Правовое регулирование нотариальных действий. Правовое регулирование обеспечения деятельности нотариуса. Иное значение термина

Термин «нотариат» имеет несколько значений:

Обозначает систему органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законом правом совершения нотариальных действий;

Отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;

Учебный курс, изучающий вопросы нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

В нашей работе под нотариатом мы однозначно подразумеваем систему органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия. Легальное определение нотариата можно вывести из Основ законодательства РФ о нотариате(далее – Основы): нотариат в Российской Федерации есть система государственных органов и должностных лиц, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Согласно ст.1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Важно помнить, что хотя нотариат есть орган, действующий от имени государства (на него возложен ряд государственных функций), сам институт нотариата не входит в состав органов государственной власти. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. Основным направление этой юридической помощи является охрана прав – именно это позволяет некоторым исследователям включить нотариат в правоохранительную систему РФ. Мы склонны согласиться с авторами, относящими нотариат к правоприменительным органам (органам, содействующим правоохране), о чем подробнее будет сказано ниже в нашей работе.

Говоря об охране прав, мы имеем в виду, конечно же, частные права. На этом основывается определение нотариата данное Э.М.Мурадьяном, с которым мы полностью согласны: «Современный российский нотариат есть система универсального и позитивного обеспечения частного права, актов распоряжения правами на основе соглашения сторон-участников; удостоверения завещательных распоряжений и иных сделок».

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Правовое регулирование деятельности нотариата отнесено законодателем к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, которые в пределах своего ведения могут регулировать отдельные стороны этой деятельности (п.»л» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

К сожалению, действующее законодательство о нотариате не содержит специальных статей разделяющих компетенцию субъектов РФ и федерации, что за последнее десятилетие не раз приводило к спорам. В этой связи, важно заметить, что компетенция и пределы ведения субъектов РФ строго определены и не могут трактоваться расширительно. Так, например, согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 27 июля 2006 г.) определение границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации и численности нотариусов - это компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Современное российское законодательство о нотариате представляет собой комплекс нормативных правовых актов, среди которых особая роль отводится: Основам законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-I (введены в действие постановлением ВС РФ от 11 февраля 1993 г. №4463-I «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (с изменениями от 2 ноября, 23 декабря 2004 г., 5 июля, 26 декабря 2005 г., 10 декабря 2006г.)).

В настоящее время Основы законодательства РФ о нотариате действуют с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня 2006 г.

Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ, а также международные соглашения РФ. Нормы, закрепляющие права и обязанности нотариусов закреплены в налоговом законодательстве (НК РФ), законодательстве об исполнительной деятельности, трудовом законодательстве. Государственная регистрация нотариальных палат как некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (с посл. изм. и доп.).

Кроме этого среди нормативных источников, направленных на регулирование нотариальной деятельности следует выделить:

Методические указания по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ (утв. приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. №91);

Порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (утв. приказом Минюста РФ от 2 декабря 2003 г. N 306) (с изменениями от 1 августа 2005 г., 1 марта 2006 г.);

Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса, утвержденный решением Правления Федеральной нотариальной палаты и приказом Минюста РФ от 26 мая, 21 июня 2000 г. №179 (с изм. от 1 августа 2005 года);

Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и приказом Минюста РФ от 14 апреля 2000 г. №132;

Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. и приказом Минюста РФ от 21 июня 2000 г. №178;

Действует ряд инструкции, разработанных и принятых еще в советский период государства и права, так, например, можно выделить Инструкцию по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденная приказом Минюста РФ от 19 августа 1976 г. №32. Подчеркнем, что законодательство, принятое в советский период должно применяться с учетом всех последующих изменений и дополнений, и новыми законодательными актами.

Немаловажное значение в правовом регулировании деятельности нотариата играет практика Конституционного суда Российской Федерации.

Положения Основ о нотариате неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного суда РФ по жалобам граждан, запросам полномочных органов на проверку соответствия норм Основ положениям и принципам Конституции Российской Федерации.

