Последняя судебная инстанция в рф. Судебная инстанция. Органы общей юрисдикции

Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию по рассмотрению и разрешению судебных дел в определенных законодательством РФ порядке и очередности.

Суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный суд РФ - к судам субъектов РФ и приравненным к ним.

Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верховный суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.

Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения Мировой судья осуществляет только одну функцию - суда первой инстанции, а областной - сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции рассматривает дела по существу, то суд второй или надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции. В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший арбитражный суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, 0ТНесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.

Звено - это понятие судоустройственное. Судебная ин­станция - судопроизводственное. Судебная инстанция - это предусмотренный законом порядок рассмотрения дела в суде.

Судебной системе Российской Федерации известно пять общих порядков осуществления правосудия (пять инстанций):

1. Первая инстанция.

2. Апелляционная инстанция.

3. Кассационная инстанция.

4. Надзорная инстанция,

5. Возобновление дел по вновь открывшимся обстоя­тельствам.

Федеральным процессуальным законом предусмотрен еще, как минимум, один порядок осуществления правосудия - конституционное судопроизводство. Конституционным Судом РФ разрешаются дела о соответствии Конституции РФ норма­тивных правовых актов и некоторые иные.

Так как правосудие осуществляется и при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а требования к по­рядку рассмотрения дел об административных правонарушени­ях отличаются от тех, которые предусмотрены для любой из вышеперечисленных инстанций, налицо седьмой порядок осу­ществления правосудия - рассмотрение судом дел об админи­стративных правонарушениях.

Первая инстанция

Рассмотрение дел по первой инстанции - основная, гла­венствующая часть уголовного, гражданского и арбитражного процессов. Именно здесь впервые реализуются принципы правосудия - от открытого разбирательства дел во всех судах до независимости судей и подчинения их только закону и другие.

Судопроизводство по первой инстанции отличается от других порядков осуществления правосудия тем, что в нем доказательства исследуются непосредственно.

При рассмотрении дела по первой инстанции могут быть осуществлены допросы, осмотры (вещественных доказательств, местности и помещений), оглашены показания, данные во вре­мя предварительного расследования, а равно приобщенные к делу или представленные в судебном заседании документы, вос­произведена звукозапись показаний и произведена экспертиза.

В связи с такой чертой данной инстанции, как непосред­ственность, во время судебного разбирательства протокол до­проса свидетеля, составленный на стадии предварительного расследования, не зачитывается, если есть возможность заслу­шать показания свидетеля. По этим же причинам суд не зна­комится с протоколом осмотра предмета - холодного оружия, а осматривает само вещественное доказательство и т.п. В су­дебное заседание вызываются подсудимый, стороны, свидетель и другие заинтересованные лица.

Суду предоставляется возможность, самому непосредствен­но, а не при помощи органов предварительного расследования проанализировать предъявленное подсудимому обвинение (обстоятельства спора), разрешить вопрос о его виновности или невиновности, о назначении виновному наказания и вы­нести приговор (решение по существу дела).

Судом, рассматривающим дело по первой инстанции, мо­жет выступать любой суд судебной системы, за исключением Конституционного Суда РФ.

Апелляционная инстанция

Апелляционная инстанция появилась сначала в арбитраж­ном, а затем в уголовном и гражданском процессах. В апелля­ционном порядке районные суды проверяют за­конность и обоснованность вынесенных по первой инстанции и не вступивших в законную силу приговоров, постановлений, решений и определений мировых судей.

Помимо этого апелляционная инстанция есть в каждом ар­битражных судах. Ею рассмат­риваются апелляционные жалобы на не вступившие в закон­ную силу решения (определения) данного суда, принятые по первой инстанции.

Основные черты апелляционной инстанции следующие.

