкции по охране труда) подписывают руководители организации, тем самым они берут на себя ответственность за их реализацию и успешное функционирование. Охрана труда становится частью корпоративной культуры организации.

Одним из важных инструментов создания позитивной культуры охраны труда является политика в области охраны труда, направленная на достижение безопасности за конкретный период деятельности, разработанная с участием персонала организации, документально оформленная и подписанная первым руководителем организации. В результате культура охраны труда становится позитивной, дающей уверенность работникам организации, что безопасность является одной из ключевых ценностей организации.

Принцип 2. Введите в практику обязательное непрерывное обучение кадров в области охраны труда. Поощряйте стремление к образованию и совершенствованию. Наиболее важным итогом обучения по охране труда должно стать усвоение обучающимися принципов, заключающихся в усилении личной ответственности за собственное здоровье и безопасность. Обучение и повышение квалификации в области охраны труда должны обеспечить процесс внедрения передовых знаний среди работников, повысить их компетенцию в предпринимаемых ими действиях. Таким образом, важнейшим фактором обучения руководителей и персонала должны стать компетентность и осведомленность, а чтобы добиться этого, руководители должны проявлять качества лидеров и демонстрировать приверженность идеям безопасности. Отсюда возникает первостепенная необходимость обучать руководителей принципам приверженности безопасности: только овладев этими принципами, они будут заинтересованы в постоянном освоении их работниками новых знаний в области охраны труда

Учитывая необходимость в массовом обучении новым методам работы в области охраны груда, нужно создавать условия для открытого образования работников на основе дистанционных методов обучения (интернет- технологии, видеоконференции и др.), а также использовать индивидуальное обучение на основе информационных технологий.

Принцип 3. Обучайте лидерству и приверженности руководителей вопросам охраны труда. Согласно данному принципу безопасность поддается управлению, является объектом постоянного и всеобщего внимания; безопасность - успех бизнеса организации, она прибыльна. В общем виде цель приверженности безопасности сформулирована в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью ООО «Северсталь-ресурс»: «Безопасность - везде. Безопасность - всегда. Безопасность - во всем».

Безопасность груда необходимо рассматривать как важную область деятельности, сопоставимую с другими производственными задачами. Высшее руководство должно однозначно считать и подтверждать своими действиями, что безопасность имеет такое же значение, как цена, производительность, качество и человеческое отношения. Все менеджеры и руководители организации должны демонстрировать наглядную и активную приверженность принципам безопасности, поощрять инициативы, связанные с улучшением безопасности, и руководить этим процессом, а также содействовать участию сотрудников в улучшении результатов деятельности по охране труда.

За внедрение политики в области охраны труда и элементов СУОТ в организации отвечает первый руководитель компании, а также руководители структурных подразделений (бизнес-единиц компании). Линейные руководители всех уровней ответственны за результаты деятельности в области безопасности на подведомственных им участках. Руководители и специалисты служб охраны труда обеспечивают линейных руководителей рекомендациями по выполнению обязательств по охране труда, проводят необходимые экспертизы и т.п. При необходимости они должны иметь полномочия для прямого доступа к высшему руководству организаций.

Права, отчетность и ответственность должны быть четко определены в зависимости от делегируемых полномочий для каждой должности в каждой организации. Права и ответственность в области охраны труда, делегированные отдельным сотрудникам, должны быть документально оформлены. Руководство должно обеспечить понимание сотрудниками их прав и ответственности.

Принцип 4. Разработайте программу морального и материального поощрения работников. Новые трудовые отношения в области безопасности невозможно создать без отказа от приоритета наказаний за любые ошибки персонала, в том числе не приведшие к травмам и аварийным ситуациям. Страх неизбежности наказания снижает эффективность работы коллектива, производительность труда, создает ненормальный психологический и социальный климат на производственных участках и рабочих местах.

Самым важным в управлении безопасностью является мотивация работников. В реализации этого принципа надо исходить из того, что люди мотивируют себя сами, но для этого руководству организации надо создать такой климат, в котором награда за безопасное поведение отвечает желаниям и потребностям всех работников организации.

Способов и методов материальной и моральной мотивации сотрудников существует много, но главный вывод мотивирования работников в области охраны труда заключается в том, что достижение высоких показателей в сфере безопасности помогут предприятию повысить производительность труда за счет повышения эффективности производства, проявления доброй воли, благодаря высокому моральному настрою в коллективе.

Принцип 5. Разрушайте барьеры между подразделениями и людьми, работающими в них. Отсутствие административных барьеров между подразделениями характеризует высокую культуру трудовых отношений в коллективе и достигается за счет объединения усилий подразделений, занимающихся исследованиями, проектированием, эксплуатацией, производством, ремонтом, подрядными работами. Это позволяет коллегиально решать проблемы обеспечения безопасности на всех стадиях жизненного цикла предприятия. На каждом этапе проекта должна быть сформирована команда (целевая группа), которая будет претворять в жизнь программу совершенствования управления безопасностью.

Принцип 6. Дайте работникам возможность гордиться своим трудом и его результатами. Устраните ситуации, которые «обкрадывают» рабочих, специалистов и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом. Работников, не имеющих нарушений правил безопасности, необходимо поощрять в противовес распространенной в наших организациях практики предавать огласке только случаи нарушений или травм.

Кроме того, в организации важно создать социальный климат доверия, партнерства и взаимного уважения как по вертикали, так и по горизонтали

Принцип 7. Переходите от контроля за обеспечением безопасности к управлению безопасностью. Для этого на уровне организации должен быть сделан акцент на приоритетности организационной культуры, повышении ответственности, приверженности руководителей компании определенным целям, мотивации людей на безопасный и высокопроизводительный труд. На уровне надзорных и контролирующих органов это связано с переходом от надзора за объектами к надзору за функционированием систем управления безопасностью в организациях, эффективность которых подтверждается аудитом этих систем. В свою очередь, СУОТ должны строиться на достижениях современного менеджмента и международных стандартов в области управления безопасностью.

Новый подход к формированию СУ ОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает общедоступность данных о состоянии условий и охраны труда, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью груда работников организации, а также персонала других организаций (поставщики и подрядчики), потребителей продукции (работ, услуг).

Принцип 8. Определите роли, ответственность и полномочия каждого работника в области обеспечения безопасности. Эффективное внедрение системы управления охраной труда может быть достигнуто только при активном участии всех работников организации. Распределение ответственности и полномочий среди должностных лиц должны быть равнозначным, что позволит создать эффективное взаимодействие между руководителями и персоналом возглавляемых ими подразделений. При этом надо учитывать, что каждый уровень управления организации выполняет свою роль, имеет свои специфические виды ответственности и полномочий.