Без преувеличения знаковым решением Конституционного суда РФ стало Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Также можно выделить:

Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2005 г. №320-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смердова Сергея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2003 г. №190-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кадария Тамары Константиновны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2001 г. №150-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Октябрьского районного суда города Ижевска о проверке конституционности пункта 2 статьи 339 ГПК РСФСР, пункта 13 статьи 35, статей 89 и 93 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

Определение Конституционного Суда РФ от 8 июля 1999 г. №114-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Плюсниной Татьяны Андреевны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 12 и 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. №36-О «По запросу Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»;

Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 1998 г. №69-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Хорошевского межмуниципального суда города Москвы о проверке конституционности отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

Выводы Конституционного суда РФ еще станут предметом нашего рассмотрения, а пока вернемся к рассмотрению современного правового регулирования органов нотариата в Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что за время прошедшее с момента разработки и принятия Основ – российское законодательство стремительно изменялось и совершенствовалось. Акцентируем внимание на том, что Основы принимались не только до принятия Конституции РФ, но и до десятков, сотен законодательных актов, в том числе основных кодифицированных законов, законов, определяющих построение органов управления в РФ (в частности местного самоуправления). С момента принятия Основ изменились и принципы формирования государственных органов.

Как мы уже подчеркивали, согласно ст.72 Конституции РФ в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится законодательство о нотариате. Ряд субъектов Российской Федерации, делали попытки реализовать свое право в регулировании вопросов, связанных с нотариальными действиями, путем принятия закона субъекта о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по совершению нотариальных действий. Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой законы субъектов Российской Федерации (Воронежская область, Алтайский край, Владимирская область, Республика Коми и другие), регулирующие данные правоотношения, признаются недействующими и нотариусы отказывают гражданам в приеме документов, оформленных должностными лицами органов местного самоуправления. В определении Верховного Суда РФ от 18.08.2003 года прямо указывается, что «только федеральный закон вправе предоставить должностным лицам местного самоуправления право совершать нотариальные действия, и закон субъекта Российской Федерации не вправе урегулировать этот вопрос».

Приведенный пример, является далеко не единственным. Так, к примеру, некоторые предусмотренные Основами полномочия субъектов Российской Федерации подлежат исключению (проект федерального закона №223596-4 «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (об осуществлении правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере нотариата исполнительными органами государственной власти) (внесен Правительством РФ) абзац второй пункта 18, пункты 20, 22, 23, 24, 25 статьи 1 проекта), поскольку они согласно действующему законодательству Российской Федерации не могут реализовываться ими. В частности, вопрос об установлении случаев, когда нотариальная форма сделок является обязательной, относится к предмету регулирования гражданского законодательства (статья 163 Гражданского кодекса РФ), которое в соответствии со статьей 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации (статья 53 Основ, пункт 23 статьи 1 проекта).

Примеров тому, что действующая редакция Основ устарела и пестрит многочисленными противоречиями и пробелами можно привести множество, и мы еще вернемся к этому вопросу в специальном параграфе нашего исследования.

Вернемся к правовому регулированию деятельности нотариата.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе РФ находятся более десяти законопроектов о внесении изменений и дополнений в Основы.

Подчеркнем, что, несмотря на очевидную необходимость самого скорейшего принятия некоторых из них, российский законодатель не спешит обновлять Основы. Дублирующие законопроекты находятся на рассмотрении в Государственной думе РФ и профильных комитетах по несколько лет, что, конечно же, не является достоинством современного законодательного процесса.

В заключение данного параграфа необходимо несколько слов сказать и о внутренних правилах поведения нотариусов при исполнении их деятельности – о т.н. этическом и профессиональном кодексе нотариуса. Внутренняя отраслевая документура обычно устанавливают нормы поведения представителей той или иной профессии при исполнении своих обязанностей в целях повышения стандартов профессиональной деятельности и приведения их в соответствие с международными требованиями.

К нотариусу, как представителю юридической профессии, выполняющему публично-правовые функции, предъявляются очень высокие профессиональные и моральные требования. Этика – это основа практической деятельности нотариусов и доверия, которое оказывают им граждане. В ней заключены такие фундаментальные ценности как беспристрастность, честность, конфиденциальность и ответственность. Нотариус должен избегать ситуаций, связанных с конфликтом интересов, а также соблазном использовать каким-либо образом известную ему информацию о частной жизни граждан.

