Система управления охраной труда в организации. Система управления охраной труда Служба охраны труда

Современные методы управления охраной труда на предприятии

Существенно повысить эффективность мероприятий по охране труда можно, создав систему управления охраной труда предприятия (организации).

Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в том числе должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов. Данная система может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.

В России внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) началось еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях его неоткуда было приобрести.

Сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но уже опираясь на зарубежный опыт.

В настоящее время разработка систем управления охраной труда возможна на основе российского законодательства и международных стандартов в области управления. К ним относятся: ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации», Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования», OHSAS 18001-2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series», ILO OSH-2000 «Руководство по управлению охраной труда».

Основные задачи системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами» СУОТ становятся:

  • во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников;
  • во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты;
  • в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.

В силу исключительной роли персонала (наемных работников), без которых ни первая, ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют подготовку, профессиональную квалификацию и внутреннюю мотивацию работников в особую «подзадачу». Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные положения.

Основная идея СУОТ заключается в том, что любая управляемая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.

Такое понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла Деминга (планирование – действие – контроль - доработка), разработанного в 1950-х гг. для постоянного повышения качества корпоративного управления. В отечественной литературе встречается и такая интерпретация принципов, положенных в основу методологии СУОТ: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй».

В случае управления охраной труда «Планирование» означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы, выявление опасных факторов и оценку рисков. «Действие» – это фактическая реализация и применение программы. «Контроль» предполагает измерение активных и реактивных показателей программы по охране труда. Наконец, «Доработка» завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

Организация, создающая эффективную систему управления охраной труда должна:

  • создать систему управления охраной труда;
  • обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;
  • проводить сертификацию системы управления охраной труда;
  • проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации».

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями. При создании СУОТ необходимо :

  • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
  • определять политику организации в области охраны труда;
  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать :

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

Разработка политики организации, планирование условий и охраны труда завершается созданием «Программы улучшения условий и охраны труда» на предприятии, которая должна предусматривать:

  • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ предусматривает :

  • разработку структуры работ, распределение ответственности и полномочий по реализации СУОТ;
  • аттестацию рабочих мест по условиям труда и травмобезопасности;
  • выявление потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая повышение квалификации по охране здоровья и безопасности персонала;
  • разработку, внедрение и поддержание установленных (документированных) процедур, гарантирующих идентификацию опасностей, оценку, регулирование и контроль риска, а также регулярную оценку потребности в выше перечисленных действиях;
  • подготовленность к аварийным ситуациям, которая заключается в разработке и обеспечении практического использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий;
  • обеспечение передачи и обмена информацией об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации, получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон;
  • разработку и обеспечение ведения документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии;
  • управление производственно-технологическими операциями путем определения тех операций и видов деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда, планирование этих видов деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда.

Контроль результативности системы управления охраной труда (СУОТ) включает в себя :

  • определение и своевременную корректировку методов периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • выявление и анализ несоответствий, принятие мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий;
  • разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий, смягчения их последствий, анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий, обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда, отражая в них сведения об обучении и инструктажах работников, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа руководством системы управления охраной труда;
  • разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудитов системы управления охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работники представительных органов.

Руководство организации обязано через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям ГОСТ Р 12.006-2002, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы.

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

Конечно СУОТ не решает всех проблем повышения эффективности охраны труда на предприятии и обеспечения безопасной и здоровой производственной среды. Как и любому другому методу, СУОТ присущи свои преимущества и недостатки, а ее эффективность в большой степени зависит от качества ее понимания и применения.

Эффективность СУОТ не может быть выше эффективности управления предприятием в целом. Подобно всем методам, у нее есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно знать. Поэтому важно иметь представление как о проблемах, которые могут затруднить работу СУОТ, так и об элементах, которые необходимы для обеспечения эффективности и использования ключевых преимуществ СУОТ для охраны труда и здоровья.

При этом следует помнить, что сильные и слабые стороны действуют, в основном, на средних и крупных предприятиях, имеющих необходимый технический и финансовый потенциал для полномасштабного внедрения СУОТ.

В настоящее время признано, что подход на основе систем управления дает целый ряд важных преимуществ , некоторые из которых были указаны выше. Прочие важные преимущества включают:

  • возможность интеграции требований охраны труда в корпоративные системы и приведения целей охраны труда в соответствие с экономическими задачами, что способствует большему учету реализационных затрат в связи с контрольным оборудованием и процессами, подготовкой, обучением и информационным обеспечением;
  • унификация требований охраны труда с иными взаимосвязанными требованиями, в том числе связанными с качеством и окружающей средой;
  • формирование логической основы для создания и функционирования программы охраны труда, позволяющей следить за всеми элементами, требующими действия и контроля;
  • оптимизация и отработка коммуникативных механизмов, мер, процессов, программ и целей в соответствии с единым набором правил;
  • применимость в условиях различных культур и национальных систем регулирования;
  • создание среды, способствующей формированию культуры профилактики в охране труда;
  • укрепление социального диалога;
  • распределение соответствующих обязанностей между руководством среднего звена с участием руководителей, ИТР и рабочих и определением для каждого конкретной сферы ответственности по эффективной реализации системы;
  • возможность адаптации в зависимости от размера и профиля предприятия, а также от типов имеющихся факторов опасного воздействия;
  • формирование системы непрерывного совершенствования;
  • обеспечение контролируемой базы для оценки эффективности.