Принцип 9. Управляйте изменениями. Понятие «изменения» включает, но не ограничивается изменениями в производственном процессе и используемом оборудовании; в сооружениях; в составе используемых веществ и введении новых материалов, осуществлении экспериментальных работ; в проектах, реализуемых в действующих цехах; в структуре управления.

Процедура управления изменениями в первую очередь предусматривает распределение ответственности за ее осуществление. Для этого создается комиссия по рассмотрению изменений, в состав которой входят специалисты в области безопасности (трудоохранной, промышленной, пожарной, экологической и др.), менеджер по качеству и инженер по охране труда, начальник цеха, инженер по промышленной гигиене и т.д. При этом начальник службы охраны труда, промышленной и экологической безопасности организации последним подписывает комплект необходимой документации.

Принцип 10. Доведите до всех работников организации политику руководства в области охраны труда. Политика организации в области охраны труда должна соответствовать характеру и масштабу рисков, увязываться с целями организации и включать в себя обязательства, принятые и подписанные высшим руководителем организации по обеспечению постоянного улучшения условий и охраны труда. Политика должна активно пропагандироваться в качестве основного документа и постоянно совершенствоваться.

Без такой политики поведенческие аспекты безопасности не будут в достаточной степени приняты во внимание, и безопасность отодвинется в сторону, когда другие производственные проблемы, например в условиях кризиса, станут более неотложными. Важно, чтобы политика получила эффективное распространение и была доведена до сведения каждого работника, была им понятна и выполнялась.

Принцип 11. Введите в практику регулярное проведение поведенческого аудита безопасности. В организации, в которой правильно реализуется процесс мотивации, руководство и каждый работник привержены принципам безопасности и активно участвуют в работе по ее обеспечению.

В российской практике давно зарекомендовал себя такой метод привлечения работников к контролю за обеспечением безопасности на производстве, как многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Он и сегодня широко практикуется в организациях. Однако этот метод, применяемый на протяжении многих лет практически без изменений, достаточно формализован и перестал активно влиять на приверженность специалистов вопросам охраны труда и результативность этой деятельности. Кроме того, большое количество нарушений на рабочих местах и участках происходит по организационным причинам: из-за ошибочных действий персонала или несовершенства с позиций безопасности действующих инструкций, стандартов предприятий и т.п. На практике на эти проблемы обращают внимание лишь тогда, когда происходят несчастные случаи, в частности опрашивается персонал: почему он так работал, соответствует ли его работа регламентируемым процедурам и методам, не содержат ли ошибок сами процедуры, соответствуют ли они действующим правилам и нормам и т.п.

Устранить эти недостатки можно с помощью поведенческого аудита безопасности. Цели, которые преследует поведенческий аудит, направлены на определение, обнаружение и исключение отклонений, вызванных неправильным, несоответствующим и (или) опасным поведением персонала, и содействие закреплению правильного поведения. Поведенческий аудит безопасности не исключает другие виды контроля, применяемые в организациях.

Принцип 12. Введите приоритет, по которому закупки оборудования, средств индивидуальной защиты определяются их функциональными свойствами, а не ценой. Главное - не деньги, а безопасность и безвредность. Поставляемая организации продукция, включая технические устройства и услуги, должна иметь сертификат соответствия ГОСТ РилиТУ. Средства индивидуальной защиты дополнительно должны иметь гигиенический сертификат.

Требования о соответствии приобретаемой продукции требованиям нормативной документации по охране труда (в том числе нормативам по радиационной безопасности) содержатся в договорах на поставку, заключаемых службами снабжения организации.

При поиске новых поставщиков/подрядчиков и закупке новых видов товаров и услуг рекомендуется рассылать опросный лист, включающий сведения о состоянии охраны труда поставщика При окончательном выборе поставщика учитывается полученная информация о выполнении им требований охраны труда, связанных с его продукцией или услугами.

Принцип 13. Улучшайте каждую процедуру обеспечения безопасности. Чтобы улучшать процедуры обеспечения безопасности, их надо сначала создать. Принять решение о документировании процедуры необходимо для того, чтобы быть уверенным, что процедура будет выполняться всеми работниками одинаково безопасно. Кроме того, задокументированная процедура позволяет контролировать, правильно ли она исполняется персоналом.

Исходя из требований российских и международных стандартов по управлению охраной груда (OHSAS 18001, ГОСТ ССБТ 12.0.230-2007 и др.), в организации должны быть разработаны процедуры, включающие идентификацию опасностей, оценку рисков, идентификацию законодательных и иных нормативных правовых требований, создание осведомленности, обучения и информирования, управление документацией и др., включая управление аварийными ситуациями и внутренний аудит в области охраны труда.

Принцип 14. Постоянно ставьте цели и добивайтесь их. Цели организации в области охраны труда - это прогнозируемые и планируемые результаты, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии с политикой, направленной напоследовательное улучшение условий и охраны труда Они разрабатываются на основании информации о функционировании СУОТ, результатах оценки риска и выявленных несоответствий. Цели определяют то, что нужно выполнять, а задачи определяют уровень выполнения в установленный период времени. Цели в области охраны труда в организации направлены на выполнение ее политики в области охраны труда и постоянное совершенствование СУОТ.

Использование системного подхода в постановке целей и задач и планировании мероприятий в совокупности с системой учета затрат на охрану труда позволяет вести единый учет средств, расходуемых на безопасность, контролировать и анализировать достижение целей и задач и выполнение запланированных мероприятий.

Принцип 15. Определите методы оценки результативности работы в области охраны труда. Система измерения результативности деятельности по охране труда в организации включает оценку состояния охраны здоровья и безопасности труда; эффективности функционирования и результативности СУОТ; качества и полноты ответственности работников в области охраны труда. Она позволяет объективно оценивать выполнение конкретными работниками обязанностей по охране труда, устанавливать отклонения достигнутых показателей от требуемых или запланированных величин, дает возможность сопоставлять работу различных подразделений и отдельных работников по охране труда. Кроме того, измерение результативности дает информацию для планирования дальнейшей работы по охране труда, материального и морального стимулирования персонала, совершенствования форм и методов работы по обеспечению безопасности труда, корректировки регламентирующих документов и т.д.