Соблюдение нотариусами определенного свода этических правил является условием жизненности и выживания профессии. Для нотариуса соблюдение этических правил и ограничений является обязательным в силу их статуса, объема и характера получаемой информации, значимости решаемых вопросов.

Суть этики нотариуса содержится в присяге нотариуса. Статьей 14 Основ устанавливается, что нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу следующего содержания: «Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку». (Законодательством республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрен иной текст присяги нотариуса).

Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации формулирует профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, характеристику нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса.

Кодекс содержит принципы профессиональной деятельности нотариуса, знать и соблюдать которые должен каждый представитель профессии. Это - принципы и заповеди Международного Союза Латинского Нотариата, выработанные в течение столетий существования нотариата и доказавшие свою правовую безупречность:

Уважай свое министерство, органы государственной власти и органы профессионального сообщества;

Совершай нотариальное действие, если ты уверен, что действуешь в рамках закона, разрешай сомнения до совершения действия; воздерживайся от действия даже при малейшем сомнении в его законности и правильности;

Воздавай должное Правде;

Действуй осмотрительно;

Изучай материалы с пристрастием и повышенной тщательностью;

Советуйся с Честью;

Руководствуйся Справедливостью;

Ограничивайся Законом;

Работай с Достоинством;

Помни, что твоя миссия состоит в том, чтобы не допускать гражданско-правовых споров.

  • Нотариат как система государственных и негосударственных органов для удостоверения фактов, имеющих юридическое значение
    • История развития нотариата
    • Становление и развитие нотариата в Российской Федерации
    • Понятие и значение нотариата
    • Функции нотариата
    • Законодательство о нотариате Российской Федерации
    • Принципы деятельности нотариата
  • Организация нотариата в Российской Федерации
    • Органы и должностные лица, совершающие нотариальные действия
    • Лицензирование нотариальной деятельности
    • Правовой статус нотариусов
    • Ответственность нотариусов
    • Гарантии нотариальной деятельности
    • Финансовое обеспечение нотариусов
  • Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата
    • Органы нотариальной палаты и их полномочия
    • Федеральная нотариальная палата и ее полномочия
  • Учреждение и ликвидация должности нотариуса. Нотариальный округ
    • Порядок учреждения и ликвидация должности нотариуса
    • Нотариальный округ
  • Стажер и помощник нотариуса. Лица, замещающие временно отсутствующего нотариуса
    • Назначение на должности стажера и помощника нотариуса
    • Полномочия лица, замещающего частнопрактикующего нотариуса, и оплата его труда
  • Нотариальное делопроизводство
    • Понятие и основные правила ведения нотариального делопроизводства
    • Порядок ведения нотариальных дел
    • Правила архивного хранения дел, ведения реестров и удостоверительных документов
  • Нотариальные действия
    • Понятие и виды нотариальных действий
    • Разграничение компетенции органов, совершающих нотариальные действия
  • Правила и порядок совершения нотариальных действий
    • Общие правила совершения нотариальных действий
    • Установление личности, проверка правоспособности и дееспособности лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий
    • Требования к документам, предъявляемым нотариусу для совершения нотариальных действий
  • Отдельные виды нотариальных действий
    • Удостоверение сделок
    • Удостоверение доверенностей
    • Удостоверение завещаний
    • Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов
    • Свидетельствование верности копий документов и выписок из них
    • Удостоверение фактов
  • Нотариальное оформление наследственных прав граждан
    • Принятие наследства. Ответственность наследников по долгам наследодателя
    • Наследники по закону
    • Принятие мер к охране наследственного имущества
    • Выдача свидетельства о праве на наследство
  • Применение нотариусом норм иностранного права. Международные договоры и соглашения в нотариальной практике
    • Правовое положение иностранных граждан и организаций
    • Применение российскими нотариусами норм иностранного права
    • Особенности совершения нотариальных действий в международном обороте
    • Принятие нотариусом документов, составленных за границей
    • Обеспечение доказательств, необходимых для ведения дел в органах других государств
    • Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств
  • Нравственные основы нотариальной деятельности. Обжалование действий нотариуса
    • Этические правила поведения нотариуса
    • Обжалование действий нотариуса

Законодательство о нотариате Российской Федерации

Вопрос о законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность, имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой необходимо руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия.