Хотя СУОТ обладает безусловным потенциалом для улучшения охраны труда, существует много проблем, которые в случае их игнорирования могут быстро подорвать эффективность системы . К ним относятся:

  • Оборот документов и иной письменной отчетности следует держать под тщательным контролем во избежание подмены целей системы бюрократическими процедурами. Ориентация на человека может быть легко потеряна при смещении центра тяжести на соблюдение документарных требований, а не на людей;
  • Следует избегать дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, охраной труда, окружающей средой) во избежание размывания требований и их неравного положения. Отсутствие тщательного планирования и полноценной коммуникации до внедрения программы СУОТ могут вызвать подозрение и сопротивление переменам;
  • СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, что создает опасность пропустить начало профессиональных заболеваний. Поэтому надзор за состоянием здоровья работников следует включать в состав системы как важное и эффективное средство контроля в долгосрочной перспективе;
  • В зависимости от размера предприятия, СУОТ может требовать выделения крупных средств и быть предметом реалистичной оценки совокупных затрат в плане сроков реализации, навыков и кадров, требуемых для создания и работы СУОТ. Это имеет тем более важное значение при привлечении подрядчиков.

В последние годы подход на основе СУОТ получил широкое распространение и был внедрен как в развитых, так и в развивающихся странах. Как показывает опыт, СУОТ является логичным и полезным средством, способствующим постоянному росту эффективности управления охраной труда на уровне предприятия.

Главные элементы, необходимые для его успешной реализации, включают в себя заинтересованность руководства и активное участие работников в совместной реализации. Кроме того, в связи с огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

1. Современные системы управления: приметная структура и содержание системы управления охраной труда (СУОТ)

2. Требования к СУОТ

3. Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ

4. Контроль результативности охраны труда

1. Современные системы управления

Мировая и российская практика свидетельствует, что существенного повышения уровня организации и эффективности работы по охраны труда можно добиться, создав систему управления охраной труда (СУОТ) организации.

Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в т.ч. должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов.

Важно подчеркнуть, что СУОТ может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.

Основные требования к созданию систем управления охраной труда (СУОТ) вытекают из требований Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и подзаконных актов в сфере охраны труда, даже если «буквально» в них нет упоминаний о СУОТ, и общего курса государства, Президента и Правительства на повышение самостоятельности и ОТВЕТСТВЕННОСТИ хозяйствующих субъектов права за принимаемые ими решения.

Нашей стране выпал исторический жребий начать внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Более того, во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом на пенсию соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях – его неоткуда было приобрести.

Только сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но теперь уже опираясь на зарубежный опыт.

Сегодня на международном уровне в сфере охраны труда мы имеем прекрасный международный документ – Руководство Международной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems »), официально переведенный, научно отредактированный и изданный на русском языке в феврале 2003 года.

На российском уровне бюджетные учреждения могут руководствоваться введенным с 1 января 2003 г. (изменение № 1 – с 1 января 2004 г.) российским стандартом системы ССБТ (система стандартов безопасности труда) – ГОСТ Р 12.0.006-2002. ССБТ. «ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ».

Заметим, что этот ГОСТ, вобрав в себя традиционные российские требования действующего законодательства, гармонизирован с Руководством Международной организации труда по системам управления охраной труда – МОТ-СУОТ 2001 и в большей степени с документом международной добровольной программы сертификации OHSAS 18001:1999 «Occupational Health and Safety Assessment Series. Specification ». (Серия оценки охраны труда. Общие требования.)

Заметим, что новая редакция Трудового кодекса РФ вместо старой не очень четкой и формально далекой от СУОТ «сертификации работ по охране труда в организации» говорит о «сертификации организации работ по охране труда». Системной формой такой организации работ по охране труда должна быть СОРОТ – Система организации работ по охране труда. Какими будут официально утвержденные требования к СОРОТ (в рамках положения о сертификации), нам еще предстоит узнать.

1.1. Основные идеи СУОТ

Основные задачи корпоративной системы управления охраной труда (СУОТ) вытекают из основной цели обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами» СУОТ становятся:

во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников;

во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты;

в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.

В силу исключительной роли персонала (по терминологии безопасности производства) / наемных работников (по терминологии охраны труда), без которых ни первая, ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют ПОДГОТОВКУ, ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КВАЛИФИКАЦИЮ и ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ работников в особую «подзадачу».

Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные, можно сказать, фундаментальные, положения.

Если теперь с этих позиций внимательно посмотреть на обязанности работодателя по организации выполнения государственных требований охраны труда, то все они также в конечном итоге сводятся к этим вышеприведенным положениям (с учетом подконтрольности действий работодателя органам государственной надзора).

Любая управляемая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.

Такой процесс должен быть организован по методу «Планировать – Действовать – Проверять – Корректировать».

Любое дело (любой процесс) должен начинаться с планирования конкретных результатов и действий по их достижению.

Затем приходит время действовать: т.е. внедрять планируемые процессы.

После чего следует этап проверки правильности действий и качественности результата. Для этого необходимо осуществлять наблюдение (мониторинг) и измерения показателей, характеризующих данный процесс (например, условия труда), с последующим анализом полученных данных, их обобщением и выводом – управленческим решением.