Показатели, характеризующие работу организации по охране труда, могут быть самыми разнообразными: содержание рабочих мест в соответствии с требованиями безопасности и гигиены труда; своевременное выполнение запланированных мероприятий по охране труда; своевременное выполнение мероприятий по актам расследования аварий и инцидентов на производственных объектах, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; своевременное выполнение предписаний государственных органов надзора и контроля, служб охраны труда, других служб организации; снижение аварийности и заболеваемости на производстве.

Принцип 16. Организуйте регулярное проведение дней безопасности труда. В соответствии с мониторингом условий и охраны труда в организации на регулярной основе проводятся дни охраны труда, цель которых - привлечь внимание органов власти, работодателей и всех работников организации к проблемам предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В этот день все структурные подразделения и их работники, общественные организации уделяют вопросам охраны труда особое и приоритетное значение. Заслушиваются информация руководства организации, а также отчеты руководителей подразделений о состоянии работы по охране труда за прошедший месяц и выполнение решений, принятых ранее, и др.

Начиная с 2003 г. по инициативе МОТ проводится Всемирный день охраны труда, который приходится на 28 апреля. Таким способом МОТ продвигает идею активного предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, приоритета предупреждающих мероприятий по обеспечению безопасности груда и сохранению здоровья на работе.

Принцип 17. Откажитесь от «пустых» лозунгов, призывов по охране труда, наполните их «живым» смыслом. Достижения в области обеспечения безопасности должны быть последовательными, исходить из достигнутого уровня безопасности с ориентацией на четко запланированные мероприятия. С этой целью в организации желательно сформулировать миссию и видение руководителей организации и всех ее работников в области охраны груда (см. ниже). Такая направленность деятельности позволяет ориентировать весь коллектив на перспективу достижения поэтапной полной безопасности за счет реализации конкретных мероприятий.

Принцип 18. Переходите на интегрированное управление охраной труда, промышленной и экологической безопасностью. В условиях экономического и финансового кризиса, когда значительно меньше финансовых средств выделяется на предупредительные мероприятия в области охраны труда и других направлений обеспечения безопасности, целесообразно переходить на разработку и внедрение интегрированных систем управления охраной труда, промышленной безопасностью и экологией, чтобы не снижать уровень безопасности производства Во-первых, это позволяет перейти к комплексному решению проблемы снижения потерь в организации, а значит, способствовать эффективности и экономичности производства за счет предупреждения проявления несчастных случаев, аварий, загрязнения окружающей среды. Во-вторых, значительно снижаются затраты на разработку отдельных систем управления по указанным направлениям, сокращается количество разрабатываемых документов по системам, видов аудита и затрат на их проведение и т.п. В-третьих, упрощает понимание специалистами и персоналом документов, регламентирующих процедуры обеспечения безопасности и безвредности производства.

Миссия и видение организации в области охраны труда

При разработке корпоративной политики в области охраны труда некоторые организации определяют свои миссию и видение в рамках данной политики. В этом случае под видением понимается устойчивое представление о том, что изменит и сделает будущее в области охраны труда более ценным, а под миссией - стратегическая позиция, занятая организацией с целью реализации видения.

В качестве примера приведем «Заявление о Миссии и Видении в области охраны труда» ОАО «Северсталь- ресурс».

Миссия компании «Северсталь-ресурс» в области охраны труда: «Безопасность для всех. Безопасность во всем. Безопасность превыше всего. Любую деятельность в компании “Северсталь-ресурс” мы будем выполнять безопасно».

Видение компании «Северсталь-ресурс» в области охраны труда предусматривает за период два года сократить травматизм на 20% и создать систему управления охраной труда, согласно с которой:

Элементы системы управления охраной труда установлены в соответствии с мировыми стандартами;

Создана соответствующая корпоративная организационная структура для управления охраной труда;

Новые процессы управления охраной труда установлены во всех производственных процессах и организационных структурах компании «Северсталь-ресурс» и предприятий, входящих в состав компании « Северсталь-ресурс»;

Проведена оценка рисков, осуществляется постоянная работа по уменьшению влияния рисков;

Общая (единая) система учета происшествий распространена на все подразделения компании «Северсталь-ресурс» и на все предприятия;

У рабочих и линейных руководителей существует мотивация работать безопасно;

Все работники компании «Северсталь-ресурс» и предприятий, входящих в состав компании «Северсталь-ресурс», обеспечены оптимальными и сертифицированными средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и приборами контроля.

В соответствии с программой по реализации Видения планируется достигнуть следующих показателей:

За период три года сократить уровень травматизма на 40%;

За период четыре года сократить уровень травматизма на 60%;

За период пять лет обладать системой управления охраной груда мирового уровня с целью исключения смертельного травматизма.

Постоянные улучшения в области охраны труда необходимы для того, чтобы:

Стать признанным лидером отрасли в сфере управления безопасностью;

Быть предпочтительным работодателем;

Обеспечить лояльность персонала;

Увеличить производительность;

Сократить затраты, связанные с травматизмом;

Увеличить социальную ответственность бизнеса.

В конечном итоге все это гарантирует устойчивое развитие организации на перспективу.

Требования к системе управления охраной труда

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование СУОТ в соответствии с установленными требованиями. При создании системы управления охраной труда необходимо:

  • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
  • формулировать политику организации в области охраны труда;
  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижения ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • потенциал интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

Политика организации в области охраны труда

Руководство организации обязано: а) определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда; б) обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, поддержку ее на всех уровнях управления и реализацию; б) периодический пересмотр (анализ) и корректировку политики с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.

Политика организации в области охраны труда должна:

  • определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;
  • обеспечивать соответствие трудоохранной деятельности характеру и масштабу рисков, а также увязку с хозяйственными целями организации;
  • содержать обязательство руководства организации (работодателя) по обеспечению соответствия условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда);
  • включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, существующих производственных рисках, полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;
  • предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;
  • быть доступной заинтересованным сторонам.

Цели в области охраны труда

Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и безопасности труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования в области охраны труда; риски, связанные с производством; технологические операции; производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда по возможности должны иметь количественное выражение.

Идентификация опасностей на рабочих местах

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер защиты от них. Эти процедуры должны гарантировать опознавание и управление рисками, регулярную оценку потребности в соответствующих действиях.

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать: а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника; б) потенциальные причины возникновения заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой; в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях.

Идентификация опасностей производственных процессов должна включать анализ организации и управления выполнением работ, проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования, монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений), характеристик приобретаемых товаров и услуг.