Свобода обжалования, которая означает возможность при­несения апелляционной жалобы широким кругом лиц. В ар­битражном процессе это право принадлежит: сторонам; тре­тьим лицам; заявителям и иным заинтересованным лицам - в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значе­ние, и о несостоятельности (банкротстве) организаций и граж­дан; прокурорам, государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, обращавшимся в арбитраж­ный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов. В гражданском процессе решения и определения мирового судьи могут быть обжалованы сторонами и другими лицами, участвующими в деле. И, наконец, в уголовном про­цессе право обжалования приговора мирового судьи принадле­жит осужденному или оправданному, их защитникам и закон­ным представителям, частному обвинителю и его представите­лю, потерпевшему и его представителю, а в части, относя­щейся к гражданскому иску, - гражданскому истцу, граждан­скому ответчику и их представителям. Опротестовать приговор (постановление) мирового судьи может и прокурор.

Ревизионные начала апелляционного производства. Апелля­ционная инстанция не связана доводами апелляционной жало­бы. Она вправе проверить законность и обоснованность приго­вора, постановления, решения и определения в полном объеме в отношении всех сторон, в том числе и тех, которые жалоб не подавали и в отношении которых не принесены апелляцион­ные жалобы.

Проверка законности и обоснованности приговора, решения (постановления, определения). Апелляционная инстанция должна проверить: законность приговора, решения (постановления, определения), то есть соблюдение при производстве по делу норм процессуальных и материальных отраслей права; его обос­нованность, то есть соответствие выводов суда, изложенных в решении (определении), фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы суда первой инстанции. В то же время проверка, к примеру, решения не должна ограничиваться вопросом, подлежит ли иск удовлетво­рению. Исследуются все его части и составляющие.

Возможность производства в апелляционной инстанции су­дебных действии и представления дополнительных материалов. Так же, как и в первой, в апелляционной инстанции допусти­мы судебные действия, направленные на собирание доказательств. Кроме того, здесь могут быть представлены дополни­тельные материалы (справки, акты, объяснения и т.п.) лицами, наделенными правом обжаловать решение (определение). В необходимых случаях их может истребовать сам суд.

Широкие полномочия апелляционной инстанции. Рассматри­вая гражданское дело в апелляционном порядке, суд вправе (при наличии указанных в законе оснований) оставить реше­ние (определение) суда без изменения, а жалобу без удовлетво­рения; отменить решение полностью или в части и принять новое решение; изменить решение; отменить решение полнос­тью или в части и прекратить производство по делу или оста­вить иск без рассмотрения полностью или в части.

В уголовном процессе апелляционная инстанция вправе:

оставить приговор мирового судьи или его постановление о прекращении дела без изменения, а апелляционную жалобу или протест без удовлетворения; отменить обвинительный приговор мирового судьи, оправдать подсудимого или прекра­тить дело; отменить обвинительный приговор мирового судьи и постановить новый приговор; отменить оправдательный приговор мирового судьи и вынести обвинительный приговор или изменить приговор мирового судьи.

Недопустимость рассмотрения апелляционной инстанцией но­вых требований. В апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъяв­лены при рассмотрении дела в первой инстанции.

Судебная система России представлена широким спектром и многоуровневой структурой органов соответствующей ветви власти, которая, как предполагается, должна быть независимой от законодательной и исполнительной. Какие типы судов функционируют в РФ? Каковы механизмы взаимодействия между ними? Каковы критерии классификации соответствующих органов власти?

О судебной системе РФ

Какие виды судов представлены в системе соответствующей ветви власти? Согласно текущим законам, их классификация такова. Есть федеральные суды. Они представлены широким спектром органов. Это суды общей юрисдикции, арбитражи, а также КС РФ. Есть, в свою очередь, органы, функционирующие на уровне субъектов федерации. Прежде всего в числе таковых следует отметить региональные конституционные суды: их функции схожи с теми, что характерны для КС РФ, однако юрисдикция уровнем ниже. В регионах есть также мировые суды.

Рассмотрим специфику работы органов отмеченных типов подробнее. Начнем с федеральных структур.

Органы общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции рассматривают дела в рамках гражданских и уголовных процессов, а также проводят слушания, связанные с административными правонарушениями. Какие конкретно органы относятся к этой категории? Прежде всего, это Верховный Суд РФ, а также ВС национальных республик, входящих в состав России. Это краевые, а также областные органы. Это суды, работающие в автономных областях и округах. Это органы, функционирующие в городах федерального значения, в районах.