В итоге необходимо предпринять дополнительные действия по корректировке и совершенствованию всей организации управления (или только ее части).

1.2. Примерная структура и содержание основных документов СУОТ

Стандарт системы ССБТ (система стандартов безопасности труда) ГОСТ Р 12.0.006-2002. ССБТ. «ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ» является общетехническим, устанавливающим общие требования к системе управления охраной труда в организации, к ее важнейшим элементам.

Требования стандарта применимы к организации, которая намерена:

¨ создавать систему управления охраной труда;

¨ обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;

¨ проводить сертификацию системы управления охраной труда;

¨ проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и настоящего стандарта.

Таковы общие требования и возможности, заложенные в данный стандарт.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что на разработку и внедрение системы управления охраной труда по настоящему стандарту (и по другим тоже) оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.

Поэтому СУОТ одной организации может отличаться от СУОТ другой организации, и бояться этого не только не следует, но даже можно приветствовать, ибо это означает, что разработчики СУОТ учли специфику данной организации.

Успех функционирования созданной по стандарту системы управления охраной труда зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями и работниками организации, особенно ее руководством.

Рассматриваемый стандарт содержит требования, которые могут быть использованы для объективной самооценки, самодекларации или сертификации.

2. Требования к системе управления охраной труда

2.1. Общие требования

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

При создании системы управления охраной труда необходимо :

¨ определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

¨ выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;

¨ определять политику организации в области охраны труда;

¨ определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

¨ разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда включает :

¨ планирование показателей условий и охраны труда;

¨ контроль плановых показателей;

¨ возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;

¨ внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;

¨ возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;

¨ возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

2.2. Политика организации в области охраны труда

Руководство организации, несущее ответственность за обеспечение охраны труда, должно :

¨ определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда;

¨ обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, ее поддержку на всех уровнях управления, и ее реализацию;

¨ периодически рассматривать (анализировать) и корректировать политику с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.

Политика организации в области охраны труда должна:

¨ определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;

¨ соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями организации;

¨ включать обязательство руководства организации (работодателя) по соответствию условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда);

¨ включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;

¨ предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;

¨ быть доступной заинтересованным сторонам.

Политика в области охраны труда должна соответствовать поставленным целям в данной области и включать в себя необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски, технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и иные хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда обязаны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда должны иметь по возможности количественное выражение.

2.3. Идентификация опасностей, оценка риска и управление им

Организация обязана разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер защиты от них. Эти процедуры должны гарантировать:

а) идентификацию опасностей;

б) оценку риска;

в) управление риском (контроль и регулирование риска);

г) регулярную оценку потребности в действиях [перечисления а) – в)].

Идентификация опасностей

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:

а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;

б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой;

в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях.

Направления Идентификации опасностей процессов:

а) организации работ, управления их выполнением;

б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;

в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);

г) характеристик приобретаемых товаров и услуг.

Оценка риска

Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует анализировать, оценивать и упорядочивать по приоритетам необходимости исключения или снижения риска. При этом следует рассматривать как нормальные условия функционирования производства, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями и возможными аварийными ситуациями.

Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.

Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны труда.

Управление рисками

Все идентифицированные риски подлежат управлению, с учетом приоритетов и применяемых мер, в качестве которых используют:

¨ исключение опасной работы (процедуры);

¨ замену опасной процедуры;

¨ инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей;

¨ административные методы ограничения воздействия опасностей;

¨ средства коллективной и индивидуальной защиты.

При выполнении работ с высоким уровнем риска следует давать письменные разрешения на проведение таких работ.

Аттестация работ по условиям труда

При аттестации рабочих мест проводят оценку условий труда и травмобезопасности рабочих мест. При этом учитывают наличие средств коллективной защиты, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и определяют эффективность этих средств.

2.4. Планирование мероприятий и функционирова­ния системы управления охраной труда

Организация обязана формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать, что эти факторы будут приняты во внимание при определении целей в области охраны труда. Организация следует постоянно актуализировать эту информацию.

Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация следует учитывать:

¨ требования законодательных актов, государственные нормативные требования охраны труда;

¨ важные факторы охраны труда, технологические, финансовые, эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности организации;

¨ ресурсные возможности;

¨ политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

¨ мнение заинтересованных сторон.

Программа улучшения условий и охраны труда

Руководство должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

¨ подготовке программы улучшения условий и охраны труда;

¨ определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

¨ разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;

¨ совершенствованию и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;

¨ выяснению перспективных тенденций в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня обеспечения охраны труда;

¨ выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа обязана также предусматривать:

¨ распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;

¨ обеспеченность необходимыми ресурсами;

¨ средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

3. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда

3.1. Структура работ и распределение ответственности

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, возлагают на работодателя.

В организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который, независимо от других возложенных на него обязанностей, нес бы ответственность и обладал полномочиями для:

¨ организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с ГОСТ Р 12.006-2002;

¨ обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

¨ инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;

¨ выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;

¨ организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;

¨ проверки выполнения принятых решений;

¨ управления устранением несоответствий;

¨ регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

3.2. Распределение обязанностей по охране труда

Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

Руководство организации обязано определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, а также для организации сотрудничества между руководством организации и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законодательством создают службы охраны труда, или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают выполнение обязанностей по охране труда, а также создают комитеты (комиссии) по охране труда и выбирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

3.3. Обучение, квалификация и компетентность персонала

Организации надлежит выявлять потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, касающихся и охраны труда.

Работники должны быть обучены с учетом специфики их деятельности, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для безопасного исполнения рабочих заданий.

Организации следует разрабатывать методы, которые подтверждали бы наличие у работника соответствующих знаний, касающихся:

¨ обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством;

¨ фактических или потенциальных последствий его деятельности на уровень безопасности труда;

¨ понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям охраны труда, системы управления охраной труда, а также обязанностей работника в аварийных ситуациях;

¨ возможных последствий несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций.

В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны быть учтены различные уровни ответственности обучаемого, требуемой компетентности и риска на рабочих местах.

3.4. Информирование и инструктирование персонала

Служба охраны труда, специалист по охране труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

¨ ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;

¨ контролировать своевременное и качественное проведение с работниками первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда;

¨ вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

Руководители подразделений, работ и иные должностные лица, на которые возложены обязанности по созданию безопасных условий труда, призваны проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

3.5. Подготовленность к аварийным ситуациям

Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий.

Организации следует иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.

Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организации также необходимо периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

3.6. Передача и обмен информацией

Система управления охраной труда организации должна обеспечивать:

¨ передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации;

¨ получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документального оформления;

¨ передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.

3.7. Документация системы управления охраной труда

Организации следует разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии. Документация может включать утвержденное руководство (положение или другой нормативный документ) по управлению охраной труда.

Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного использования.

Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документацию необходимо хранить в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы следует своевременно корректировать.

Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых ГОСТ Р 12.006-2002*, с тем чтобы:

¨ документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

¨ копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;

¨ отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;

¨ архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

3.8. Управление производственно-технологическими операциями

Организации следует определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в этой области. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

¨ установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики, целей и задач организации в области охраны труда;

¨ выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;

¨ установления и обеспечения методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

¨ разработки и применения методов проектирования и оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.

В последние годы стремительного перехода в большинстве крупных российских компаний от почти натурального хозяйства к так называемому аутсорсингу возникла и приобрела актуальность работа с подрядными организациями. Вот как трактует эту проблему Руководство МОТ-СУОТ 2001, где она детально и тщательно рассмотрена:

«Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, гарантированно обеспечивающие, что требования организации по охране труда или, по крайней мере, их эквивалент, применяются к подрядчикам и их работникам.

Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:

а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;

б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;

в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;

г) обеспечивать соответствующее ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости;

д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и

е) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками)».

Заметим, что сегодня основная проблема с подрядчиками состоит в том, что, хотя их выбор в принципе неограничен, в условиях нашей необъятной страны, в удалении от больших городов и промышленных центров он, наоборот, становится существенно ограниченным. Кроме того, у большинства подрядчиков примерно один и тот же (далекий от требуемого) уровень культуры труда и охраны труда.

Мы считаем, что для реализации требований охраны труда все подрядчики, ведущие работы на промышленной площадке и объектах организации, должны в обязательном порядке приводить свою документацию и организацию работ по охране труда в соответствие с требованиями СУОТ.

Договор на проведение подрядных работ должен определять ответственность подрядчика и организации за согласованные действия по безопасному ведению работ.

Работники подрядчика, занятые на промышленной площадке и объектах организации, должны иметь удостоверения о проверках знаний по охране труда и удостоверения об аттестации и допуске к производству работ.

Контроль за безопасностью осуществления подрядных работ следует возлагать на руководителя структурного подразделения, на объектах которого работает подрядчик, и на службу охраны труда организации.

4. Контроль результативности охраны труда

4.1. Методы периодической оценки состояния охраны труда

Организация обязана устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.

Организации надлежит разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:

¨ проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

¨ измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

¨ фиксации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;

¨ регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

¨ обследования состояния здоровья работников.

В случаях, определенных законодательством, должен быть обеспечен мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация обязана располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения, и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

4.2. Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия

Организации необходимо устанавливать и своевременно адаптировать методы выявления и анализа несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.

Организации важно осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.

4.3. Аварии, несчастные случаи и происшествия

Организация должна разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение:

¨ сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий;

¨ смягчения последствий аварий, несчастных случаев;

¨ корректирующих и предупредительных действий для исключения фактических или потенциальных несоответствий (предлагаемые корректирующие и предупредительные меры следует оценивать по уровню риска, связанного с их реализацией);

¨ анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий;

¨ обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Организации важно регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.

4.4. Записи и управление записями

Организации необходимо разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда, отражая в них сведения об обучении и инструктажах работников, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа руководством системы управления охраной труда.

Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также должны сохраняться в течение установленного срока. На документах, содержащих такие записи, требуется указывать сроки их хранения.

Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда требованиям настоящего стандарта.

4.5. Аудит системы управления охраной труда

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудитов системы управления охраной труда.

Задачи аудита системы управления охраной труда:

¨ определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям ГОСТ Р 12.0.006-2002, положениям политики в области охраны труда;

¨ определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

¨ рассмотрения и учета результатов предыдущего внутреннего аудита системы управления охраной труда;

¨ представления информации по результатам аудитов системы управления охраной труда руководству организации.

План проведения аудита системы управления охраной труда обязан основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда.

Методы аудита системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

По результатам аудита системы управления охраной труда составляют отчеты.

Аудит системы управления охраной труда по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности. Термин «независимый» не обязательно означает внешний по отношению к организации.

4.6. Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда

Руководство организации обязано через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям ГОСТ Р 12.006-2002*, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа системы следует документировать.

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

4.7. Действия по совершенствованию СУОТ

4.7.1. Предупреждающие и корректирующие действия

Следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия предупреждающих и корректирующих действий, вытекающих из мониторинга исполнения и оценки результативности СУОТ, проверок / аудитов СУОТ и анализа эффективности СУОТ руководством. Эти мероприятия должны включать:

а) определение и анализ коренных причин любого несоблюдения соответствующих правил по охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;

б) инициирование, планирование, осуществление проверки эффективности и документирование корректирующих и предупредительных действий, включая внесение изменений в саму систему управления охраной труда.

В тех случаях, когда оценка системы управления охраной труда или другие источники показывают, что предупредительные и защитные меры от опасностей и рисков неадекватны или могут стать таковыми, то другие соответствующие обстоятельствам меры, согласно принятой иерархии предупредительных и регулирующих мер, должны быть своевременно предусмотрены, полностью выполнены и задокументированы.

4.7.2. Непрерывное совершенствование

Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по непрерывному совершенствованию соответствующих элементов системы управления охраной труда и СУОТ в целом. Эти мероприятия должны учитывать:

а) цели организации по охране труда;

б) результаты идентификации и оценки опасностей и рисков;

в) результаты мониторинга исполнения и оценки результативности исполнения;

г) расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок / аудитов;

д) выводы из анализа эффективности СУОТ руководством;

е) предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комитет по охране труда, там, где он существует;

ж) изменения в национальных законах и правилах, добровольных программах и коллективных соглашениях;

з) новую относящуюся к делу информацию; и

и) результаты осуществления программ защиты и поддержания здоровья.

4.8. Создание и внедрение СУОТ

Внедрение вышеописанной системы управления охраной труда, подготовка к процессу сертификации предполагают новый, более высокий уровень организации безопасности производства и труда, требующий качественной перестройки работы структурных подразделений и функциональных служб любой организации, а потому внедрение СУОТ предполагает большую вспомогательную работу, направленную на создание организационно-нормативной основы системы и совершенствование всех сторон деятельности организации.

В создании СУОТ можно выделить несколько этапов: разработка проекта системы; рассмотрение проекта, его обсуждение, исправление, принятие в целом; подготовка к внедрению; внедрение системы; развитие системы как ее непрерывное совершенствование.

Разработка проекта СУОТ осуществляется на основе имеющегося опыта с учетом действующей нормативной правовой и нормативно-технической документации, сегодняшних реалий производства. Практика показывает, что создание эффективной СУОТ требует привлечения сторонних специалистов по СУОТ и их постоянного конструктивного взаимодействия с руководством организации, где создается СУОТ, а не только со специалистами службы охраны труда и производственного контроля.

После детального обсуждения и внесения согласованных изменений начинается внедрение системы. Внедрение СУОТ целесообразно проводить в два последовательных этапа.

Первый этап – опытная апробация с коррекцией разработанной документации и проверкой функционирования отдельных элементов системы на практике. В числе мероприятий по внедрению СУОТ следует предусмотреть профессиональную и социально-психологическую подготовку руководителей и специалистов по вопросам корпоративного управления охраной труда; пропаганду, разъяснение сути и значения СУОТ для успешного функционирования всей организации.

После завершения первого этапа и коррекции документации СУОТ окончательно вводится в действие.

Строгая формализация и унификация управления охраной труда, определяемая документами СУОТ, повышает уровень ее организации, а, следовательно, и эффективности. Однако введение в действие СУОТ само по себе еще не может автоматически и полностью решить проблему обеспечения безопасности и охраны труда. От руководства организации, специалистов, всех работников еще потребуется большая целенаправленная работа для того, чтобы требования, заложенные в нормативных документах СУОТ, были полностью претворены в жизнь.

После окончательного внедрения СУОТ наступает период ее непрерывного усовершенствования – необходимого условия для каждой эффективной системы управления охраной труда и безопасностью производства, позволяющей реально обеспечить устойчивый успех организации в современном быстро развивающемся обществе.

Заметим, практика большинства экономически развитых стран, на потребительских рынках которых в последнее десятилетие наблюдается плотная конкурентная борьба, показала высокую эффективность корпоративной политики в сфере безопасности труда и производства, рассматриваемой все более отчетливо как способ достижения двух целей – уменьшения общих потерь и развития общего успеха.

В соответствии с тем, что корпоративное управление безопасностью, в том числе охраной труда, является всего лишь одним из многочисленных звеньев в управлении процессом производства, мероприятия по СУОТ должны рассматриваться наряду с такими производственными показателями, как производительность, себестоимость и качество продукции, рентабельность производства и конкурентная способность организации.

При этом лучшая гарантия для динамичной системы непрерывного совершенствования и постоянной гибкости СУОТ – внутренняя мотивация и приверженность корпоративным интересам квалифицированных работников, которые развиваются и как работники, и как личности вместе с организацией-работодателем, потому что их усилия по достижению корпоративных целей систематически поддерживаются, поощряются и достойно вознаграждаются.