Оценка риска

Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует анализировать, оценивать и упорядочивать по приоритетам необходимости их исключения или снижения. При этом необходимо рассматривать как нормальные условия функционирования производства, так и случаи отклонения в работе, связанные с происшествиями и возможными аварийными ситуациями. Оценке подвергают текущую и будущую деятельность. Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны труда. Все идентифицированные риски подлежат управлению с учетом приоритетов применяемых мер, таких как:

  • исключение опасной работы (процедуры);
  • замена опасной работы (процедуры);
  • инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей;
  • административные методы ограничения воздействия опасностей;
  • использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

Для выполнения работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.

Планирование мероприятий и функционирования

системы управления охраной труда

Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда , которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. При определении целей в области охраны труда необходимо устанавливать приоритеты, выявлять и учитывать те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на условия и охрану труда. Данная информация должна постоянно обновляться. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать: а) требования законодательных актов, государственные нормативные требования охраны труда; б) важные факторы охраны труда, технологические финансовые, эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности организации; в) ресурсные возможности; г) политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; д) мнение заинтересованных сторон.

Руководство организации должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда , уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

  • подготовке программы улучшения условий и охраны труда;
  • определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • разъяснению работникам степени соответствия их рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения соответствующего уровня безопасности труда;
  • совершенствованию и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;
  • выяснению перспективных тенденций в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения организацией современного технического уровня обеспечения охраны труда;
  • выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно, через запланированные интервалы пересматривать. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения в структуре оказываемых услуг или условий функционирования. Кроме того, программа должна предусматривать:

  • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда
  • для каждого подразделения и уровня управления в организации;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Структура работ по обеспечению безопасных

условий и охраны труда, распределение полномочий

и ответственности

В соответствии с законодательством Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на руководителя организации (работодателя). В целях реализации мероприятий по охране труда в организации назначается специальный представитель руководства , как правило, главный инженер организации. Независимо от других возложенных на него обязанностей он должен нести ответственность и обладать полномочиями:

  • для организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ в соответствии с требованиями законодательства;
  • обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;
  • инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;
  • выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;
  • выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствованию охраны труда;
  • организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • проверки выполнения принятых решений;
  • управления устранением несоответствий;
  • регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, иными заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня; лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

Руководство организации должно определять требования к кадрам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, а также для организации сотрудничества в области охраны труда между руководством организации и работниками (персоналом) в соответствии с действующим законодательством создаются службы охраны труда или назначаются работники, на которых (наряду с основной работой) возлагается выполнение обязанностей по охране труда; создаются комитеты (комиссии) по охране труда ; выбираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда .

Обучение, квалификация и компетентность персонала

Организация должна выявлять потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая обучение по охране труда. Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых ими работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность , необходимые для безопасного выполнения рабочих заданий.

На уровне организации необходимо устанавливать методы , подтверждающие наличие у работника соответствующих знаний, касающихся; а) обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством; б) фактических или потенциальных последствий его деятельности на уровень безопасности труда; в) понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям охраны труда и системы управления охраной труда, включая действия работника в аварийных ситуациях; г) возможных последствий несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций.

В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны быть учтены различные уровни ответственности обучаемого, требуемой компетентности и риска на рабочих местах.

Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

  1. ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда; провести вводный инструктаж;
  2. контролировать своевременное и качественное проведение с работниками первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда;
  3. вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

Руководители подразделений, работ и иные должностные лица, на которых возложены обязанности по созданию безопасных условий труда, должны проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж.

Подготовленность к аварийным ситуациям

Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий.

В наличии должны иметься планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий. При необходимости должны анализироваться и корректироваться планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращению и ликвидации последствий. Организация должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

Прочие вопросы внедрения и функционирования СУОТ

Создаваемая в организации система управления охраной труда должна обеспечивать, во-первых, передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации; во-вторых, получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документальное оформление; в-третьих, передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.

Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры СУОТ в их взаимодействии. При этом документация может включать утвержденное руководством положение или другой нормативный документ по управлению охраной труда. Важно, чтобы документация была хотя и минимального, но достаточного объема для ее результативного использования.

Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Она должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида; в свою очередь, эти методы должны своевременно корректироваться.

Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и данных согласно ГОСТ Р 12.0.007-2009, с тем чтобы:

документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

  • копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования СУОТ;
  • отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо иным способом, исключающим их непреднамеренное использование;
  • архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с правилами соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений, при этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области безопасности труда. Она должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

а) установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;

б) выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;

в) установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

г) разработки и использования методов проектирования и оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая при этом исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.

Предприятия предоставляют рабочие места гражданам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство защищает права работников, требует от работодателя обеспечить безопасность условий труда для всех работников, независимо от их должности. Это сохраняет их жизнь и здоровье и способствует бесперебойной работе предприятия.

Система управления охраной труда (СУОТ) предназначена для осуществления контроля за выполнением норм и правил охраны труда участниками производственного процесса.

Работодатель должен либо лично создать такую систему управления, либо возложить эту обязанность на должностное лицо по своему выбору.

Руководитель несет ответственность за соблюдение правил по охране труда.

Что это такое?

СУОТ на предприятии необходима, чтобы организовать комплекс мер, направленных на сбережение здоровья и жизни людей.

Кроме организационной функции, эта система также выполняет исследовательскую и аналитическую функции, поскольку занимается изучением вредных и потенциально опасных факторов и анализирует, насколько сильное влияние они оказывают.

Можно выделить следующие этапы в работе СУОТ:

  • выявить опасность;
  • определить, кому угрожает опасность и какой ущерб может быть нанесен;
  • оценить степень риска и принять профилактические меры;
  • произвести переоценку условий труда в организации.

История развития системы охраны труда

Еще в работах Гиппократа и Аристотеля обращалось внимание на условия труда и то, как они влияли на человеческий организм.

С развитием промышленности и техники ученые все чаще отмечали необходимость создания соответствующих условий для работы людей, поскольку неуклонно росло количество случаев профессиональных заболеваний и травматизма на рабочем месте.

В 1972 году Великобритания выступила за переход на единую нормативную базу охраны труда для всех отраслей, что привело к принятию первого закона об охране труда в 1974 году. С тех пор государственные органы и международные организации продолжают эту важную работу и постоянно разрабатывают новые стандарты и рекомендации.

В 2001 году было издано «Руководство по управлению охраной труда», которое содержит основные стандарты ОТ.

Цели и задачи

Основная цель такой системы управления - не допустить, чтобы работники понесли какой-либо ущерб, находясь на рабочем месте.