Таким образом, фактически на уровне регионов есть и федеральные органы. Однако не стоит путать их статус КС в субъектах с РФ и мировыми судами, которые, в свою очередь, действуют только локально. Военные суды также относятся к категории общей юрисдикции. Рассмотрим, что это за органы, более подробно.

Суды военного профиля

Военные суды РФ образуют систему, в которую входят органы, привязанные к округам, а также к гарнизонам. Рассматриваются в них разные дела - уголовные, гражданские, административные. Но только те, что имеют отношение к армии, к конкретному округу или войсковой части. Относительно подобных дел спектр полномочий у военных судов, в принципе, тот же, что и у других органов общей юрисдикции. Фактическое расположение рассматриваемых органов зависит от дислокации военных объектов, входящих в систему Вооруженных Сил России.

О Верховном Суде

Высший орган общей юрисдикции - Верховный Суд РФ. Может выполнять функции первой, второй инстанции, а также осуществлять надзор (специфику этих процедур мы изучим чуть позже). Верховный суд - вышестоящий относительно ВС национальных республик и других субъектов РФ, органов в городах федерального значения, а также военного профиля учреждений. В компетенции ВС РФ - разъяснения, касающиеся судебной практики. Деятельность ВС РФ регулируется на уровне федеральных конституционных законов.

Суды по специализации

Можно отметить тот факт, что законами РФ предусмотрен институт так называемых специализированных судов. Они могут заниматься рассмотрением дел административного характера, осуществлять правосудие в рамках ювенальных дел, миграционных вопросов. Правда, сейчас в России специализированные суды на практике не функционируют, но они в законном порядке могут формироваться. Нужно отметить, что данного рода органы не имеют ничего общего с так называемыми чрезвычайными судами, работа в которых по закону не разрешена.

КС РФ

Конституционный Суд России - важнейший с точки зрения организации суверенной модели политического управления орган соответствующей ветви государственной власти. Относится КС РФ, как мы уже отметили выше, к категории федеральных. Каковы особенности его статуса? Юристы склонны считать, что КС РФ занимает совершенно уникальное место в национальной судебной системе. Его главная функция - защита конституционных принципов, на базе которых существует российская государственность. КС РФ независим от других органов судебной ветви власти и других госструктур.

Арбитражи

Арбитражный суд - институт власти, также относящийся к категории федеральных. В его компетенции - решение споров, как правило, с участием юридических лиц. Это могут быть проблемные ситуации, связанные с расчетами, поставками, тарифами и прочими аспектами бизнеса.

Рассмотрев основные виды судов на федеральном уровне, мы можем перейти к исследованию особенностей работы типично региональных органов. Это КС или, как в некоторых регионах, уставные органы, а также те, в которых ведут работу мировые судьи.

Региональные КС

Конституционные, или же уставные суды, как мы уже отметили выше, локальны. Они создаются самими регионами, так же, как и финансируются. В их компетенции - вопросы, касающиеся соответствия в субъектах РФ основным законам соответствующих регионов - Конституциям, если речь идет о национальных республиках, или же Уставам. Также региональные КС занимаются толкованием норм локальных Конституций. То, в каком порядке КС субъектов РФ рассматривают дела, также определяется органами власти в конкретной республике, области, крае. При этом решения, принятые региональным КС в пределах соответствующих полномочий, не подлежат пересмотру другими судами.

Мировые судьи

Рассмотрим специфику функционирования института мировых судей в РФ. В их компетенции - дела, касающиеся некоторых споров имущественного характера, семейного права, трудовых взаимоотношений, административных правонарушений, уголовных деяний, относимых к категории менее опасных, чем при рассмотрении федеральными органами общей юрисдикции.

Виды судов, рассмотренные нами, могут активно взаимодействовать между собой. Каким образом? Рассмотрим этот аспект подробнее.

Взаимодействие судов

В российской судебной системе работают, таким образом, суды, отличающиеся по компетенции. Вместе с тем, во многих случаях разные органы могут выполнять сходные задачи, связанные с правоохранительной функцией. Отдельные юристы предпочитают говорить о некотором единстве судебных органов России. В чем оно может выражаться, по мнению экспертов?

