Федеральные агентства виды правовой статус функции. Функции федерального агентства. Высшее должностное лицо

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти " в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр), который назначается президентом РФ.

Функции министерства :

Координация и контроль деятельности федеральных служб и агентств находящихся в ведении министерства;

Управляет непосредственно подчиненными гос.учреждениями;

Является главным распорядителем и получателем средств фед. бюджета, предусмотренных на содержание министерства;

Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гос.служащих министерства;

Взаимодействие другими органами гос.власти и международными организациями;

Управляет имуществом которое им принадлежит, решают кадровые вопросы, вопросы организации деятельности государства;

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, он является главным государственным инспектором и его полномочия определяются фз. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральные службы делятся на 2 группы:

1. Фед. службы, которые осуществляют спец.функции в области оборонного комплекса (ФСБ, фед.служба за оборотом наркотиков)

2. Фед. службы, которые находятся в непосредственном ведении правительства (антимонопольные)

Для осуществления функций фед.службам даны права: они могут применять меры по административным наказаниям, предусмотренным коап.

Функции :

Контроль и надзор за соблюдением законодательства;

Инициирование отдельных видов деятельности;

Выдача разрешений на определенный вид деятельности;

Государственная регистрация определенных объектов и прав.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.


Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Каждый фед.орган исп.власти для осуществления своих полномочий практически в каждом субъекте создает свои территориальные органы. Положение о территориальном органе утверждается министерствами. Каждый территориальный орган в субъекте действует самостоятельно, и подчиняется своему руководителю в Москве.

Структура . Это понятие содержится в статье 112 Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации". Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом Российской Федерации. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации вносит в соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после своего назначения.

Структуру федеральных органов исполнительной власти можно определить как перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию полномочий Президента РФ и Правительства РФ. Она включает в себя Правительство РФ, а также другие федеральные органы исполнительной власти, создаваемые для реализации функций исполнительной власти в Российской Федерации.

Современная структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации № 636 от 21 мая 2012 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Согласно нему Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью (министерств, агентств, служб) Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства юстиции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью (федеральные министерства службы и агентства) Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными этим федеральным министерствам, федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

Федеральное агентство – орган исполнительной власти, выполняющий функции по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг.

Функциями по управлению государственным имуществом включают в себя как исполнение обычных функций собственника государственных предприятий, так и управление их акциями.

Оказание государственных услуг – есть ни что иное, как предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или за плату услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.

При этом стоит заметить, что федеральное агентство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, если об этом праве не сказано прямо в законе. Это означает, что федеральная служба издает как правило распоряжения – индивидуальные, не нормативные акты, а приказы и постановления – нормативные акты – только если имеет на то установленное законом право.

Типичными полномочиями федеральных агентств являются:

управление организациями и учреждениями при Президента РФ (Управление делами Президента),

управление госимуществом (Росимущество),

создание, управление и содержание государственных резервов (Росрезерв),

создание, развитие, использование систем связи, оказание услуг связи (Россвязь),

комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий (Роспечать),

управление государственным транспортом и обеспечение безопасности на нем, транспортное администрирование, обеспечение безопасного плавания судов (Росжелдор, Росавтодор, Росречморфлот, Росрыболовство),

учет, управление дорожным хозяйством, в том числе федеральными трассами, морскими портами (Росавтодор, Росречморфлот),

аэронавигации, использованию воздушного пространства, обеспечения авиационной безопасности и защиты прав пассажиров (Росавиация),

управление хозяйственной деятельностью российской академии наук (ФАНО),

установление государственных стандартов и обеспечение единства измерений (Росстандарт),

оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов (федеральное медико-биологическое агентство);

предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплуатация и обеспечение безопасности водохранилищ, гидротехнических сооружений, ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования (Росводресурсы);

геологоразведка, ведение реестра месторождений полезных ископаемых, выдача разрешений на их добычу и разработку (Роснедра);

инвентаризация, использование, охрана и защита лесов (Рослесхоз).

Федеральные агентства выполняют и не типичные для них функции:

контроль и надзор в области рыболовства (Росрыболовство),

и надзор и контроль за лесными отношениями (Рослесхоз)

обустройство государственной границы (Росграница),

организация мобилизационной подготовки и проведение мобилизации в России (Главное управление специальных программ Президента РФ).