Круг нормативных правовых актов, регулирующих нотариальную деятельность, определен в ст. 1 и 5 Основ законодательства РФ о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции РФ 1993 г., принятой после Основ. К их числу относятся Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов Федерации, Основы законодательства РФ о нотариате, федеральные законы и законы субъектов Федерации, другие нормативные правовые акты.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство возрастает значение международных договоров по правовым вопросам. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), ряд других международных соглашений и договоров.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Основные права и свободы человека, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное правоприменительное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения.

Непосредственно деятельность нотариата регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате , утвержденными ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с изм. от 18 октября 2007 г.) и другими нормативными правовыми актами.

Основы являются важнейшим политико-правовым актом, призванным определять организационную структуру, сферы деятельности нотариата, права и обязанности нотариусов, порядок учреждения и ликвидации должности нотариусов, а также главные направления развития нотариата. Они содержат все ценное и положительное из прежнего законодательства о нотариате, вместе с тем в них есть значительное количество новых норм и институтов.

Наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, нотариальные действия теперь совершают нотариусы, занимающиеся частной практикой, и их количество неуклонно растет. Утверждение двух категорий нотариусов - государственных и занимающихся частной практикой , имеющих равные права и обязанности, было объективной закономерностью. Возрождение института частных нотариусов - довольно сложный процесс. На первоначальном этапе развития частнопрактикующим мог быть только государственный нотариус. Также предполагалось, что не все нотариусы сразу перейдут на частную практику. Кроме того, ведение наследственных дел требовало сохранения государственных нотариусов. В силу этих причин сохранение в Основах законодательства РФ о нотариате двух категорий нотариусов было необходимо.

Согласно ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечить в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, данными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. При этом они обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности, а оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу .

В случае отсутствия в поселении нотариуса нотариальные действия совершают глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения. Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Статья I Основ устанавливает, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли . Данная деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата.

В разделе I Основ законодательства о нотариате определяется правовой статус, права, обязанности и ответственность нотариусов, гарантии и финансовое обеспечение их деятельности, порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, правовой статус нотариальных палат, формы контроля за деятельностью нотариусов и др.

В разделе II Основ указываются виды нотариальных действий, совершаемых нотариусами (как нотариусами, занимающимися частной практикой, так и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах), главами местной администрации поселения и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселения и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации; определяются основные правила совершения нотариальных действий, а также регулируется совершение каждого нотариального действия. Всего Основами представлено 20 нотариальных действий, однако перечень не является исчерпывающим. Кроме того, в разделе II Основ определяется применение нотариусом норм иностранного права и норм международных договоров.

Некоторые вопросы нотариальной деятельности регулируют и другие законы, в том числе и кодифицированные. Так, Налоговым кодексом РФ1 регулируются вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины за совершение нотариальных действий. Главой 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ установлены: порядок взимания государственной пошлины, размеры и особенности уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины и т.д.

Определяющее значение для нотариальной деятельности имеют многие нормы ГК РФ, ГПК РФ, СК РФ и др.

Гражданский кодекс РФ как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Множество процедурных норм нотариального производства содержится в разделе V «Наследственное право».

Вопросы обжалования отказа в совершении нотариального действия и его неправильного совершения регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ , главой 37 которого определяется порядок рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.

Вопросы, относящиеся к нотариальной деятельности, предусмотрены и в других федеральных законах.

Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, то по вопросам деятельности нотариата правовое регулирование может осуществляться субъектами РФ. Указанное положение о нотариате как сфере совместного ведения накладывает отпечаток на построение нотариального законодательства как двухуровневого, сочетающего законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ. В ряде статей Основ законодательства РФ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов РФ, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Однако пока на уровне субъектов Российской Федерации законов о нотариате принято не так уж много. В частности, законы о нотариате приняты в Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области.

Отдельные вопросы, касающиеся нотариата, регулируются подзаконными нормативными актами, например: Указом Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» и др.