Добавлен на сайт:

Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом, Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации" и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.

1. Общие положения

1.1. Система управления охраной труда - часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

1.2. Управление охраной труда осуществляется на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других нормативных правовых актов РФ и настоящего Положения.

1.3. Органы управления организации образуют Систему управления охраной труда (далее по тексту - "Система").

1.4. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

2. Принципы и задачи Системы управления охраной труда

2.1. Основными принципами Системы управления охраной труда являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

Гарантии прав работников на охрану труда;

Деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

Научная обоснованность требований охраны труда, содержащихся в законодательстве, отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда;

Наличие квалифицированных специалистов по охране труда;

Планирование мероприятий по охране труда;

Неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.

2.2. Основные задачи Системы управления охраной труда:

Реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;

Разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;

Создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда;

Формирование безопасных условий труда;

Контроль за соблюдением требований охраны труда;

Обучение и проверка знаний по охране труда.

3. Структура Системы управления охраной труда

3.1. Организационно Система управления охраной труда является трехуровневой.

3.2. Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет Работодатель в лице руководителя организации.

3.3. Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет Служба охраны труда.

3.4. Управление охраной труда на третьем уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет Комиссия (комитет) по охране труда.

4. Функции работодателя при осуществлении управления охраной труда

4.1. Работодатель в порядке, установленном законодательством:

Осуществляет организацию и проведение работ по охране труда;

Создает Систему и органы управления охраной труда в организации;

Организует сотрудничество работодателя, администрации и работников организации по улучшению условий и охраны труда, образует Комитет (комиссию) по охране труда;

Разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включает их в коллективные договоры и соглашения по охране труда, обеспечивает их финансирование в порядке и объемах, установленных действующим законодательством об охране труда;

Обеспечивает безопасную эксплуатацию средств производства, применение средств коллективной и индивидуальной защиты;

Обеспечивает обучение и проверку знаний работников по охране труда, включая руководителя;

Организует контроль за соблюдением требований охраны труда и аттестацию рабочих мест по условиям труда;

Организует расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Обеспечивает обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Предоставляет работникам компенсации за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда;

Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, предоставлении компенсаций за условия труда;

Представляет в установленном порядке информацию о состоянии условий и охраны труда, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда, предоставлении компенсаций за условия труда;

Осуществляет иные функции, предусмотренные действующим законодательством об охране труда.

5. Служба охраны труда

5.1. Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда руководителем организации.

5.3. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Комитетом (комиссией) по охране труда.

5.4. Служба в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами организации.

5.5. Основными задачами Службы являются:

5.5.1. организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

5.5.2. контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

5.5.3. организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

5.5.4. информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;

5.5.5. изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

5.6. Для выполнения поставленных задач на Службу возлагаются следующие функции:

5.6.1. учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

5.6.2. оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

5.6.3. организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

5.6.4. проведение проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

5.6.5. участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

5.6.6. согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

5.6.7. разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

5.6.8. участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

5.6.9. оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

5.6.10. организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;

5.6.11. участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

5.6.12. составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;

5.6.13. разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

5.6.14. организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

5.6.15. составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

5.6.16. оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

5.6.17. обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;

5.6.18. организация совещаний по охране труда;

5.6.19. доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;

5.6.20. рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков;

5.6.21. осуществление контроля за:

Соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

Обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

Выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

Наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;

Проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;

Своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;

Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;

Состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

Своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;

Организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;

Санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;

Организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;

Правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

Своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;

Использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

5.6.22. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организацией средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

6. Комитет (комиссия) по охране труда

6.1. Комитет (комиссия) по охране труда (далее по тексту - Комитет) является составной частью Системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.

6.2. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства.

6.3. Комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, органами федеральной инспекции труда, другими государственными органами надзора и контроля, а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

6.4. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными правовыми актами организации.

6.5. Задачами Комитета являются:

6.5.1. разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

6.5.2. организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений работодателю по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

6.5.3. информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

6.6. Функциями Комитета являются:

6.6.1. рассмотрение предложений работодателя, работников, профессиональных союзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда работников;

6.6.2. оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также проверки знаний требований охраны труда и проведения своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда;

6.6.3. участие в проведении обследований состояния условий и охраны труда в организации, рассмотрении их результатов и выработке рекомендаций работодателю по устранению выявленных нарушений;

6.6.4. информирование работников организации о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

6.6.5. доведение до сведения работников организации результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

6.6.6. информирование работников организации о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильности их применения, организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

6.6.7. содействие в организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и соблюдения медицинских рекомендаций при трудоустройстве;

6.6.8. содействие своевременному обеспечению работников организации, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебнопрофилактическим питанием;

6.6.9. участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика), направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

6.6.10. содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

6.6.11. подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья работников, созданию системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда и обеспечивающих сохранение и улучшение состояния здоровья;

6.6.12. рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним работодателю, профсоюзному выборному органу и (или) иному уполномоченному работниками представительному органу.

Положения российского законодательства закрепляют право всех работников на обеспечение работодателем безопасных условий труда на любом месте работы и занимаемой должности. Человек должен чувствовать себя защищенным, независимо от того, является ли местом реализации его трудовой деятельности офис, учреждение культуры или промышленное предприятие.