Для этого необходимо выполнить несколько важных задач:

  • бороться с травматизмом на предприятии;
  • производить профилактику профессиональных заболеваний;
  • предотвращать пожары и взрывы, часто заканчивающиеся увечьями и даже смертью;
  • так организовывать рабочие места, чтобы улучшалось качество производственного процесса и повышалась работоспособность сотрудников;
  • обучать технике безопасности при использовании оборудования на производстве;
  • выявлять и устранять неблагоприятные факторы, которые могут возникнуть в процессе работы.

Соответствующее обучение рабочих дает возможность обеспечить безопасность в производственных цехах, когда каждый знает, как пользоваться своими инструментами, какие средства индивидуальной защиты необходимо одеть или иметь при себе и на что следует обращать внимание, работая в коллективе.

Регулярно проводятся лечебно-профилактические осмотры, которые предотвращают развитие профессиональных заболеваний. Организуются , проводятся занятия по подготовке на случай аварийной ситуации или стихийного бедствия. Если предприятие крупного размера, то организуется обмен опытом для рабочих с разных участков.

Немаловажную роль играет воспитание чувства ответственности за жизни других людей. Материальная компенсация за работу на вредном производстве и своевременное оздоровление способствуют сохранению здоровья в опасных условиях труда - например, на горнодобывающих предприятиях.

Также принимаются меры, чтобы производственные помещения стали максимально безопасными.

Это включает проверку вентиляции, освещения, креплений, ограждений движущихся организмов, регулярное техническое обслуживание производственного оборудования. Если производится транспортировка грузов, то особое внимание уделяется линиям, по которым она осуществляется, и регулировке движения на этих линиях.

Важно осознавать, насколько многогранна система управления ОТ. Она требует совместных усилий администрации предприятия и его работников, а также значительных материальных затрат. Однако результат того стоит.

Функции

Система управления имеет много различных функций.

Основными являются:

  • разработка системы управления ОТ для каждого структурного подразделения;
  • осуществление методических работ;
  • проведение инструктажей;
  • предоставление нормативов, правил, инструкций, стандартов;
  • анализ условий работы на предприятии и имевших место аварийных ситуаций;
  • подготовка статистических отчетов;
  • повышение квалификации работников и проведение экзамена по технике безопасности.

Преимущества и недостатки

Теоретически СУОТ оказывает положительное влияние на все сферы работы. От внедрения такой системы выигрывает и рабочий коллектив, и руководство, и окружающая среда.

Единство требований исключает возможность дискриминации отдельных рабочих. Люди учатся общаться друг с другом, вместе решать поставленные задачи, видеть не только сиюминутную личную пользу, но и те блага, которые затрагивают других людей или будут получены в более отдаленном будущем.

Такая система управления помогает четко разграничить обязанности и ответственность руководящих работников, наладить быструю и точную передачу информации.

Она способствует проявлению инициативы и более быстрой адаптации новых работников.

На практике не всегда удается добиться таких результатов. Недостатком системы также является то, что потребности производства часто ставятся выше потребностей отдельных индивидов, принимающих участие в этом производстве.

Структура и основные элементы

Структуру СУОТ можно описать следующим образом:

  • Во главе управленческого органа выступает директор или инженер. Он планирует организационно-технические мероприятия.
  • Управленческие решения выполняют лица, которые руководят цехами, участками, службами. Их действия регламентируются нормативно-правовыми документами.
  • Информационный центр выполняет функции информационного органа , собирает, обрабатывает, анализирует данные и контролирует динамику улучшения условий работы.
  • Структурные подразделения предприятия являются объектом управления. Основные элементы системы управления: организация; планирование; оценка; действия по улучшению ситуации.

Порядок работы по внедрению системы управления охраной труда на предприятии

Сначала создается комиссия, члены которой проходят обучение и аттестацию (по потребности). Потом комиссия разрабатывает систему управления, учитывая специфику предприятия.

К выполнению задач СУОТ приступает согласно приказу руководителя предприятия в те сроки, которые указаны в данном приказе.

Стандартный порядок работы:

  • определить опасные рабочие места;
  • выбрать метод устранения опасности на рабочем месте;
  • разработать политику руководства и законодательную базу;
  • обеспечить индивидуальные средства защиты и инструктажи;
  • отдать разработанные предложения на утверждение директору.

Основные принципы

Основные принципы охраны труда:

  • улучшить условия работы;
  • предупреждать возникновение опасных и аварийных ситуаций;
  • обеспечить проведение постоянного контроля и своевременного информирования;
  • выполнять законодательство РФ об охране труда.

Этапы разработки и внедрения

Можно выделить следующие этапы:

  1. Первичная оценка (проводится специализированными организациями).
  2. Планирование в соответствии с такими показателями, как соответствие законодательным требованиям, целостность системы, безопасность труда.
  3. Внедрение.

Документальное оформление

Согласно законодательству, необходимо иметь нормативную, распорядительную, отчетную, учетную документацию по ОТ.

Проделанная и запланированная работа должна быть оформлена документально.

Нормативная документация включает:

  • законопроекты, нормы, правила, типовые положения, знаки, бланки;
  • распорядительные документы – это приказы, распоряжения, инструкции;
  • к отчетным документам относится официальная статистика.

Учетная работа состоит в регулярном заполнении журналов, подготовке перечней, графиков, протоколов, планов, схем.

Эта документация должна находиться в службе ОТ для общего пользования. Ее наличие может быть проверено органами государственного надзора.

Типовое положение

19.08 2019 г. №438н утвержден приказ Минтруда России о Типовом положении системы управления охраны труда для предприятий всех форм управления.

Руководящий документ помогает понять руководителям предприятий, как организовать СУОТ у себя на производстве, задействуя сотрудников своего предприятия или специализированные компании.

Данный приказ подлежит обязательному выполнению.

С типовым положением о СУОТ можно ознакомиться тут:

Оценка эффективности

Эффективность работы СУОТ оценивается по инженерно-техническим, социальным и экономическим показателями.

Инженерно-технические показатели подразумевают наличие технически исправного оборудования и средств защиты для работников.

Социальные показатели:

  • повышен уровень безопасности;
  • снижено число травм и случаев заболеваний;
  • хорошие условия труда привели к уменьшению текучести кадров;
  • повышение престижа работы;
  • созданы условия для развития личности.

К экономическим показателям можно отнести:

  • выплата пособий по утрате трудоспособности;
  • увеличение прибыли и производительности труда;
  • уменьшение льготных выплат при работе во вредных условиях;
  • уменьшены расходы в связи с ликвидацией аварийных ситуаций.

Из перечисленных показателей главными являются уменьшение негативных последствий для здоровья работников и уменьшение количества аварий.

Как провести анализ функционирования (аудит)?

Аудит проводится для объективной проверки работы СУОТ.

Такая проверка осуществляется один раз в месяц согласно графику проверок.

В состав проверяющей комиссии входят работники одного или нескольких структурных подразделений.

Аудит может проводиться комплексно, охватывая весь производственный процесс, или только на определенном участке. План проверки составляется комиссией и утверждается начальником службы охраны труда.

Показатели

Годовая отчетность готовится по форме 15-Т или 7-ТВН.

На отдельных участках работа системы управления ОТ оценивается по следующей формуле:

Кот= (Ктб+Кб+Квпр+Кпт)/4,

  • Кот – коэффициент уровня ОТ;
  • Ктб - коэффициент соблюдения техники безопасности (отношение документально оформленных случаев нарушения техники безопасности к общему количеству сотрудников);
  • Кб - показатель техбезопасности (процент технически исправного оборудования, оснащенного всеми необходимыми ограждениями, кожухами и т.д.);
  • Квпр - показатель выполненных работ по ОТ (отношение фактически проведенных мероприятий к запланированным);
  • Кпт - коэффициент травматизма (отношение количества случаев получения травмы на производстве к общему количеству работников).

Опасные условия труда приводят к росту заболеваний, получению травм и авариям.

Система управления ОТ позволяет предотвратить это, тем самым сокращая расходы на компенсации и устранение последствий.

Средние и крупные организации имеют достаточно технических и материальных ресурсов, чтобы внедрить СУОТ, и они сами заинтересованы в этом.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Положения российского законодательства закрепляют право всех работников на обеспечение работодателем безопасных условий труда на любом месте работы и занимаемой должности. Человек должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, является ли местом реализации его трудовой деятельности офис, учреждение культуры или промышленное предприятие.

СУОТ или система управления охраной труда направлена на создание условий для осуществления постоянного контроля за тем, насколько качественно соблюдаются нормы и выполняются правила охраны труда каждым участником производственного процесса от руководителя до рядового сотрудника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В обязанности работодателя входит создание эффективной системы управления и обеспечение ее внедрения в жизнь организации за счет четкого распределения обязанностей между всеми сотрудниками.

Система управления охраной труда в организации

Система управления охраной труда (сокращенно СУОТ) является частью общей управленческой системы компании, которая позволяет управлять возможными рисками в таких сферах рабочего процесса, как охрана здоровья и безопасность труда.

Согласно существующему традиционному подходу к управлению областью охраны труда, документы, которые разработаны в организации для , должны соответствовать таким требованиям:

  • оценка состояния охраны труда (ОТ) должна быть постоянной на уровне всех подразделений;
  • документы должны отображать политику компании в данной области;
  • в них должны быть отображены способы достижения целей;
  • на их основании оценивается работа руководящего состава и специалистов организации в сфере охраны труда.

Документы СУОТ должны распределять обязанности должностных особ предприятия. Четко изложенные и закрепленные функции дают возможность лучше организовать работу организации, а также повышают эффективность контроля.

Информационная составляющая системы осуществляется согласно с действующими локальными нормативными актами. Мероприятия в рамках СУОТ планируются на основании фактического .

Когда разрабатываются планы в расчет принимается:

  • степень травматизма;
  • общая и профзаболеваемость;
  • аварии, которые имели место на производстве;
  • результаты проведенной аттестации рабочих мест сотрудников;
  • состояние используемого оборудования и сооружений;
  • предписания, сделанные надзорными органами, и другие факторы.

Руководство и рядовые сотрудники должны понимать, что система управления охраной труда является сложной многогранной системой и каждый человек, работающий в организации, занимает в ней свое важное место. То есть создание слаженного механизма является результатом совместных усилий, приложенных как директором компании, так и каждым рядовым сотрудником.

Целеполагание

Управление в сфере охраны труда в 2019 году имеет одну главную цель – не допустить нанесения любого рода ущерба работникам организации во время их нахождения на рабочем месте.

Для это нужно реализовать следующие основные задачи:

  • борьба с травматизмом в организации должна носить систематический характер;
  • введение в качестве обязательного компонента системы профилактики профзаболеваний;
  • предотвращение взрывов и возможных пожаров, которые заканчиваются не только увечьями, но зачастую смертью работников;
  • рабочие места должны быть организованы таким образом, чтобы совершенствовать качество процесса производства и повышать степень работоспособности трудящихся;
  • обязательное обучение технике безопасности во время введения в эксплуатацию нового оборудования или в тех случаях, когда к обязанностям приступает новый сотрудник;
  • в процессе работы могут возникать различные неприятные факторы, которые нужно своевременно выявлять и ликвидировать.

Если проводить качественное обучение работников, это обеспечит в цехах безопасность благодаря тому, что каждый будет знать, как правильно использовать инструменты, какие средства можно применять для индивидуальной защиты и на что нужно обратить внимание, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций.

Предотвратить развитие профзаболеваний у работников можно, проводя регулярные лечебно-профилактические осмотры. В данном случае по показаниям врача определенные сотрудники могут быть переведены на другую работу с облегченными условиями труда. Выплата материальных компенсаций и оздоровление помогут сохранить здоровье рабочих в опасных условиях труда.

Важно воспитать у работников чувство ответственности за жизнь других людей. Предприятия большого размера могут организовывать для рабочих, которые закреплены за разными участками, обмен опытом.

Функции

Основные функции СУОТ заключаются в следующем:

  • предложить действующую систему для всех структурных подразделений с учетом особенностей их функционирования;
  • оказание методической поддержки;
  • составление плана и проведение согласно него инструктажей по технике безопасности;
  • разработка стандартов, правил, нормативов, инструкций;
  • анализ причин, которые привели к аварийным ситуациям, и созданных условий работы;
  • разработка статистической отчетности;
  • постоянное повышение квалификационного уровня работников и организация экзаменов по вопросам, касающимся техники безопасности на предприятии.

Нормативные документы СУОТ в 2019 году

Минимальный перечень документов СУОТ на каждом предприятии должен состоять из таких документов:

  • СУОТ;
  • документы, в которых фиксируются разные события и мероприятия, касающиеся вопросов охраны труда (это различные акты, журналы и т.д.).

То есть речь идет про любые документы, подтверждающие создание в организации системы управления охраной труда и ее эффективное функционирование. Они вызывают интерес у трудовой инспекции в ходе проведения плановых и внеочередных проверок. Также они дают возможность без опасений проводить в налоговом учете списание затрат на мероприятия, предусмотренные в рамках СУОТ предприятия.

В Типовом положении про СУОТ Министерства Труда содержится информация о том, кто на предприятии должен иметь дело с определенными документами СУОТ:

  • лично работодатель управляет процессом разработки документов распорядительного характера и производит распределение обязанностей по охране труда между своими подчиненными: замами, начальниками структурных подразделений и службой ОТ;
  • работодатель через заместителей и руководителей структурных подразделений должен обеспечить доступность документов, действующих в организации, для персонала;
  • служба ОТ должна контролировать, чтобы сотрудники имели постоянный доступ к документации юридического и методического характера, которая касается охраны труда;
  • руководитель структурного подразделения должен обеспечить наличие в местах общего пользования документов и материалов, в которых изложены требования, касающиеся ОТ, тем самым давая возможность с ними ознакомиться работникам, которые находятся в его непосредственном подчинении;
  • бригадир следит за тем, чтобы работники не приступали к выполнению своих обязанностей, пребывая в состоянии опьянения (подобные факты он должен оформить подобающим образом и довести до ведома руководителя подразделения).

Работодатель также должен определить порядок, по которому будут оформляться следующие отчеты:

  • про аварии;
  • несчастные случаи на производстве;
  • профессиональные недуги.

Разработка нового типового Положения и его образец

В октябре 2019 года Министерством Юстиции был зарегистрирован , разработанный в августе 2019 года Министерством труда под номером 438н. Этим документом было утверждено Типовое положение про систему управления охраной труда, которое официально набрало силу 28 октября 2019 года.

Образец данного положения без труда можно найти на специализированных сайтах в интернете или скачав приказ №438н. Его польза заключается в том, что работодатели с легкостью могут выполнить свои обязательства, касающиеся создания работоспособной системы на своем предприятии, подобрав подходящую структуру документа и корректно сформулировав положения про охрану труда.

Нужно отметить, что в Российском Трудовом кодексе обязанность Министерства Труда по разработке типового положения про СУОТ была зафиксирована еще в 2019 году. Однако это произошло на два года позже. В связи с чем до последнего времени на предприятиях могло и не быть документов СУОТ нового образца.

Эксперты говорят о том, что представители Министерства на протяжении двух лет пытались разработать универсальный документ, который бы подошел для каждой организации. Однако, на практике это оказалось невозможно воплотить в жизнь, поскольку работа каждого предприятия сопряжена с наличием множества нюансов и особенностей.

Управление

Согласно приказу №438н, положение каждого предприятия по СУОТ в обязательном порядке должно содержать раздел, касающийся управления документами СУОТ. Работодателю в этом случае следует отталкиваться от особенностей деятельности компании и сферы, в которой она функционирует.

Руководитель должен ввести в документацию 4 основных параметра, которые обеспечат эффективную работу системы:

  • какие обязанности какого рода ответственность в сфере охраны труда возлагаются на каждое структурное подразделение и конкретных исполнителей;
  • определить формы, которые используются при разработке внутренних нормативных документов СУОТ, и дать рекомендации по их заполнению;
  • закрепить документально наличие необходимых связей между различными подразделениями для обеспечения работы СУОТ;
  • определиться, каким образом будет обеспечиваться охрана труда, а также контроль за ее соблюдением.

При составлении документов СУОТ важно не пропустить ни одно подразделение или сотрудника.

Что касается документов, которые также нужны для эффективного функционирования системы, то среди них можно выделить порядки, по которым проводится:

  • разработка;
  • согласование;
  • принятие;
  • пересмотр документов;
  • а также определяются сроки их хранения.

Существует ряд документов и записей СУОТ, которые не могут быть пересмотрены, обновлены или изменены, это:

  • различные акты и прочие записи, сделанные по результатам работы СУОТ;
  • учетные журналы про произошедшие ЧП, несчастные случаи, профзаболевания;
  • записи про влияние на сотрудников различных негативных факторов;
  • ­контрольные итоги работы СУОТ.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

премирование работников за длительную безаварийную работу;

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

Пирамида происшествий

происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ

Перед разработкой системы управления охраной труда любой конкретной организации (компании, фирмы или проекта) целесообразно: оценить возможность интеграции системы управления охраной труда в общую систему управления организации в виде отдельной подсистемы; определить перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию; определить политику организации в области охраны труда; определить цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты; разработать программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач; подготовить аудиторов системы управления и разработать процедуру проведения внутренних аудитов системы управления.

В Руководстве (Положении) по системе управления охраной труда могут быть предусмотрены различные разделы. Обычно это: политика; планирование; внедрение и функционирование; проверочные и корректирующие действия; а также анализ функционирования системы со стороны высшего руководства для того, чтобы обеспечить ее соответствие принятой политике и ее последовательное совершенствование; адаптация к изменяющимся обстоятельствам.

Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления в отдельных организациях имеются существенные различия в моделях управления, в методах и средствах их реализации, в степени детализации и конкретизации, в построении информационных и управленческих связей, в формах документооборота, учета, анализа и контроля, методах планирования, аудита и тд. При этом основной целью управления охраной труда остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей на уровне организации для улучшения условий и безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека.

При управлении охраной труда на уровне организации для любой модели управления необходимо изначально предусмотреть, чтобы с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда гармонично сочетались принципы организации и функционирования всего производственного процесса (процесса оказания услуг и т.д.).

В числе наиболее важных организационных принципов СУОТ можно выделить:

Использование имеющихся уровней управления в качестве основы функционирования системы управления охраной труда;

Разграничение ответственности и функций субъектов управления охраной труда на всех уровнях управления;

Осуществление прямой и обратной связи всех звеньев системы на всех уровнях управления;

Взаимодействие руководства и служб организации с органами государственного надзора и общественного контроля, с органами исполнительной власти, профсоюзами, подрядчиками (сервисными организациями) и другими заинтересованными сторонами для выработки и реализации политики в области охраны труда и координации деятельности по улучшению условий и охраны труда работников;

Обеспечение общественного (или паритетного) контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемого работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и (или) иные уполномоченные работниками представительные органы;

Координация деятельности в области охраны труда и социально-экономической политики организации;

Координация деятельности в области социальной защиты работников, социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обеспечения расследования каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

Использование механизмов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

Учет и контроль требований безопасности труда при проектировании, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия (организации);

Внедрение и совершенствование рыночных механизмов для улучшения условий и охраны труда на предприятии (проведение экономической политики, стимулирующей заинтересованность работников в улучшении условий и охраны труда);

Единая скоординированная система профессионального отбора и обучения кадров на основе непрерывного обучения в области охраны труда;

Пропаганда значимости охраны труда как фактора сохранения жизни и здоровья работников;

Организация обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами в соответствии с действующим законодательством;

Внедрение результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок, связанных с улучшением условий и охраны труда.