Важное значение в деятельности нотариусов и других должностных лиц, совершающих нотариальные действия, имеют нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ, которые в некоторых случаях принимаются совместно с Федеральной нотариальной палатой РФ. Так, например, приказом Минюста России от 15 марта 2000 г. №91 утверждены Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации; приказом Минюста России от 21 июня 2000 г. № 179, решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 26 мая 2000 г. утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

28 См.: Об изменении основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик: Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 27 мая 1934 г. // СЗ СССР 1934. № 29. Ст. 223; Об изменении ст. 28 Уголовного кодекса РСФСР: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 1934. № 30. Ст. 174.

29 См.: Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР С изменениями на 1 июля 1938 г: Официальный текст с приложением постатейно-систематизированных материалов. М., 1938. С. 126-127.

30 О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик: Закон СССР от 16 августа 1938 г // Ведомости ВС СССР 1938. № 11.

31 К специальным судам также относились линейные суды железнодорожного транспорта и водного транспорта.

32 Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 29 октября 1924 г. // СУ РСФСР 1924. № 23. Ст. 203.

33 Положение о военном трибунале и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г // СЗ СССР 1926. № 57. Ст. 413.

34 См.: Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. // Ведомости ВС СССР. 1941. № 29.

И.В. Москаленко*

Правовое регулирование нотариальной деятельности в России

С переходом России к развитию рыночных отношений в 1990 г. система российского законодательства, в т.ч. нотариального, подверглась реформированию.

Современный российский нотариат - это публично-правовой институт в системе российских органов гражданской юрисдикции, но имеющий свои особенности. В настоящее время гражданско-правовые нормы о нотариальной деятельности содержат достаточно большое количество источников права.

Следует заметить, что удельный вес норм международного права, регулирующих отдельные вопросы нотариальной деятельности, постоянно возрастает, что связано с интернационализацией гражданского оборота, расширением географии интеграционных процессов, многообразием форм международного общения, в котором участвуют граждане и юридические лица. Россия является участницей важнейших многосторонних соглашений, затрагивающих, помимо прочего, нотариальные действия. В качестве примера можно привести Гаагскую конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов1, и Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г., с изменениями и дополнениями от 28 марта 1997 г.)2, в ст. 2 которой устанавливается, что граждане каждой из Договаривающихся Сторон и лица, проживающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмещения судебных и нотариальных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане, при этом указанные льготы распространяются на все процессуальные действия, осуществляемые по данному делу, включая исполнение решения. Кроме того, согласно ст. 51 Минской Конвенции, каждая из Договаривающихся Сторон признает и исполняет нотариальные акты в отношении денежных обязательств, вынесенные на территории других Договаривающихся Сторон.

Правила совершения нотариальных действий содержат различные двусторонние международные договоры, например, Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 15 июля 1958 г., с изменениями и дополнениями от 19 октября 1971 г.)3; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 3 апреля 1958 г.)4; Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (Пхеньян, 16 декабря 1957 г.)5.

Кроме того, среди международных актов, имеющих непосредственое отношение к гражданско-правовому регулированию нотариальной деятельности, особое место занимают многосторонние конвенции, ратифицированные Россией. В качестве примера можно привести Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Королевством Бельгия (Москва, 22 декабря 2004 г.)6; Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Румынией (Москва, 4 июля 2003 г.)7; Консульскую конвенцию между

* Кандидат юридических наук, доцент

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

История права и государства

Российской Федерацией и Республикой Македонией (Москва, 14 января 2003 г.)8; Консульскую конвенцию между Российской Федерацией и Итальянской Республикой (Рим, 15 января 2001 г.)9 и др., в которых содержатся отдельные статьи, регламентирующие выполнение нотариальных функций.

Следующей по важности группой источников правового регулирования рассматриваемых отношений выступают нормативно-правовые акты Российской Федерации. Проанализируем их в порядке, определенном классификацией нормативно-правовых актов по юридической силе.

Основным кодифицированным актом, регулирующим нотариальную деятельность в России, является Гражданский Кодекс РФ - часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ10; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ11; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ12.

Следует заметить, что новый ГК РФ несколько упростил регулирование гражданских правоотношений с участием нотариата. Так, например, положения части второй Кодекса (ст. 550, 560, 574), связанные с отказом от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, существенно сужают гарантии, обеспечивающие конституционный принцип охраны прав и свобод человека и гражданина, включая право частной собственности.

Основополагающим нормативным актом, регулирующим нотариальную деятельность в России, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с последними изменениями и дополнениями от 1 июля 2005 г.)13.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - ОЗоН) устанавливают, что нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В РФ ведется Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой.