Прежде всего, это обязательные для всех органов правила и нормы, касающиеся судопроизводства. Соблюдать их должны все федеральные и мировые суды. Это обязательность применения всеми органами соответствующей ветви власти российских ФЗ, конституционных законов, норм, изложенных в международных договорах России, а также региональных правовых актов.

Индикаторами единства российской судебной системы, как считают эксперты, являются два типа связей - организационные, а также функциональные. К первым относятся те, что регулируются законами, касающимися аспектов, отражающих принципы создания и соподчинения органов утверждения судей, комплектования штата специалистов иных профилей, механизмов взаимодействия между двумя самостоятельными органами. Ко вторым - правовые акты, регулирующие процессуальный аспект по различным отраслям права - гражданскому, уголовному, арбитражному, или же административному.

Структура судебной системы

Судебная система РФ, как мы определили выше, представлена судами на двух базовых уровнях - федеральном и региональном. Но это не единственный механизм классификации органов соответствующей ветви власти. В российской правовой практике закрепилось деление судов на звенья. Что это значит? Под отдельным звеном, являющимся структурной частью судебной системы, понимаются органы с одной и той же компетенцией. Таковых в российской системе юристы выделяют три - основное, среднее, а также высшее. В свою очередь деление на звенья может осуществляться как на уровне всей системы, так и в аспекте отдельных категорий органов. Рассмотрим примеры.

Если речь идет об уровне всей системы, то основным звеном можно считать районные суды, средним - ВС субъектов и городов федерального значения, высшим - ВС РФ. Если рассматривать уровень, скажем, военных органов, то основным звеном будут, вероятно, гарнизонные суды, средним - окружные, высшим, в свою очередь, уже ВС РФ. Относительно арбитражей система такая: основное звено - это арбитражи субъектов, среднее - апелляционные органы соответствующей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд - на верхней ступени. Данная схема, как полагают эксперты, позволяет наладить между органами эффективное взаимодействие в обоих аспектах - организационном и функциональном.

Отметим, что в российской правовой практике для обозначения положения одного звена суда относительно другого принято использовать термин "инстанция" - в значении, обозначающем тот или иной уровень осуществления соответствующим органом функций правосудия. Что это значит? Как правило, то, что уровень основного звена именуется "первой инстанцией", среднего - кассационной или апелляционной, либо надзорной. Но это не всегда так. Рассмотрим особенности реализации соответствующего взаимодействия между судами.

Суды по инстанциям

В органах первой инстанции, часто - на уровне основного звена, дела рассматриваются с целью вынесения решения, предусматривающего обвинение или оправдание, если процесс уголовный, удовлетворение или же отказ в иске - если дело гражданское или арбитражное. Следует отметить: совсем не обязательно, что первой инстанцией будет орган, расположенный на уровне основного звена. Это может быть совершенно любой суд. Но с наибольшей частотой подобные функции выполняют именно те органы, которые располагаются в рамках основного звена. Реже - среднего. В ряде случаев - высшего. Пример органа, функционирующего на данном уровне - Верховный Суд РФ.

Кассационный суд - это вторая инстанция, как правило, орган среднего звена. В рамках соответствующих слушаний проверяются приговоры и решения, вынесенные предыдущими судьями. Основание - кассационная жалоба или же представление прокурора по установленной форме. По итогам соответствующей проверки кассационный суд выносит особое определение, в соответствии с которым предыдущий приговор или решение оцениваются на предмет законности. Как результат, они могут быть оставлены в силе или же будет инициировано рассмотрение судебного дела снова.

Дело также может быть направлено в апелляционный суд. Это также вторая инстанция. Как правило - среднего звена, иногда - высшего. Особенность рассмотрения дел здесь в том, что соответствующее дело может сопровождаться не только отменой решения предыдущего суда, но также может быть пересмотрено в рамках полноценного слушания, в результате которого апелляционный орган вынесет новое решение.

В некоторых случаях дела могут быть рассмотрены в порядке процедуры, именуемой надзором. Это возможно, если приговор или решение предыдущего суда уже вступили в силу и прошли проверку на уровне кассационной инстанции. Цель надзора - изучить дела на предмет возможных нарушений или же пересмотреть их в силу новых обстоятельств, которые ранее были не известны судьям. Надзор проводится на уровне органов среднего или высшего звена.

Третейские суды

К какой категории можно отнести третейский суд? Дело в том, что данные организации не относятся к системе государственной власти. Другое их наименование - коммерческие арбитражи. Создаются они фактически на добровольных началах различными организациями, имеющими, как правило, отношение к бизнесу. Призваны третейские суды содействовать разрешению споров, главным образом, хозяйствующих субъектов. Но нередко к их помощи прибегают также и граждане.

Особенности работы российских судов

Какова специфика деятельности, которую рассмотренные нами виды судов осуществляют в России? Прежде всего, можно отметить тот факт, что, как и во многих других странах, в отношении соответствующей ветви власти гарантируются условия для стабильной работы и воспроизводства функций с течением времени. Изменения, касающиеся судебной системы России, могут осуществляться посредством единственного допустимого механизма - внесения поправок в основной закон страны, Конституцию. Упразднить какой-либо работающий суд нельзя, пока его функции не были переведены в юрисдикцию иных инстанций.

Система органов судебной власти РФ функционирует в рамках в достаточной мере корректного, как считают многие эксперты, распределения полномочий между отдельными инстанциями, и одновременно при наличии механизмов контроля деятельности нижестоящих органов вышестоящими.

Под судебной системой принято понимать совокупность всех действующих в Российской Федерации судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”. Она построена с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

– установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации”;

– соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

– применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

– признания обязательности на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

– финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Определение судебной системы РФ как совокупности действующих судов дает представление о ней лишь в самом общем виде и нуждается в ряде уточнений.

Во-первых, в эту систему входят лишь соответствующие государственные судебные органы. Сюда не включаются третейские суды, товарищеские суды и другие общественные, негосударственные образования, имеющие в своем названии слово «суд».

Во-вторых, судебная система РФ представляет собой сложную иерархическую структуру, состоящую из отдельных подсистем, которые характеризуются присущими им задачами, различными методами осуществления установленных законом судебных функций.

В-третьих, судебная система РФ состоит из таких взаимосвязанных судов, которые, несмотря на различия полномочий их отдельных структурных подразделений, образуют единое целое, призванное осуществлять функции судебной власти в стране.

Судебная система России, как конституционное установление, представляющее совокупность судов различных уровней, в зависимости от целей их деятельности, их компетенции прежде всего подразделяются на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Учитывая федеративное устройство, в Российской Федерации действуют: 1) федеральные суды; 2) суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ст. 4 Закона «О судебной системе РФ»).

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, поэтому принято различать звенья судебной системы.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на три судебных звена:

– основное звено – районные суды и военные суды гарнизонов;

– среднее звено – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, окружные (флотские) военные суды;

– высшее звено – Верховный Суд РФ.

В соответствии со ст. 26 Закона “О судебной системе РФ” путем внесения изменений и дополнений в указанный закон могут учреждаться специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, относящихся к федеральным судам общей юрисдикции.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 Закона “О судебной системе РФ”). Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона “О судебной системе РФ”).

Система арбитражных судов состоит из четырех звеньев:

– основное звено – арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

– второе звено – арбитражные апелляционные суды;

– третье звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй инстанции и суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, в том числе высшие суды (за исключением федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда).

Суд второй инстанции – это вышестоящий суд, призванный по жалобам участников процесса или представлению прокурора проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.11 Такая проверка может проводиться в апелляционном (полностью по вопросам фактов и права) или кассационном (только по вопросам права) порядке.

В апелляционном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления, вынесенные мировыми судьями, а также решения арбитражных судов первой инстанции (арбитражных судов субъектов РФ).

В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры (решения) и определения остальных судов, а также приговоры (решения) суда апелляционной инстанции.12

Суд надзорной инстанции – это подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судебные коллегии по уголовным и гражданским делам и Президиум Верховного Суда РФ. Они пересматривают судебные решения в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В системе арбитражных судов надзорную функцию выполняет президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, проверяя в порядке надзора решения и постановления всех арбитражных судов в Российской Федерации;

Разновидностью (второй формой)13 пересмотра решений суда, вступивших в законную силу, является стадия пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу (главы 42 ГПК, 37 АПК)14. Сущность этой стадии процесса заключается в проверке соответствующим судом судебных решений ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, которые не были известны заявителю и суду по не зависящим от них причинам и имеют существенное значение для правильного разрешения дела. В соответствии со ст. 392 ГПК и 311 АПК к ним относятся следующие основания:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного решения;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела,

4) отмена решения, приговора, определения суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послужившего основанием к вынесению обжалуемого решения, определения или постановления, и некоторые другие основания.

Пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом, вынесшим это решение (ст. 393 ГПК, ст. 310 АПК).

Вышестоящая инстанция – суд, занимающий более высокую ступень по отношению к данному суду.

Высшая судебная инстанция – Верховный Суд РФ или Высший Арбитражный Суд РФ.

Понятие судебного состава сложное и не имеет однозначного толкования. В теории процессуального права и в нормативных источниках под ним понимают:

– всех судей, работающих в конкретном суде;

– личный состав судей, арбитражных заседателей и присяжных заседателей, рассматривающих на судебном заседании конкретное судебное дело;

– совокупность органов, наделенных правом рассматривать и разрешать дело по существу, осуществлять судебный надзор и контроль, а также выполнять организационные функции, непосредственно связанные с этой деятельностью.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 30 УПК РФ) уголовные дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально и единолично. Единолично рассматриваются уголовные дела, подсудные мировым судьям. Судьи федеральных судов (районных судов и других вышестоящих судов) тоже рассматривают подсудные им дела единолично, за исключением дел, которые могут рассматриваться коллегиальным составом: коллегией из трех профессиональных судей или судом с участием судьи и 12 присяжных заседателей. Коллегиально рассматриваются дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, если об этом будет заявлено ходатайство обвиняемым.

Рассмотрение уголовных дел в порядке апелляционного производства производится единолично судьей районного суда, а в порядке кассационного и надзорного – коллегиально в составе трех профессиональных судей.

Гражданские дела в суде первой инстанции, согласно ст. 7 ГПК РФ, рассматриваются коллегиально или единолично; коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе трех профессиональных судей.

В порядке апелляционного производства гражданские дела рассматриваются единолично судьей районного суда.

Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется в составе трех членов суда, а в порядке судебного надзора – в составе не менее трех членов суда.

В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично или коллегиально. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей (ст. 17 АПК).

Коллегией из трех судей в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются: а) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ; б) дела об оспаривании нормативно-правовых актов; в) дела о несостоятельности (банкротстве); г) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит об этом соответствующее ходатайство.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанции, а также в порядке надзора рассматривается коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально. По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.

Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально. При этом в состав суда должны входить трое или другое нечетное количество судей.

Подведомственность – это совокупность признаков гражданского дела, в соответствии с которыми оно подлежит рассмотрению либо в суде общей юрисдикции, либо в арбитражном суде. К признакам подведомственности относятся:

1) персональный – характеристика участников процесса (истца и ответчика);

2) предметный – характер (содержание) спора.

Так, согласно ст. 27 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием:

а) организаций, являющихся юридическими лицами;

б) граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя (индивидуальное предпринимательство).

Арбитражные суды рассматривают также дела с участием:

в) Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица;

г) граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя;

д) российских организаций, граждан РФ, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями.

С учетом предметного признака подведомственности дел арбитражные суды рассматривают две категории дел:

а) экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Это так называемые дела, возникающие из искового производства;

б) экономические споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; об административных правонарушениях, отнесенных КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов и др.

Арбитражным судам подведомственны и другие дела, в том числе: об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным); об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности; о несостоятельности (банкротстве); по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и т.д.

Все остальные дела в сфере гражданских, административных и иных правоотношений, не связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции. Судам общей юрисдикции подведомственны также все уголовные дела.

Подсудность – это совокупность признаков гражданского, уголовного или арбитражного дела, в соответствии с которыми оно подлежит рассмотрению по первой инстанции в том или ином звене судебной системы.

По закону в этом случае дела распределяются как по вертикали судебной системы (между основным, среднем и высшим звеньями), так и по горизонтали (между одноименными звеньями).

Согласно ст. 24 ГПК РФ, гражданские дела15, подведомственные судам общей юрисдикции, по общему правилу рассматриваются районными судами.

В связи с введением в 1996 году института мировых судей целый ряд гражданских дел из подсудных районных судов отнесены к компетенции этого нового судебного органа. В частности, мировые судьи рассматривают в качестве суда первой инстанции: а) дела о выдаче судебного приказа; б) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; в) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; г) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений (за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав). К подсудности мировых судей отнесен также ряд дел, вытекающих из земельных, трудовых, административных правоотношений (ст. 23 ГПК).

К подсудности судов среднего звена судов общей юрисдикции закон относит гражданские дела, связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений и т.д.

Верховный Суд РФ тоже наделен определенной компетенцией по рассмотрению гражданских дел первой по инстанции. К его подсудности отнесены дела об оспаривании: ненормативных правовых актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; нормативных правовых актов федеральных министерств, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; об оспаривании постановлений о прекращении полномочий судей; решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ряд других споров.

По общему правилу иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика, а к юридическому лицу – по месту нахождения органа или имущества юридического лица – территориальная подсудность.

Помимо этого законом предусматривается: подсудность по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ); исключительная подсудность (ст. 30 ГПК РФ); договорная подсудность (ст. 32 ГПК РФ) и подсудность нескольких связанных между собой дел (ст. 31 ГПК РФ).

В уголовном процессе важное значение имеет персональная подсудность. Она определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как принадлежность к числу военнослужащих, судей.

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Путин подписал закон об апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции. Теперь предстоит их сформировать – часть судебных составов переведут, к переезду готовятся более 400 судей. Назначения состоятся до 15 октября этого года, вместе с этим суды будут считаться сформированными, однако работать начнут ближе к осени 2019 года. Подробнее о том, как это будет.

Локации

В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду. Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный - в Новосибирске. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.

Для просмотра интерактивной карты апелляционных судов нажмите на картинку.

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города - так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой - в Казани, откуда он переехал в Самару.

В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу. Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с , рассказывал Павел Крашенинников. Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность.

Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля.

Для просмотра интерактивной карты кассационных судов нажмите на картинку.

Компетенции

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте) .

Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Судебные составы

И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами.

переедут для работы в новых судах

В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум, коллегии по гражданским, административным и уголовным делам. В президиум суда входит председатель, его заместитель и другие судьи, количественный и персональный состав утверждает пленум Верховного суда. Аналогичные требования и условия установлены для апелляционных судов.

"Введение в федеральных апелляционных и кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена", - сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту. Аналогичная ситуация произойдет с гражданским штатом.

Из судов областного звена уволят 362 гражданских служащих в случае с апелляционными судами, и еще 1362 - с кассационными. Из-за введения апелляционных судов, согласно предварительным подсчетам, переведут 91 судью, еще 90, по предположению законодателя, откажутся от перевода. В кассационных судах с переводом продолжат работу 362 судьи, а 361 судья уволится в случае отказа от перевода. В случае увольнения гражданским служащим выплатят четыре оклада, судьям выплатят годовую зарплату. В случае переезда судьи и его семьи из бюджета выделят по 100 000 руб.

В итоге из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих. Предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию, такие расчеты приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту.

"Мы ожидаем, что деньги для создания этих судов могут понадобиться только по одной статье - не все судьи (занимающиеся сейчас апелляциями и кассациями) захотят работать в новых судах, и по действующему законодательству они должны будут получить компенсации, общие расходы составят около 3 млрд руб. Но это предположительная сумма, мы ещё не знаем, сколько точно судей не захотят работать в новых судах", -