Возглавляет федеральное агентство руководитель, имеющий штат заместителей. Структуру агентства составляют управления, центральный аппарат. Агентству могут быть приданы научно-технические центры, при нем могут функционировать экспертные и общественные советы, консультирующие агентство в вопросах его деятельности. Региональная структура агентства представлена департаментами по федеральным округам и региональными управлениями в отдельных муниципальных образованиях.

– федеральные органы ИВ, осуществляющие в установленной сфере деятельность по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и иные правоприменительные функции, за исключением контроля и надзора.

Правоприменительные функции – введение реестров, регистров и кадастров.

Функции по управлению государственным имуществом: осуществление полномочий собственника в отношении государственного имущества, в том числе переданного федеральным, унитарным и казённым предприятиям, подведомственным соответствующим агентствам, а также управлениями акциями ОАО, находящимися в федеральной собственности.

Функции оказания государственных услуг: оказание наиболее социально значимых услуг на условиях, установленных Федеральным законодательством, неограниченному кругу лиц.

49.Конституционный Суд РФ: порядок формирования, конституционно-правовой статус, функции.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ».

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. Он вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Его полномочия не ограничены сроком.

Полномочия самого КС законом не ограничены и заключаются в следующем:

1. Абстрактный конституционный контроль : разрешение дел о соответствии Конституции РФ:

a) ФЗ, нормативных актов Президента, Палат ФС, Пр-ва РФ;

b) Конституции республик, Уставов др. субъектов РФ, законов и др. нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению;

c) договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

d) невступивших в силу международных договоров РФ.

Это полномочие носит предварительный характер , если речь идёт о заключённых, но не вступивших в силу договорах и последующий характер , когда речь идёт о принятых законах и подзаконных актах.

2. Разрешение споров о компетенции

a) м/д федеральными органами гос. власти;

b) м/д органами гос. власти РФ и органами исп. Власти;

c) м/д высшими гос. органами субъектов РФ.

3. Конкретный конституционный контроль : проверка конституционности законов, применённых или подлежащих применению в конкретных делах – по жалобам на нарушение конст. Прав и свобод граждан и по запросам судов

4. Толкование Конституции, являющееся официальным. Такое толкование заключается в разъяснении содержания конституционной нормы или порядка её применения безотносительно к его применению в конкретном деле.

5. Выдача заключения о соблюдении установленного Конституцией порядка выдвижения обвинения против Президента при процедуре его отрешения от должности по запросу СФ.

6. Право законодательной инициативы по запросам своего ведения.

7. Спящее полномочие КС – право обращаться с посланиями к Палатам ФС.

Судьёй КС может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста не менее 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

КС действует в составе 2 палат, включающих в себя 10 и 9 судей. Персональный состав палат меняется не реже, чем раз в 3 года.

50. Конституционные и уставные суды субъектов РФ: порядок формирования, правовой статус, функции.

Конституция Российской Федерации определила право субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливать свою систему органов государственной власти (ст.77 ч.1) и осуществлять правовое регулирование по предметам собственного ведения (ст.76 ч.4). Конституционные принципы федерализма нашли отражение в конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», принятый 31 декабря 1996 г., закрепил, с учетом складывающейся практики, законодательное регулирование статуса конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. Согласно принятому акту конституционные (уставные) суды являются судами субъектов Российской Федерации и входят в состав судебной системы Российской Федерации (ч.2 ст.4). Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов Российской Федерации.

право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст.5);

общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов (ч.1 ст.27);

распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст.12);

обязательность судебных постановлений конституционных (уставных) судов (ст.6);

участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст.29).

Законодательными актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом, регулируются следующие вопросы деятельности конституционных (уставных) судов как органов судебной власти регионов:

порядок создания и упразднения деятельности конституционных (уставных) судов (ст.17);

порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов (ст.13);

процедура рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции конституционных (уставных) судов (ч.3 ст.27);

финансирование конституционных (уставных) судов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.27).

В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. конституционные (уставные) суды «могут создаваться» (ч.1 ст.27), т.е. их формирование не является обязательным для субъектов Российской Федерации. Как правило, вопрос о создании конституционных (уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и, наконец, решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда.

Численный состав конституционных (уставных) судов, как правило, небольшой и варьируется в пределах 5-9 судей.