Урегулированы вопросы деятельности нотариальных палат - некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

В ОЗоН устанавливается порядок оплаты нотариальных действий и других услуг нотариусов путем уплаты государственной пошлины; регламентирован порядок совершения нотариальных действий.

Налоговый кодекс РФ14, гл. 25.3 которого полностью посвящена правовой регламентации ставок государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям, также регулирует нотариальную деятельность в России.

Следует отметить наличие множества процедурных норм нотариального производства в Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (СК РФ) (с последними изменениями и дополнениями от 28 декабря 2004 г.)15 - например, это ст. 35 (требующая нотариального удостоверения сделок по распоряжению недвижимостью), ст. 38 (раздел общего имущества), ст. 41 (заключение брачного договора), ст. 100, 109-111, 113 (соглашение об уплате алиментов), ст. 129 (согласие родителей на усыновление ребенка) и др.

Еще один Федеральный закон, регулирующий нотариальную деятельность - это Федеральный закон от 25 октября 2002 г. № 124-ФЗ «О ратификации Протокола к Соглашению о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств от 24 декабря 1993 года»16. Специфика указанного нормативного акта заключается в том, что в целях обеспечения при разрешении споров равной возможности для судебной защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств, он устанавливает ставки государственной пошлины при обращении в суд другого государства с иском (с ценой в рублях Российской Федерации).

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последними изменениями от 17 апреля 2006 г.)17 определяет необходимость проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как обязательное требование ко всем операциям, совершаемым с недвижимостью. Введение такой системы преследует несколько целей:

а) придать предельную открытость (прозрачность) правам на недвижимое имущество, а также информации об этих правах;

б) ввести государственный контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом (переходом прав на нее) и тем самым максимально защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц;

в) внести единообразие в процедуру регистрации прав на недвижимость на всей территории России.

Абз. 1 п. 1 ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливает, что государственная регистрация проводится на основании заявления

правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последними изменениями и дополнениями от 29 декабря 2004 г.)18 в ст.7 закрепляет правило, согласно которому передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. №5351-1 (с последними изменениями от 20 июля 2004 г.)19 регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права) производственным кооперативом. В п. 2 ст. 27 оговаривается, что автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (с последними измененями от 2 февраля 2006 г.)20 регулируют отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. П. 6 ст. 10 предусматривает, что патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец и право на его получение переходят по наследству. При этом при подаче заявления правопреемником или наследником к заявлению прилагается нотариально заверенная копия документа, подтверждающего правопреемство или права на наследование.

Беря за основу комплексный характер законодательства, регулирующего нотариальную деятельность, на наш взгляд, вряд ли допустимо ограничивать его состав лишь федеральными законами. Подзаконные нормативные акты составляют значительную группу источников правового регулирования рассматриваемых отношений. К ним относят указы президентов, постановления и распоряжения правительств, приказы, постановления, инструкции и иные нормативные акты министерств и ведомств. В качестве основополагающего документа можно привести Положение о консульском учреждении РФ, утвержденное Указом Президента РФ № 1330 от 5 ноября 1998 г.21 Из недавно принятых следует также отметить Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»22, согласно которому в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» установлено, что Государственный герб РФ помещается на печатях нотариусов и воспроизводится на оформляемых и выдаваемых ими документах.

Отличительной особенностью нормативных актов, регулирующих вопросы организации и деятельности нотариата, является то, что многие из них должны приниматься совместным решением Министерства юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой. Это связано с тем, что нотариальная палата наделена рядом регулирующих полномочий в сфере нотариата. В итоге, например, Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 132 и решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г.

Вместе с тем, однако, в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате ряд правовых актов утверждался исключительно решением Министерства юстиции РФ. Примером тому является упомянутый нами выше приказ от 26 октября 1998 г. № 150 «О порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности».

Определенное правовое значение имеет и практика Высшего Арбитражного Суда РФ.

Рассмотрев источники правового регулирования нотариальной деятельности, мы пришли к выводу, что в правовом регулировании нотариальной деятельности важное место занимают нормы, регламентирующие порядок нотариального делопроизводства. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что делопроизводство в государственной нотариальной конторе и у нотариуса, занимающегося частной практикой, подчиняется одним и тем же требованиям. До настоящего времени действует утвержденная в 1976 г. Министерством юстиции РСФСР Инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах23. Согласно ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Данное положение, по нашему мнению, имеет важное значение в плане

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

История права и государства

укрепления позиций нотариальных палат, которые призваны оказывать поддержку нотариусам, представлять их интересы.

1 См.: Международное частное право: Сборник документов. М., 1997. С. 859-861.

2 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. № 2. С. 101.

3 См.: Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи по гражданским и уголовным делам. М., 1988.

4 См. там же. С. 88.

5 См. там же. С. 13.

6 Российская Федерация ратифицировала настоящую Консульскую конвенцию Федеральным законом от 3 ноября 2005 г № 135-Ф3 // СЗ РФ. 2005. № 45. Ст. 4583.

7 См.: СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 642.

8 См. там же. Ст. 641.

9 См.: Бюллетень международных договоров. 2004. № 7.

10 См.: СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2006. № 3. Ст. 282.

11 См.: СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2006. № 6. Ст. 636.

12 См.: СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2004. № 49. Ст. 4855.

13 См.: Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.

1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2005. № 27. Ст. 2717.

14 См.: Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340; Российская газета. 2006. 2 марта.

15 См.: СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2005. № 1. Ст. 11.

16 См.: СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4187.

17 См.: СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; 2001. № 11. Ст. 997; № 16. Ст. 1533; 2002. № 15. Ст. 1377; 2003. № 24. Ст. 2244;

2004. № 30. Ст. 3081; № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377; 2005. № 1. Ст. 22, 43; 2006. № 17. Ст. 1782..

18 См.: Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 28. Ст. 959; СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 15.

19 См.: Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; 1995. № 30. Ст. 2866; 2004. № 30. Ст. 3090.

20 См.: Ведомости РФ. 1992. № 42. Ст. 2319; 2001. №1 (Ч. I). Ст. 2; № 53 (Ч. I). Ст. 5030; 2002. № 52 (Ч. I). Ст. 5132;

2003. № 6. Ст. 505; 2006. № 6. Ст. 636.

21 См.: СЗ РФ. 1998. № 45. Ст. 5509.

22 См.: СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3036.

23 См.: Приказ Минюста РФ от 19 августа 1976 г. № 32 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР».

Вопрос о законодательстве, регулирующем нотариальную деятельность, имеет существенное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора нормы, которой необходимо руководствоваться при совершении конкретного нотариального действия.

Круг нормативных правовых актов, регулирующих нотариальную деятельность в Российской Федерации, определен в ст. 1 и 5 Основ о нотариате, которые должны применяться с учетом Конституции РФ, принятой в 1993 г. после Основ о нотариате. К их числу относятся: Конституция РФ, международные договоры, конституции и уставы субъектов РФ, Основы о нотариате, федеральные законы и законы субъектов РФ, другие нормативные правовые акты.

В отношении нотариата можно говорить о целом ряде статей Конституции РФ, но наиболее значимы ст. 48, закрепляющая право граждан на квалифицированную юридическую помощь, и ст. 72, относящая нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Права и свободы человека принадлежат ему от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Перечисленные права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, не являются исчерпывающими. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами). Каждый имеет право быть собственником, т.е. имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ). Законом гарантируется право наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ). Каждый гражданин имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ), вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону . Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяются Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), целый ряд других международных соглашений и договоров.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). Основные права и свободы, закрепленные в данной Конвенции, имеют приоритетное значение и для нотариусов, которые обязаны соблюдать ее положения . Например, ст. 14 Конвенции запрещает дискриминацию в какой-либо форме и виде, что распространяется и на участников нотариального производства.

Непосредственно деятельность нотариата регулируется Основами о нотариате. Они являются важнейшим политико-правовым актом, призванным определять организационную структуру, сферы деятельности нотариата, права и обязанности нотариусов, порядок учреждения и ликвидации должности нотариусов, а также порядок совершения нотариальных действий. Однако Основы о нотариате не отвечают в полной мере современным реалиям и нуждаются в доработке.

Некоторые вопросы нотариальной деятельности регулируют и другие федеральные законы, в том числе кодифицированные. Так, ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены в части второй НК (гл. 25.3).

ГК как источник нотариального законодательства в основном относится к самому содержанию нотариальной деятельности, определяя существо конкретных нотариальных действий. Вместе с тем отметим как позитивное явление наличие множества процедурных норм нотариального производства в разд. V «Наследственное право» ГК, что отражает его роль как источника норм нотариального права и законодательства. Такое же значение имеет СК.

Вопросы, относящиеся к нотариальной деятельности, предусмотрены и в других федеральных законах.

Поскольку законодательство о нотариате является двухуровневым, сочетающим законоположения федерального уровня и уровня субъектов РФ, то в ряде статей Основ о нотариате есть отсылки к законодательству субъектов, в пределах которого допускается более детальное правовое регулирование. Так, в Москве действует Закон г. Москвы от 19.04.2006 № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» и др.

Отдельные вопросы, касающиеся нотариата, регулируются подзаконными нормативными актами, например Указом Президента РФ от 22.07.2002 № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» и др.

Важное значение в деятельности нотариусов и других должностных лиц, совершающих нотариальные действия, имеют правовые акты Минюста России, которые в некоторых случаях принимаются совместно с ФНП. Так, например, приказом Минюста России от 21.06.2000 № 179, решением правления ФНП от 26.05.2000 утвержден Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса.

Безусловно, большое значение для формирования национальной концепции правовой деятельности нотариата имеют и так называемые корпоративные нормы. Так, на основании постановления Собрания предс тавителей нотариальных палат субъектов РФ от 18.04.2001 обрел юридическую силу Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации. Кодекс формулирует профессиональные и морально-этические стандарты нотариальной деятельности и личного поведения нотариуса, характеристику нарушений профессиональной дисциплины и этики, принципы и виды ответственности, порядок наложения и снятия взысканий, а также меры поощрения нотариуса. В частности, участие нотариуса в оформлении правовых отношений путем объективного и беспристрастного консультирования их участников, составления и удостоверения документов, приобретающих в результате этого официальный характер, обеспечивает участникам гражданско-правовых отношений квалифицированную юридическую помощь, правовую стабильность, защиту прав и законных интересов, гарантированных Конституцией РФ. В основу современной концепции правовой деятельности отечественного нотариата могут быть положены корпоративные нормы, согласно которым юридически безупречное, основанное на высоких морально-этических принципах исполнение нотариусом своих обязанностей делает его деятельность неотъемлемым элементом справедливой н эффективной правовой системы, демократического правового государства.

ЛЕКЦИЯ № 18. Правовые основы нотариата. Финансовое обеспечение нотариальной деятельности

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет немаловажное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора правовой нормы, которой следует руководствоваться при совершении того или иного нотариального действия.

1) основным источником любой отрасли российского права выступает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23); право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования (ст. 35); свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36), и иные права. Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48). В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт;

2) федеральные законы. К ним в первую очередь относятся Основы законодательства РФ о нотариате, принятые Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, в том числе совершение отдельных нотариальных действий. Статья 333.24 Налогового кодекса РФ устанавливает размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий. Гражданский кодекс РФ закрепляет случаи нотариального удостоверения сделок, определяет существо конкретных нотариальных действий;

3) законы субъектов РФ Так как согласно ст. 72 Конституции РФ нотариат отнесен к сфере совместного ведения, то по вопросам нотариата может осуществляться правовое регулирование субъектами РФ;


4) нормативные акты Президента РФ Например, Положение о консульском учреждении РФ от 5 ноября 1998 г., Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»;

5) постановления Правительства РФ К их числу можно отнести: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг», устанавливающее, что нотариусы при наличии у них оснований полагать, что сделки или финансовые операции, совершаемые их клиентами, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомляют об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу;

6) акты федеральных органов исполнительной власти Указанные акты принимаются по целому ряду вопросов, в том числе и в случаях, прямо указанных в Основах законодательства РФ о нотариате. Так, немаловажны для нотариальной деятельности Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19 марта 1996 г., Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ от15 марта 2000 г. № 91, также Приказ Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах»;

7) согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, нотариусами применяется Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция от 22 января 1993 г.) и другие международные соглашения и договоры.