СУОТ или система управления охраной труда направлена на создание условий для осуществления постоянного контроля за тем, насколько качественно соблюдаются нормы и выполняются правила охраны труда каждым участником производственного процесса от руководителя до рядового сотрудника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В обязанности работодателя входит создание эффективной системы управления и обеспечение ее внедрения в жизнь организации за счет четкого распределения обязанностей между всеми сотрудниками.

Система управления охраной труда в организации

Система управления охраной труда (сокращенно СУОТ) является частью общей управленческой системы компании, которая позволяет управлять возможными рисками в таких сферах рабочего процесса, как охрана здоровья и безопасность труда.

Согласно существующему традиционному подходу к управлению областью охраны труда, документы, которые разработаны в организации для , должны соответствовать таким требованиям:

  • оценка состояния охраны труда (ОТ) должна быть постоянной на уровне всех подразделений;
  • документы должны отображать политику компании в данной области;
  • в них должны быть отображены способы достижения целей;
  • на их основании оценивается работа руководящего состава и специалистов организации в сфере охраны труда.

Документы СУОТ должны распределять обязанности должностных особ предприятия. Четко изложенные и закрепленные функции дают возможность лучше организовать работу организации, а также повышают эффективность контроля.

Информационная составляющая системы осуществляется согласно с действующими локальными нормативными актами. Мероприятия в рамках СУОТ планируются на основании фактического .

Когда разрабатываются планы в расчет принимается:

  • степень травматизма;
  • общая и профзаболеваемость;
  • аварии, которые имели место на производстве;
  • результаты проведенной аттестации рабочих мест сотрудников;
  • состояние используемого оборудования и сооружений;
  • предписания, сделанные надзорными органами, и другие факторы.

Руководство и рядовые сотрудники должны понимать, что система управления охраной труда является сложной многогранной системой и каждый человек, работающий в организации, занимает в ней свое важное место. То есть создание слаженного механизма является результатом совместных усилий, приложенных как директором компании, так и каждым рядовым сотрудником.

Целеполагание

Управление в сфере охраны труда в 2019 году имеет одну главную цель – не допустить нанесения любого рода ущерба работникам организации во время их нахождения на рабочем месте.

Для это нужно реализовать следующие основные задачи:

  • борьба с травматизмом в организации должна носить систематический характер;
  • введение в качестве обязательного компонента системы профилактики профзаболеваний;
  • предотвращение взрывов и возможных пожаров, которые заканчиваются не только увечьями, но зачастую смертью работников;
  • рабочие места должны быть организованы таким образом, чтобы совершенствовать качество процесса производства и повышать степень работоспособности трудящихся;
  • обязательное обучение технике безопасности во время введения в эксплуатацию нового оборудования или в тех случаях, когда к обязанностям приступает новый сотрудник;
  • в процессе работы могут возникать различные неприятные факторы, которые нужно своевременно выявлять и ликвидировать.

Если проводить качественное обучение работников, это обеспечит в цехах безопасность благодаря тому, что каждый будет знать, как правильно использовать инструменты, какие средства можно применять для индивидуальной защиты и на что нужно обратить внимание, чтобы избежать возникновения аварийных ситуаций.

Предотвратить развитие профзаболеваний у работников можно, проводя регулярные лечебно-профилактические осмотры. В данном случае по показаниям врача определенные сотрудники могут быть переведены на другую работу с облегченными условиями труда. Выплата материальных компенсаций и оздоровление помогут сохранить здоровье рабочих в опасных условиях труда.

Важно воспитать у работников чувство ответственности за жизнь других людей. Предприятия большого размера могут организовывать для рабочих, которые закреплены за разными участками, обмен опытом.

Функции

Основные функции СУОТ заключаются в следующем:

  • предложить действующую систему для всех структурных подразделений с учетом особенностей их функционирования;
  • оказание методической поддержки;
  • составление плана и проведение согласно него инструктажей по технике безопасности;
  • разработка стандартов, правил, нормативов, инструкций;
  • анализ причин, которые привели к аварийным ситуациям, и созданных условий работы;
  • разработка статистической отчетности;
  • постоянное повышение квалификационного уровня работников и организация экзаменов по вопросам, касающимся техники безопасности на предприятии.

Нормативные документы СУОТ в 2019 году

Минимальный перечень документов СУОТ на каждом предприятии должен состоять из таких документов:

  • СУОТ;
  • документы, в которых фиксируются разные события и мероприятия, касающиеся вопросов охраны труда (это различные акты, журналы и т.д.).

То есть речь идет про любые документы, подтверждающие создание в организации системы управления охраной труда и ее эффективное функционирование. Они вызывают интерес у трудовой инспекции в ходе проведения плановых и внеочередных проверок. Также они дают возможность без опасений проводить в налоговом учете списание затрат на мероприятия, предусмотренные в рамках СУОТ предприятия.

В Типовом положении про СУОТ Министерства Труда содержится информация о том, кто на предприятии должен иметь дело с определенными документами СУОТ:

  • лично работодатель управляет процессом разработки документов распорядительного характера и производит распределение обязанностей по охране труда между своими подчиненными: замами, начальниками структурных подразделений и службой ОТ;
  • работодатель через заместителей и руководителей структурных подразделений должен обеспечить доступность документов, действующих в организации, для персонала;
  • служба ОТ должна контролировать, чтобы сотрудники имели постоянный доступ к документации юридического и методического характера, которая касается охраны труда;
  • руководитель структурного подразделения должен обеспечить наличие в местах общего пользования документов и материалов, в которых изложены требования, касающиеся ОТ, тем самым давая возможность с ними ознакомиться работникам, которые находятся в его непосредственном подчинении;
  • бригадир следит за тем, чтобы работники не приступали к выполнению своих обязанностей, пребывая в состоянии опьянения (подобные факты он должен оформить подобающим образом и довести до ведома руководителя подразделения).

Работодатель также должен определить порядок, по которому будут оформляться следующие отчеты:

  • про аварии;
  • несчастные случаи на производстве;
  • профессиональные недуги.

Разработка нового типового Положения и его образец

В октябре 2019 года Министерством Юстиции был зарегистрирован , разработанный в августе 2019 года Министерством труда под номером 438н. Этим документом было утверждено Типовое положение про систему управления охраной труда, которое официально набрало силу 28 октября 2019 года.

Образец данного положения без труда можно найти на специализированных сайтах в интернете или скачав приказ №438н. Его польза заключается в том, что работодатели с легкостью могут выполнить свои обязательства, касающиеся создания работоспособной системы на своем предприятии, подобрав подходящую структуру документа и корректно сформулировав положения про охрану труда.

Нужно отметить, что в Российском Трудовом кодексе обязанность Министерства Труда по разработке типового положения про СУОТ была зафиксирована еще в 2019 году. Однако это произошло на два года позже. В связи с чем до последнего времени на предприятиях могло и не быть документов СУОТ нового образца.

Эксперты говорят о том, что представители Министерства на протяжении двух лет пытались разработать универсальный документ, который бы подошел для каждой организации. Однако, на практике это оказалось невозможно воплотить в жизнь, поскольку работа каждого предприятия сопряжена с наличием множества нюансов и особенностей.

Управление

Согласно приказу №438н, положение каждого предприятия по СУОТ в обязательном порядке должно содержать раздел, касающийся управления документами СУОТ. Работодателю в этом случае следует отталкиваться от особенностей деятельности компании и сферы, в которой она функционирует.

Руководитель должен ввести в документацию 4 основных параметра, которые обеспечат эффективную работу системы:

  • какие обязанности какого рода ответственность в сфере охраны труда возлагаются на каждое структурное подразделение и конкретных исполнителей;
  • определить формы, которые используются при разработке внутренних нормативных документов СУОТ, и дать рекомендации по их заполнению;
  • закрепить документально наличие необходимых связей между различными подразделениями для обеспечения работы СУОТ;
  • определиться, каким образом будет обеспечиваться охрана труда, а также контроль за ее соблюдением.

При составлении документов СУОТ важно не пропустить ни одно подразделение или сотрудника.

Что касается документов, которые также нужны для эффективного функционирования системы, то среди них можно выделить порядки, по которым проводится:

  • разработка;
  • согласование;
  • принятие;
  • пересмотр документов;
  • а также определяются сроки их хранения.

Существует ряд документов и записей СУОТ, которые не могут быть пересмотрены, обновлены или изменены, это:

  • различные акты и прочие записи, сделанные по результатам работы СУОТ;
  • учетные журналы про произошедшие ЧП, несчастные случаи, профзаболевания;
  • записи про влияние на сотрудников различных негативных факторов;
  • ­контрольные итоги работы СУОТ.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Управление охраной труда в организации. Основные виды контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Полномочия и ответственность руководителей организации. Инструктаж по охране труда. Обучение и проверка знаний рабочих по охране труда.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2011

    Методы и функции управления охраной труда. Принципы, направления и задачи государственной политики в области охраны труда в Республике Беларусь. Органы управления государственной системой охраны труда. Система управления охраной труда на предприятии.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Виды инструктажа по охране труда. Вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый инструктаж. Целевой инструктаж. Обучение работников рабочих профессий. Обучение руководителей и специалистов. Проверка знаний требований охраны труда.

    реферат , добавлен 02.10.2010

    Основные понятия и термины, применяемые в охране труда. Законодательные документы, определяющие правовые основы охраны труда в Российской Федерации. Нормативные документы по охране труда. Надзор и контроль над соблюдением законодательства об охране труда.

    реферат , добавлен 18.05.2015

    Обучение работников знаниям охраны труда. Безопасность труда в учебных заведениях. Инструктажи по охране труда и их проведение. Профессиональный отбор и допуск к работам с повышенной опасностью. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2011

    Обучение по охране труда руководителей и специалистов. Система подготовки рабочих. Вводный, первичный, внеплановый инструктаж безопасности труда на рабочем месте; примерный перечень основных вопросов. Разделы типовой инструкции по ОТ, срок ее действия.

    презентация , добавлен 13.11.2014

    Государственная политика в области охраны труда в Республике Беларусь. Создание и внедрение системы надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Итоги I полугодия 2014 г. в организациях республики.

    реферат , добавлен 16.09.2014

    Органы государственного управления охраной труда в Украине. Нормативно-правовая база в сфере охраны труда в Украине. Обязанности работодателей и работников в сфере охраны труда по действующему законодательству. Комплексное управление охраной труда.