Целесообразно, чтобы в СУОТ наряду с уже перечисленными разделами был введен раздел "Мотивация работников на знание и соблюдение норм охраны труда", либо аналогичный документ был введен в действие на более низком уровне, чем Руководство (Положение о СУОТ).

Такой раздел необходим в СУОТ потому, что руководители среднего и даже высшего уровня управления иногда допускают пренебрежение опасностями, т. е. сознательно не соблюдают правила охраны труда. Деятельность системы в этом направлении должна сводиться к таким воздействиям на работников, чтобы они все стремились знать и соблюдать правила, отказывались от потенциально опасных действий. Причем желательно, чтобы такое влияние на поведение работника было максимально длительным и устойчивым. Поэтому материальными и моральными стимулами - премиями, конкурсными баллами и другими поощрениями в рамках предусмотренных смотров (конкурсов, опросов, лотерей) должны инициироваться долгосрочные мотивы уважения, признания и выгоды знания и соблюдения правил охраны труда.

Успешное решение вопросов охраны труда означает вертикальную (линейную) ответственность, требующую самого активного участия высшего и линейного руководства в вертикальном контроле на всех уровнях, распределении ресурсов и оптимизации принятой организационной структуры. Для этого организация должна определить функции, ответственность, полномочия и взаимосвязь сотрудников, участвующих в обеспечении СУ ОТ, в том числе:

Компетенцию, обеспечение ресурсами, кадрами для реализации СУОТ;

Получение и предоставление информации по вопросам охраны труда;

Определение действий и возможностей для совершенствования деятельности в области охраны труда.

В целом организационная структура и распределение функциональных обязанностей отражают линейную ответственность руководителей всех уровней за эффективное применение и поддержку СУОТ на их конкретных участках работы. Эта структура также отражает взаимоотношение между:

Различными звеньями управления и участками производства;

Участками производства и службами обеспечения (вспомогательным производством), независимо от того, принадлежат ли эти службы отдельному производству или всей организации;

Штатными работниками и привлеченными;

Партнерами по совместной деятельности.

Исключительно важно, чтобы высшее руководство организации воспитывало в сотрудниках чувство активного содействия СУОТ путем поощрения их участия во всех предусмотренных системой процедурах и приверженности этим процедурам, укрепления в них веры и мотивации, а также повышения индивидуальной ответственности. Прежде всего это заключается в демонстрации самого высшего руководства приверженности охране труда посредством личного участия в действиях, которые могут наблюдать работники. На практике этого можно достичь с помощью многих действий, оговариваемых в СУОТ, например, при использовании средств индивидуальной защиты, при руководстве проверками или при участии в расследовании несчастных случаев.

Демонстрация приверженности задачам СУОТ на разных административных уровнях включает в себя и многие другие аспекты:

Предоставление необходимых ресурсов, таких, как время и средства на решение проблемы охраны труда;

Личный пример в повседневной работе;

Придание вопросам охраны труда первостепенного значения в повестке дня любого заседания, начиная с заседаний Правления (Совета директоров) и ниже;

Активное участие в решении вопросов охраны труда и анализе работы СУОТ как на месте, так и на отдаленных производственных участках;

Внимание вопросам охраны труда при принятии любых деловых решений;

Признание и поощрение заслуг подразделений при достижении установленных целей;

Поощрение личных достижений и инициатив сотрудников, предлагающих меры по улучшению работы СУОТ;

Участие во внутренних и внешних проверках.

Все разделы Руководства (Положения о СУОТ) взаимосвязаны. Организация, определяя перечень мероприятий по охране труда, определяет и источники финансирования ("Бюджет охраны труда"), и критерии улучшения количественных параметров - обобщенных показателей травматизма и профессиональной заболеваемости, например, по отношению к установленным целям, остальным организациям или средним показателям в отрасли (подотрасли) с учетом планируемых скидок по страховым тарифам и т.д. В частности, это может быть снижение частоты травм (профзаболеваний) на тысячу работников и тяжести травм. Важность таких количественных параметров заключается в том, что они дают руководителям, специалистам, проверяющим и рядовым работникам представление о масштабах планируемых мероприятий и целевых конечных результатах.

Таким образом, в рамках Политики и стратегических целей в области охраны труда организация будет иметь планы (программы), соответствующие достижению этих целей и следовать принятым показателям (критериям) деятельности в данной области. Тогда и перспективные, и годовые планы всех уровней будут включать в себя следующие элементы:

Четкое определение целей;

Определение ответственности руководителей за достижение целей;

Средства достижения поставленных целей;

Требования к наличию ресурсов;

Сроки выполнения;

Конкретные программы (мероприятия) мотивации и стимулирования персонала для достижения цели (результата).

Кроме того, возможно включение документированных процедур по признанию (поощрению) коллективных успехов работников в области охраны труда и механизмов оценки эффективности мероприятий по охране труда (например, анализ "затраты/прибыль" или минимизации потерь).

Среди наиболее важных элементов "внешнего" механизма экономической заинтересованности организации в улучшении условий и охраны труда можно выделить надбавки/скидки к страховым тарифам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также механизм частичного финансирования за счет страховых взносов некоторых предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Многие признанные органы по сертификации (BVQI, DNV, TUV и др.), аккредитованные в различных международных и национальных системах аккредитации, проводят добровольную сертификацию систем управления охраной труда. Тем самым подтверждая, что действующая в той или иной организации система управления охраной труда соответствует определенному стандарту (спецификации). В России крупные организации сертифицируют свои системы управления охраной труда (охраной труда и промышленной безопасностью) на соответствие спецификации OHSAS 18001.

Сертификация систем управления охраной труда на соответствие ГОСТ 12.0.006-2002 в России возможна в рамках зарегистрированной добровольной системы сертификации.

В определенной мере при проведении сертификационных аудитов таких систем управления охраной труда могут быть использованы принципы, программы и положения, касающиеся проведения внешних и внутренних аудитов и компетентности аудиторов, изложенные в международном стандарте ISO 19011:2002 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента".