Пособия и выплаты в связи с беременностью и рождением ребенка. Общая характеристика пособий гражданам, имеющим детей Виды гос пособий гражданам имеющим детей

Одной из наиболее важных социальных задач современного государства является оказание помощи тем гражданам, кто в ней нуждается. Таковыми являются инвалиды, нетрудоспособные граждане, те, кто по тем или иным причинам не могут осуществлять какую-либо деятельность, а значит, и обеспечивать себя, пожилые люди, некоторые семьи, нуждающиеся в такой помощи.

Еще раз отметим, что государственные социальные пособия – это денежные выплаты, которые назначаются гражданам ежемесячно, периодически или единовременно с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, установленных государством социально значимыми независимо от наличия у ни каких-либо источников дохода в порядке и размерах предусмотренных законодательством. Таковыми чаще всего являются люди, находящиеся в пенсионном возрасте, или те, кто не способен поддерживать себя сам впоследствии инвалидности, заболевания или неспособности найти работу.

Многочисленные виды пособий могут быть классифицированы по различным основаниям: по целевому назначению, по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические), по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государ­ственного бюджета).

Виды пособий по их целевому назначению:

1. компенсирующие заработок (полностью или частично), который утрачен по уважительной причине, – пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам. Как правило, размер этих пособий привязан к размеру утраченного заработка и выплата их продолжается в течение всего периода, пока утрачен заработок;

2. предоставляемые как дополнительная материальная помощь для покрытия разовых дополнительных расходов, – пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение. Размеры этих пособий не зависят от того, имеется ли у получателя заработок или иной доход и каков его размер. Такие пособия по сроку их выплаты являются единовременными;

3. которые должны обеспечить средства к существованию на период отсутствия заработка и иного дохода – пособие по безработице. Размер этого пособия и сроки его выплаты могут быть различны и зависят от конкретного получателя пособия.

Виды пособий по срокам выплаты:

1. единовременные – женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка, на погребение, беженцам, вынужденным переселенцам;



2. ежемесячные – по уходу за ребенком до полутора лет, на ребенка до шестнадцати лет, по безработице;

3. периодические (которые выплачиваются в течение определенного периода) – по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Виды пособий по источникам выплат:

1. выплачиваемые за счет средств бюджетов всех уровней;

2. выплачиваемые за счет средств государственного Фонда социального страхования;

3. выплачиваемые за счет средств государственного Пенсионного фонда.

Виды пособий для лиц, которые могут их получать:

1. гражданам, имеющим детей;

2. безработным;

3. временно нетрудоспособным;

4. супругам военнослужащих, проходящих военную служ­бу по контракту;

5. вынужденным переселенцам;

6. беженцам;

7. гражданам, привлекаемым к борьбе с терроризмом;

8. для граждан из числа детей-сирот;

Государственные пособия гражданам, имеющим детей – единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с ФЗ РФ №81-ФЗ в Российской Федерации установлены сле­дующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

1. пособие по беременности и родам;

2. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

3. единовременное пособие при рождении ребенка;

4. ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

5. ежемесячное пособие на ребенка;

6. единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

7. материнский (семейный) капитал

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том что в Российской федерации существует систем различных социальных пособий, направленных на улучшение качества жизни человека и гражданина. Пособия могут быть классифицированы по различным основаниям: по целевому назначению, по продолжительности выплаты пособия (единовременные, ежемесячные, периодические), по источнику их выплаты (пособия из внебюджетных фондов, пособия из государ­ственного бюджета).

Одним из самых распространенных способов защиты граждан, у которых есть дети, является установление денежных пособий. Тем самым государством обеспечивается минимальный уровень гарантий и денежная поддержка детей, материнства, а также отцовства.

В России выплата этих денег распространяется на женщин, находящихся на дородовом больничном периоде, и до момента, пока мама самостоятельно не начнет зарабатывать и содержать себя и своего ребенка. Претендовать на такие средства при определённых условиях могут и отцы, либо же лица, занимающиеся над крохой. При определенных обозначенных законом условиях получать такую помощь могут все граждане РФ, лица, не имеющие гражданства, проживающие за пределами России и даже лишенные ранее родительских прав.

Главная цель, которую ставит перед собой государство в процессе установления денежного содержания (разового, периодического, постоянного) – поддержать молодую семью в трудный период становления маленького гражданина.

Законодательное регулирование вопроса

Базовым документом, определяющим политику поддержки не достигших зрелого возраста сограждан, установления и осуществления выплат в виде твердых денежных сумм, является закон №81-ФЗ, дата регистрации которого 19.05.1995.

Для его исполнения российским правительством 04.09.1995 принято постановление № 883 (сегодня это постановление российского правительства № 865 , принятое 30.12.2006), которым четко обозначено порядок и механизмы, как определять, устанавливать и выплачивать денежные средства. Эти документы претерпели некоторые изменения с учетом сегодняшнего дня, но основные, заложенные изначально, принципы их реализации остались неизменными.

Дополнительно законом 81-ФЗ было предоставлено право иным федеральным органам, представляющим исполнительную власть принимать свои акты в части, которая не регулируется этим документом. Как правило, такими актами регулируется порядок реализации базовых норм, обозначенных в законе 81-ФЗ. Исключение могут представлять локальные акты, расширяющие размеры денежных выплат без какого-либо ограничения и ущемления отдельных категорий граждан, если иное не предусматривается законодательными актами.

В целях правильной трактовки отдельных положений закона 81-ФЗ, законодатель изначально предусмотрел возможность предоставления отдельными органами специальных инструктивных писем, которые являются обязательными для организаций, занимающихся реализацией политики поддержки всех нуждающихся, имеющих несовершеннолетних детей в своих семьях.

Кто имеет право на получение помощи

Важным критерием реализации законодательного или нормативного акта есть четкое определение перечня лиц, на которых он распространяется.

Такой подход позволяет избежать путаницы, установить четкие, прозрачные и эффективные механизмы практичной его реализации.

Получать пособия от государства сегодня имеют право следующие лица :

При этом законодательно обозначен также круг лиц, которым не предусматривается выплата какой-либо денежной помощи. В перечень таких лиц вошли:

  • российские граждане (сюда же отнесены иностранцы, лица без какого-либо гражданства), малыши у которых полностью содержатся за деньги государства;
  • лишенные или иным законным способом ограниченные в правах по уходу за ребеночком граждане (исключение составляют женщины, что находятся на стадии беременности, получают соответствующие компенсационные выплаты в связи со своим положением);
  • выехавшие по собственной инициативе и проживающие за пределами страны граждане.

На законодательном уровне предусмотрено, что при появлении неразрешимых или неопределенных моментов, иных нестандартных ситуаций и вопросов, не обозначенных законом 81-ФЗ, полномочия на их разрешение делегировано правительству.

Понятие и виды

Государственное денежное пособие – четко определенная денежная сумма, что получает обозначенное законодателем лицо для дальнейшего ухода и содержания малыша (малышей, если их несколько).

Это позволяет частично компенсировать временную потерю постоянного источника дохода, а также появившиеся дополнительные расходы по части содержания еще одного (или нескольких) члена семьи.

Все пособия условно разделяются на несколько основных групп :

  • беременным женщинам до и после родов;
  • выплата разовой женщинам, зарегистрировавшимся в специальном медицинском заведении до окончания двенадцатой недели беременности;
  • , которое платят после появления на свет малыша;
  • для покрытия затрат на содержание ребенка;
  • ежемесячные денежные переводы непосредственно на кроху;
  • разовое пособие, полагающееся людям, решившим принять оставленного родителями ребенка в свою семью.

Кому, сколько и как выплачивать эти деньги, определено правительственным постановлением.

Важно отметить, что для получения перечисленных выше пособий, женщина обязана будет предоставить на работе (или же в специальную определенную правительством организацию) следующий перечень необходимых подтверждающих документов :

Обращаем внимание, что пособия, определенные законодательством, направлены на поддержку семей, где присутствуют дети, не являются исчерпывающими. Иными законодательными актами предоставляется возможность обозначить в коллективном договоре предприятия, используя для этого собственные средства, увеличенные размеры и другую частоту выплаты денег на поддержку детских семей. При этом помощь подобного типа не заменяет и не уменьшает определенных государством социальных гарантий, а являются таким себе бонусом сотруднику от компании, в которой он работает.

Характеристика и размеры господдержки

Итак, все предоставляемые российскими бюджетами различных уровней пособия можно свети к нескольким базовым группам, позволяющим получить общее представление о социальной финансовой поддержке, на которую могут рассчитывать молодые семьи один раз, периодически, либо постоянно.

К таким вспомогательным действиям относят:

  • денежную помощь (единовременную, периодическую);
  • возможность получать дополнительные услуги (медицинские, в детских садиках, школах, других заведениях);
  • разнообразные льготы (на нахождение и содержание ребенка в садике, дошкольном, школьном учреждении, дальнейшая учеба в других учебных заведениях, покупка лекарственных препаратов по сниженной стоимости, меньшая сумма в качестве оплаты коммунальных услуг и другие).

Российским правительством утверждены такие основные способы финансовой помощи (пособия):

Деньги для практического внедрения в жизнь предусмотренных законодательством программ помощи формируются из зарезервированных для этого средств бюджетов различных уровней, либо же выделяются специализированным Фондом, ведающим вопросами социального страхования. Правда, граждане, претендующие на такие выплаты, должны быть участниками этого Фонда. Как правило, за бюджетные деньги оплачивают помощь государственным служащим различных рангов, а также военнослужащим, работникам различных государственных силовых ведомств. Эти нормы заложены в специальных законодательных актах РФ.

Все выплаты, предусмотренные описанными выше актами, имеют твердые размеры и не зависят от возраста, социального статуса, уровня дохода и других условий, которые имел гражданин до момента их назначения.

Региональные особенности

Важно отметить, что российской Конституцией, обозначенным выше законом 81-ФЗ обозначены только основные базовые принципы, как должны формироваться и реализоваться на практике меры всеобщей поддержки семьям, воспитывающим маленьких детей. В то же время регионам предоставлено право в рамках основных законодательных документов принимать свои собственные, которые позволят расширить возможности местных властей для улучшения уровня обслуживания и поддержки нуждающихся.

Такими возможностями воспользовались, к примеру, в городе Москве, Ленинградской области, где были приняты свои собственные законодательные акты расчерчивающие количество льгот, конкретизирующие порядок их установления и выплаты. В частности законом города Москвы от 03.11.2004 № 67 предусматривается ряд дополнительных, по сравнению с базовым законодательным документом, денежных компенсационных выплат, связанных со стремительным ростом цен на медицинскую, детскую продукцию, учет инфляционных процессов, а также компенсацию за увеличение стоимости продуктов питания определенным правительством Москвы лицам.

О государственной поддержке семьям при появлении ребенка смотрите в следующем видеосюжете:

Государственные пособия гражданам, имеющим детей, — единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 № 883, утвердившим Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Указанными нормативными актами установлены: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по различным существенным признакам: целевому назначению, источникам финансирования, субъектам, порядку исчисления и размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на замещение утраченного заработка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания семье помощи в содержании и воспитании детей.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств ФСС РФ, занятые иными видами общественно полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие — из бюджетов различных уровней (федерального и субъектов РФ).

Субъектами правоотношений по обеспечению пособиями могут быть граждане Российской Федерации, проживающие на территории России; граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, противопожарной службы и уголовно- исполнительной системы; гражданский персонал российских воинских формирований, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.


Государственные пособия на детей не назначаются: гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, или лишенным родительских прав; гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы России.

Необходимо учитывать, что субъектами правоотношений по выплате пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинские учреждения могут быть только женщины.

Все пособия, за исключением пособия по беременности и родам, ранее назначались в размерах, соотносимых с минимальной оплатой труда, а с 01.01.2001 они исчисляются в твердых фиксированных суммах.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми докумен
тами. Излишне выплаченные суммы пособий возмещаются добровольно, а в случае спора — по решению суда.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины:

а) подлежащие государственному социальному страхованию, а также уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или плата работников в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию их безработными;

б) обучающиеся с отрывом от производства;

в) проходящие военную службу по контракту, службу в качестве рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, противопожарной службы, в учреждениях и органах уголовно-процессуальной системы;

г) из числа гражданского персонала российских воинских формирований, находящихся на территории иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ;

Пособие предоставляется за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаях осложненных родов — 86, при рождении двух детей и более — ПО). Данный вид пособия предоставляется на основании листка нетрудоспособности — работающим по трудовому договору; заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности справки из органов занятости — уволенным в связи с ликвидацией организации, медицинской справки установленной формы — всем остальным женщинам, имеющим на него право.

Пособие назначается на число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам, и выплачивается по месту работу, службы, учебы.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:

а) среднего заработка — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, при наличии международных договоров;

б) 300 руб. — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

в) стипендии — женщинам, обучающимся с отрывом от производства;

г) денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел, противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-процессуальной системы.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель). Оно назначается и выплачивается в размере 300 руб. по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Данный вид пособия предоставляется при наличии справки из женской консультации или другого медицинского учреждения.

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении (усыновлении) двух детей и более единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. С 01.01.2002 его размер составляет 4500 руб. Для назначения пособия необходимо иметь справку органов ЗАГСа о рождении ребенка, справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о неполучении пособия. Незанятые граждане должны также приложить к заявлению выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке.

Право на пособие на период отпуска поуходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижении им возраста полутора лет предоставляется не только матерям, работающим по трудовому договору, обучающимся без отрыва от производства, военнослужащим по контракту, но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальному страхованию.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере 500 руб. в сроки, установленные для выплаты заработной платы, стипендии, выдачи денежного довольствия, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет.

Для оформления пособия необходимо представить следующие документы: заявление, копию свидетельства о рождении ребенка, отдельным категориям женщин — выписку из трудовой книжки (военного билета), копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справку о неполучении пособия по безработице.

В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производства выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается.

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленную в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 1Э4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, установлен постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 № 1096.

Размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами сцбъекта РФ. Так, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 № 911-ПП ежемесячное пособие на ребенка в г. Москве установлено в размере 150 руб. Его размер увеличивается на 100% — на детей одиноких матерей; на 50% — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Ежемесячное пособие не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается в случаях, если ребенок находится на полном государственном обеспечении или под опекой (попечительством) и опекуны получают денежные средства на его содержание, если родители лишены родительских прав и если ребенок в возрасте до 18 лет объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством РФ.

Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок. В заявлении указываются сведения о доходах семьи. Кроме заявления предоставляются следующие документы: справка органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя о неполучении им ежемесячного пособия, копия свидетельства о рождении ребенка; справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем, справка об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше 16 лет.

Лица, обратившиеся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, должны представить дополнительные документы, в частности на детей военнослужащих по призыву: справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу, справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца ребенка.

Уведомление о назначении пособия или об отказе в его назначении должно быть направлено заявителю органов социальной защиты населения по месту жительства граждан с детьми в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения. При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки. При ее проведении окончательный ответ о назначении пособия либо отказе в его назначении должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения. Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в судебном порядке.

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Система социальной защиты населения в Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется. Федеральное законодательство закрепляет основные направления государственной политики в области социальной поддержки российских семей. При этом необходимо, чтобы при реализации программ стимулирования рождаемости учитывались реальные проблемы уровня жизни и здоровья российских семей. Также необходимо концентрирование внимания на сохранении здоровья и качестве жизни детей и пожилых членов семей, в том числе средствами права социального обеспечения.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Государственная поддержка граждан, имеющих детей, в Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).

На общефедеральном уровне законом установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая призвана обеспечить гарантированную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, которая включает:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

5) ежемесячное пособие на ребенка;

6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

1. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам совпадает с продолжительностью одноименного отпуска, который предоставляется работнице на основании листка временной нетрудоспособности, где указывается предполагаемая дата родов.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Однако, если женщина имеет страховой стаж менее шести месяцев, размер пособия не может превышать за полный календарный месяц МРОТ. Следовательно, если будущая мама впервые поступила на работу при сроке беременности три месяца или более, она как бы не признается в полной мере застрахованной; заработок, который она получала до ухода в отпуск, во внимание не принимается. Таким образом, уходя в отпуск по беременности и родам, она зачастую лишается необходимых жизненных средств.

С 1 января 2016 г. минимум оплаты труда установлен в размере 6204 руб., а прожиточный минимум в целом по Российской Федерации за 4-й квартал 2015 г. составлял на душу населения 9452 руб., для трудоспособного населения - 10187 руб., для пенсионеров - 7781 руб., для детей - 9197 руб.

Как мы видим, размер пособия не соответствует физиологическому прожиточному минимуму. Безусловно, существующая проблема не вписывается в проводимую государством демографическую политику, так как голодная женщина не может выносить и родить здорового ребенка, а голодный ребенок не может нормально жить и развиваться. Поэтому целесообразно было бы довести размер данного пособия до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека.

В случае увольнения беременная женщина, по сути, остается без необходимых средств. Если беременная женщина встанет на учет в качестве безработной, размер пособия по безработице будет в этом случае ниже среднего заработка, а с момента наступления отпуска по беременности и родам женщина утрачивает право на получение пособия по безработице.

2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). Цель пособия - стимулировать своевременное обращение беременной женщины в медицинское учреждение для наблюдения за состоянием ее здоровья, беременности, тем более что беременность в ряде случаев может привести к гибели женщины.

Чем раньше беременная женщина встанет на учет, тем больше шансов для квалифицированного наблюдения за протеканием беременности. Само пособие выплачивается, когда выдан листок временной нетрудоспособности, т.е. незадолго перед родами. Фактически оно не побуждает обратиться к врачу, а просто увеличивает сумму основного пособия, причем крайне незначительно. (С 2016 г. размер пособия составляет 581,73 руб.)

Право на получение пособия не зависит от ее постановки на учет, от того, посещала ли женщина врача после первичного обращения, а также от соблюдения ею медицинских рекомендаций и т.п.

3. Единовременное пособие при рождении ребенка. Данное пособие предназначено для компенсации повышенных разовых расходов семьи, связанных с рождением ребенка. Назначается и выплачивается пособие, если рождение или усыновление зарегистрировано в органах загса. Последние выдают справку о рождении, которая и служит основанием для назначения и выплаты пособия. Право на получение пособия при рождении ребенка имеет один из родителей (усыновитель ребенка в возрасте до трех месяцев) или лицо, его заменяющее. При многоплодной беременности (или усыновлении двух и более детей до трех месяцев) пособие выплачивается на каждого ребенка. Надо заметить, что каких-либо дополнительных условий для получения данного пособия, кроме факта рождения ребенка, не требуется. Однако если ребенок родился мертвым, пособие выплачиваться не будет.

Размер пособия на 1 февраля 2016 г. составляет 15 512,65руб. Отметим, что эти суммы, даже со всеми иными полагающимися выплатами, ничтожно малы и их хватает лишь на самый минимум обеспечения ребенка на первое время.

4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком установлено в настоящее время для всех категорий граждан.

Лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком, пособие назначается со дня предоставления отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет. В случае осуществления ухода одновременно несколькими лицами право на пособие предоставляется только одному из них. Это право сохраняется, если находящееся в отпуске лицо, продолжая осуществлять уход за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица. При уходе за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет размер пособия суммируется, итоговая сумма не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия, установленного для неработающих граждан и зависящего от того, за каким по счету ребенком осуществляется уход.

Минимальный размер пособия неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком с 1 февраля 2016 г., в отношении первого ребенка составляет 2908,62 руб., а в отношении второго и последующих детей – 5817,24 руб.

Исключение из общих правил установлено для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пособие назначается и выплачивается в двойном размере до достижения ребенком трехлетнего возраста.

5. Ежемесячное пособие на ребенка. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменил редакцию Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Статья 16 теперь определяет, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. К сожалению, как показывает практика, часто прежний уровень пособия на ребенка не обеспечивается бюджетными возможностями регионов.

6. Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью по состоянию на 1 февраля 2016 г. составляет 15 512,65 руб. Если передаются в семью двое и более детей, то единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.

7. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие возникает при сроке беременности не менее 180 дней, т.е. около 26 недель. Размер пособия регулярно индексируется и с 1 февраля 2016 г. составляет 24 565,89 руб.

Установление данного вида пособия - это мера, направленная на сохранение уровня социальной защищенности определенной категории граждан, особенно важной в связи с отменой льготы по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу мужа беременной женщины <1>. С 1 января 2008 г. правом на отсрочку от призыва на военную службу пользуются лишь граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до трех лет.

8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие имеет мать ребенка военнослужащего, опекун ребенка либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним. Оно выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Пособие выплачивается со дня рождения ребенка и до достижения возраста трех лет. Размер пособия с 1 февраля 2016 г. составляет 10528,24 руб.

Еще раз отметим, что размер практически всех пособий ничтожно мал и несоизмерим с необходимыми семейными тратами.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей, - это единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Предоставление пособий регламентируется Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Федеральный закон от 19.05.1995г. (ред. от 02.07.2013г. с изм. от 04.06.2014) «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» № 81-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. №883 Постановление правительства РФ от 04.09.1995г. «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей» №883. , утвердившим Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Указанными нормативными актами установлены следующие виды пособий:

  • 1) пособие по беременности и родам;
  • 2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • 3) единовременное пособие при рождении ребенка;
  • 4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • 5) ежемесячное пособие на ребенка.

Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга по различным существенным признакам: по целевому назначению; источникам финансирования; субъектам; порядку исчисления и размерам.

По целевому назначению пособие по беременности и родам и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет направлены на замещение утраченного заработка; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в Медицинском учреждении в ранние сроки беременности, - должно побуждать женщин заботиться о своем здоровье и здоровье ребенка, своевременно обращаться к врачу; единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие на ребенка предназначены для оказания помощи семье в содержании и воспитании детей.

Источник финансирования названных пособий зависит от трудового статуса субъекта правоотношений: работающие по трудовому договору получают их из средств ФСС РФ; занятые иными видами общественно полезной деятельности (военная служба, учеба), а также неработающие - из бюджетов различных уровней (федерального и субъектов Федерации).

Субъектами правоотношений по выплате пособий по беременности и родам, а также единовременного пособия в связи с ранней постановкой на учет в медицинском учреждении могут быть только женщины.

Очевидно, что столь серьезные различия не позволяют относить их к одной организационно-правовой форме. Включение конкретного пособия в государственную систему социального страхования или государственную социальную помощь зависит от сочетания указанных признаков. В частности, ежемесячное пособие на ребенка для лиц, работающих по трудовому договору, является страховым пособием, выплачиваемым из ФСС, а для неработающих граждан - социальной помощью, финансируемой из бюджета.

Субъектами правоотношений по обеспечению перечисленными пособиями могут быть:

  • 1. граждане РФ, проживающие на территории России;
  • 2. граждане РФ, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, МЧС и УИС;
  • 3. гражданский персонал российских воинских формирований, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена Международными договорами РФ;
  • 4. иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие на территории России.

Государственные пособия на детей не назначаются: гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, или лишенным родительских прав; гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы России.

Решение о назначении любого из указанных пособий принимается соответствующим органом в 10-дневный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты, размеры указанных пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Излишне выплаченные суммы пособий возмещаются добровольно, а в случае спора - по решению суда.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины: подлежащие государственному социальному страхованию, а также уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников в течение 12 месяцев, предшествовавших признанию их безработными; обучающиеся с отрывом от производства; проходящие военную службу по контракту, службу в качестве грядового и начальствующего состава органов внутренних дел, в учреждениях и органах УИС; из числа гражданского персонала российских воинских формирований, находящихся на территории иностранных государств, если это предусмотрено международными договорами РФ; указанные категории женщин при усыновлении ими ребенка (детей).

Пособие предоставляется за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаях осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110 календарных дней).

Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:

  • а) среднего заработка - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, при наличии международных договоров;
  • в) стипендии - женщинам, обучающимся с отрывом от производства;
  • г) денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службе по контракту, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах УИС.

Пособие назначается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам, и выплачивается по месту работы, службы, учебы. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия в течение 12 месяцев перед признанием их безработными, пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты.

Пособие по беременности и родам предоставляется на основании: листка нетрудоспособности - работающим по трудовому договору; заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности, справки из органов занятости - уволенным в связи с ликвидацией организации; медицинской справки установленной формы - всем остальным женщинам, имеющим на него право.

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы), а незанятым лицам - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.

Право на пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет предоставляется не только матерям, работающим по трудовому договору, обучающимся без отрыва от производства, военнослужащим по контракту, но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальному страхованию.

Женщинам, уволенным в связи с, ликвидацией предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников, пособие назначается в случае неполучения ими пособия по безработице. Право на пособие сохраняется в случае работы лица, находящегося в отпуске, на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.

В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производства выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается.

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленную в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.10.1997г. (ред. от 03.12.2012г.) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ. Порядок учета и порядок исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, установлен постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. М 1096 Постановление Правительства РФ от 29.09.1999г. «Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» № 1096. .

Пособие не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается в случаях, если ребенок находится на полном государственном обеспечении или под опекой (попечительством) и опекуны получают денежные средства на его содержание, если родители лишены родительских прав и если ребенок в возрасте до 18 лет объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством РФ.

Заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок. В нем также указываются сведения о доходах семьи.

Для назначения ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), также представляются выписка из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (попечительства) и справка из органов управления образованием о неполучении денежного содержания на ребенка.

Лица, обратившиеся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, должны представить дополнительные документы, в частности, на детей военнослужащих по призыву:

  • - справку из военного комиссариата о призыве отца ребенка на военную службу;
  • - справку из военного образовательного учреждения профессионального образования об учебе в нем отца ребенка.

Уведомление о назначении пособия или об отказе в его назначении должно быть направлено заявителю органом социальной защиты по месту жительства граждан с детьми в письменной форме, не позднее чем через 10 дней после обращения. При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки. При ее проведении окончательный ответ о назначении пособия либо об отказе в его назначении должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения. Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в судебном порядке.