Внутренняя организация конституционного (уставного) суда определяется соответствующим законом субъекта Федерации. Большинство судов состоит из председателя, его заместителя, секретаря и судей.

51. Система судов общей юрисдикции в РФ: общая характеристика, подчиненность, суды общей юрисдикции.

Систему судов общей юрисдикции в Р.Ф образуют:

Мировые судьи

Районный суд

Суды субъектов РФ

Верховный Суд РФ

Военные суды

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Порядок назначения на должность мировых судей. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

Кроме того, районный суд решает вопросы:

о продлении срока содержания под стражей; помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; производстве обыска и (или) выемки в жилище; производстве личного обыска; производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях.

Районный суд состоит из: председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда (секретарей судебного заседания, заведующего канцелярией по гражданским и уголовным делам, архивариуса, делопроизводителя, консультанта суда, администратора суда).

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Компетенция судов субъектов РФ. Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:

рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Состав и структура суда субъекта РФ. Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеют следующие структурные подразделения: 1) президиум суда; 2) судебную коллегию по гражданским делам; 3) судебную коллегию по уголовным делам.

Верховный Суд РФ

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение; осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

Структуру Верховного Суда РФ образуют:

Пленум Верховного Суда РФ;

Президиум Верховного Суда РФ;

Кассационная коллегия;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ.

Военные суды

Военные суды РФ входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Военным судам подсудны:

гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

52. Глава субъекта федерации: требования к кандидату, порядок замещения должности, правовой статус, полномочия.

Высшим должностным лицом (главой) может стать гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может быть одновременно депутатом законодательного органа, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Высшее должностное лицо обретает полномочия на срок не более 5 лет и не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.

Высшее должностное лицо:

1) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправлении и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

2) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом с последующим возвратом их на новое рассмотрение с мотивированным обоснованием или с предложением об изменениях и дополнениях;

3) формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ;

4) имеет право участвовать в работе законодательного органа справом совещательного голоса; 5) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей полномочия высшего должностного лица могут бытьпрекращены досрочно . Решение об этом принимается законодательным органом субъекта РФ по представлению Президента РФ. В случае вынесения законодательным органом недоверия высшему должностному лицу решение об этом направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица от должности.

Решение об отрешении от должности либо о временномотстранении от исполнения обязанностей высшего должностно-го лица доводится до сведения законодательного органа. При этом высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий указ Президента в течение10 дней со дня его официального опубликования.

53. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ – порядок формирования, правой статус функции и роль в государственном управлении.

Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции.

Законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа также устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ.

Федеральным законом установлено, что не менее 50 % депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.

Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет.

Законодательный орган принимает конституцию (устав) и поправки к ней, законы субъекта РФ, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ. По представлению Президента РФ он принимает решение о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.

При отклонении кандидатур Президент проводит консультации с законодательным органом власти, но при третьем отклонении он вправе распустить данный орган. В этом случае не позднее чем через 120 дней назначаются внеочередные выборы.

Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) или законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.

Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания, судьей, занимать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

54. Органы исполнительной власти субъектов РФ: правовой статус, структура, функции.

Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполнительная власть в Конституции РФ. И хотя в конституциях и уставах субъектов РФ главы об этой ветви власти иногда следуют после глав о законодательной власти, исполнительная власть, неразрывно связанная с полномочиями главы государства, далеко не ограничивается отведенной ей ролью только исполнителя законов и по своему политическому весу превосходит законодательную власть.

Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с конституционными положениями, федеральным законом, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев и областей, схема управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный орган и высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они взаимодействуют в целях28б эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения.

Систему органов исполнительной власти образуют три основные группы органов:

1) органы, составляющие аппарат главы администрации;

2) управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием подчинения главе администрации;

3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, входящие в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, но имеющие ярко выраженную вертикальную подчиненность. Кроме того, в субъектах РФ действуют различные коммерческие предприятия, созданные на базе бывших подразделений краевых, областных органов и подведомственные администрации, а также различные общественные советы при соответствующих администрациях и их главах.

Администрация состоит из главы администрации, часто именуемого губернатором, а в Москве – мэром, и его заместителей, руководителей многочисленных управленческих структур.

Следует отметить, что в ряде областей (Ленинградской, Курганской), в краях (Ставропольском), городе федерального значения Москве термин «администрация» заменен на термин «правительство», что отражает стремление этих субъектов РФ к уравнению своих государственно-правовых форм с республиканскими.

55. Государственная служба в РФ: понятие, статус и виды.

Государственная служба - в РФ - институт административного права; профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба включает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ. Государственная служба осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Реестр государственной службы РФ - реестр, куда включены должности категорий «Б» и «В». Эти должности разделены на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Им присваиваются квалификационные разряды (звание , класс , чин , ранг ): действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса (лица, занимающие высшие государственные должности по 5-й группе), советник РФ 1, 2, 3-го класса (3-я группа), референт государственной службы (1-я группа) и др. Существуют классификационные требования к различным должностям. Лица, занимающие их, должны иметь соответствующее профессиональное образование, определённый стаж и опыт работы, знать Конституцию РФ и основы права (в субъектах Федерации - их конституции и уставы, важнейшие правовые акты).

Система государственной службы:

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы:

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

  • 6. Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды.
  • 7. Субъекты ап: понятие, виды, общая характеристика.
  • 8. Административно-правовой статус гражданина рф.
  • 9. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в рф.
  • 10. Гарантии прав и свобод граждан в сфере государственного управления.
  • 11. Административный порядок рассмотрения обращений граждан.
  • 12. Судебная защита прав и свобод граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.
  • 13. Органы исполнительной власти как s ап: понятие, характерные черты и принципы их деятельности.
  • 14. Система органов исполнительной власти рф.
  • 15. Правовой статус Правительства рф: его состав, порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 16. Федеральные министерства: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 17. Федеральные службы: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 18. Федеральные агентства: порядок образования, компетенция и организация деятельности.
  • 19. Система органов исполнительной власти субъектов рф; их взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти.
  • 20. Взаимоотношения Президента рф с органами исполнительной власти.
  • 21. Предприятия и учреждения как субъекты административного права.
  • 22. Общественные и религиозные объединения как субъекты ап.
  • 23. Государственная служба рф: понятие, система, принципы.
  • 24. Государственные должности и должности государственной службы. Классификация должностей государственной службы.
  • 25. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Права и обязанности государственного служащего.
  • 26. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, продвижение по службе, прекращение службы.
  • 27. Ответственность государственных служащих. Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих.
  • 28. Административно-правовые формы деятельности органов исполнительной власти.
  • 29. Условия и порядок вступления в силу правовых актов управления.
  • 30. Действие правовых актов управления.
  • 31. Административные договоры: понятие, особенности, виды.
  • 32. Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти.
  • 33. Административный процесс: понятие и виды.
  • 34. Административные процедуры: понятие и виды.
  • 35. Административное принуждение: понятие, виды.
  • 36. Понятие административной ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности, правовое регулирование.
  • 37. Административное правонарушение как основание административной ответственности: понятие и состав.
  • 38. Субъекты административной ответственности, характеристика их видов.
  • 39. Виды административных наказаний и порядок их назначения.
  • 40. Субъекты административной юрисдикции, распределение компетенции между ними.
  • Глава 23 КоАп рф содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Это:
  • 41. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 42. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении; порядок и сроки составления протокола об админправонарушении, требования к его содержанию.
  • 43. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении. Виды постановлений и определений по делам об админправонарушениях.
  • 44. Пересмотр постановлений или решений по делам об административных правонарушениях.
  • 45. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их правовой статус.
  • 46. Понятие и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, общие принципы их применения.
  • 47. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях: порядок, сроки, виды постановлений и определений.
  • 48. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах.
  • 49. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
  • 50. Понятие и система способов обеспечения законности в сфере деятельности органов исполнительной власти.
  • 51. Президентский и парламентский контроль за деятельностью органов исполнительно власти.
  • 52. Контроль органов исполнительной власти и административный надзор как способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
  • 53. Формы и методы надзора прокуратуры за законностью в сфере деятельности органов исполнительной власти.
  • 54. Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
  • 55. Административно-правовое регулирование в сфере экономики.
  • 56. Управление государственной собственностью.
  • 57. Административно-правовое регулирование в сфере образования и науки.
  • 58. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
  • 59. Административно-правовое регулирование в сфере культуры, связи и массовой коммуникации.
  • 60. Государственное управление в сфере внутренних дел.
  • 61. Государственное управление в сфере обороны.
  • 62. Государственное управление в сфере юстиции.
  • 18. Федеральные агентства: порядок образования, компетенция и организация деятельности.

    Федеральные агентства – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

    Федеральное агентство:

    Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору;

    Возглавляется руководителем (директором) федерального агентства (федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа);

    В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ;

    Ведет реестры, регистры и кадастры;

    Не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

    Руководители агентств назначаются распоряжением Правительства РФ.

    Росимущество – приватизация государственной земли.

    Росмолодежи – Якеменко Василий и НАШИ.

    19. Система органов исполнительной власти субъектов рф; их взаимоотношения с федеральными органами исполнительной власти.

    В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

    Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах РФ:

    – государственная и территориальная целостность РФ;

    – распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

    – верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

    – единство системы государственной власти;

    – разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий;

    – разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

    – самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Федерации принадлежащих им полномочий.

    Постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ является высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ.

    Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

    1) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    2) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта рФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;

    3) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

    4) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

    5) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ соответствии с законом субъекта РФ;

    6) иные полномочия.

    Высшее должностное лицо субъекта Федерации:

    – кандидатура представляется Президентом РФ Руководителем Администрации Президента РФ по предложению полномочного представителя Президента РФ в соответствующем федеральном округе;

    – законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение 14 дней со дня представления;

    – если кандидатура отклоняется, Президент РФ не позднее 7 дней с момента отклонения повторно вносит предложение о кандидатуре;

    – в случае двукратного отклонения проводятся согласительные процедуры, по их результатам вносится предложение о кандидатуре или Президент РФ назначает временно исполняющего его обязанности.

    Взаимоотношения с федеральными органами.

    Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - конституционный, договорный и законодательный. Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения, а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В Конституции России не используется термин «исключительное» ведение Федерации, но содержание вопросов ст. 71 Конституции, раскрывающие содержание суверенитета Российской Федерации, позволяет их оценивать именно в этом качестве. «Исключительность» предметов ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции российской Федерации, выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь в исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.

    Проблема разграничения полномочий органов государственной власти особенно актуальна для сферы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

    Конституция Российской Федерации не содержит перечня предметов ведения субъектов Российской Федерации. Формулировка ст. 73 Конституции говорит о полноте государственной власти субъектов Российской Федерации, которой они обладают вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения.

    Сами предметы ведения в Конституции РФ сформулированы не совсем удачно - они не разграничены по характеру оказываемого воздействия на сферы правового регулирования и сферы государственного управления, в которых осуществляются полномочия органов государственной власти.

    В результате все смешалось: федеральная государственная собственность и гражданское законодательство, природопользование и земельное, водное, лесное законодательство и т.д. Если для предметов ведения Российской Федерации это «переплетение» терпимо, то для совместных предметов ведения такая структура неприемлема.

    Некоторые предметы ведения сформулированы слишком пространно, неконкретно, что позволяет толковать их расширительно, - например, «федеративное устройство и территория Российской Федерации», «кадры судебных и правоохранительных органов».

    "

    Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Его возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

    В пределах своей компетенции федеральное агентство издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента России, Председателя Правительства России и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Оно не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента России или постановлениями Правительства России.

    Список федеральных агентств в ведении министерств

    Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

    Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка)

    Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России)

    Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)

    Федеральное архивное агентство (Росархив)

    Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)

    Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)

    Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

    Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

    Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

    Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

    Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

    Федеральное агентство связи (Россвязь)

    Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

    Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

    Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)

    Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)

    Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)

    Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)

    Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП)

    Управление делами Президента Российской Федерации

    Федеральное космическое агентство (Роскосмос)

    Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России)

    Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница)

    У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

    Эта тема принадлежит разделу:

    Административное право

    Государственное управление и государственная власть. Система административного права. Административное право РФ, источники, административно-правовые нормы, регулирование и отношения. Органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти.

    К данному материалу относятся разделы:

    Общая характеристика государственного управления

    Понятие и содержание исполнительной власти, её отличия от законодательной и судебной ветвей государственной власти

    Предмет и система административного права

    Место административного права в системе российского права

    Понятие и виды административно-правовых норм

    Реализация административно-правовых норм

    Понятие, признаки и структура административно-правовых отношений

    Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений

    Систематизация административно-правовых норм

    Граждане как субъекты административного права

    Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

    Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

    Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления