Фз о борьбе с организованной преступностью. Анализ организованной преступности в россии. Понятие и признаки преступной организации

организованный преступность коррупция взяточничество

Организованную преступность делает такой прибыльной и безнаказанной коррупция. Следовательно, основным методом борьбы с ОП является борьба с коррупцией.

Широко распространено мнение, что виной всему экономические трудности достаточно поднять зарплаты государственным служащим и проблема будет решена. Мне думается, это не так. Важно чтобы зарплата не опускалась ниже уровня, обеспечивающего достойное существование. Далее эффект от повышения зарплаты падает. Государство никогда не сможет дать своим служащим денег больше, чем организованная преступность.

Деятельность правоохранительных органов в этой области затруднена, т.к. они подвергаются сильному воздействию со стороны ОП и сами тоже подвержены коррупции.

Самый эффективный способ борьбы с коррупцией - это создание условий препятствующих её появлению и развитию. Организованная преступность может воздействовать на отдельное лицо или правоохранительный орган, препятствующий её деятельности, но повлиять на Гос. Думу, принимающую закон в области государственного управления очень сложно.

Эффективным методом борьбы с коррупцией является проверка приобретения собственности чиновниками.

Материалы конференции __________________, заместитель начальника кафедры Московского института МВД России, доктор юридических наук, профессор

Социально-правовой контроль - направление борьбы с коррупцией

Изучение международного опыта показывает, что борьбе с коррупцией чаше всего препятствуют:

  • 1) значительная распространенность коррупционных правонарушений в условиях известной ограниченности ресурсов, выделяемых на нужды юстиции;
  • 2) определенная ограниченность возможностей уголовного законодательства в части формулирования признаков коррупционных преступлений и конкретных форм их совершения;
  • 3) трудности в оперативном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании фактов коррупции;
  • 4) недостаточное предупредительное воздействие традиционных мер уголовной ответственности и наказания.

По мнению юристов многих стран, решению этих проблем может в той или иной мере способствовать использование криминологических форм и методов борьбы с преступностью, в том числе установление особого социально-правового контроля за источниками доходов, финансово-экономической и иной деятельностью) лиц, подозреваемых в коррупции. По сути, такой контроль выражается в том, что определенные государственные органы, общественные организации, должностные лица законодательно наделяются властными полномочиями по наблюдению и проверке соответствия деятельности конкретных граждан и юридических лиц предъявляемым требованиям с правом информировать об обнаруженных отклонениях компетентные органы и (или) общественность, продлять ходатайства либо рекомендации о привлечении виновных к ответственности. Кроме того, контролирующие субъекты наделяются правом в период до принятия окончательного решения судом или иным компетентным органом самостоятельно применять к подконтрольному лицу меры, направленные на предупреждение и пресечение правонарушений, например, временно отстранять от работы лиц, подозреваемых в коррупции, вводить ограничения и запреты на их деятельность для воспрепятствования пользованию или сокрытию средств, добытых преступным путем и т.п.

Социально-правовой контроль как средство борьбы с коррупцией получил наибольшее развитие в Японии и США. В Японии осуществляется регламентированная законом регистрация лиц, против которых выдвинуты обвинения в причастности к организованной преступности и коррупции. Факт такой регистрации обычно доводится до сведения общественности через средства массовой информации, является правовым основанием для установления контроля за поведением конкретного лица, источниками его доходов и может повлечь применение к нему ряда правоограничений, препятствующих совершению правонарушению, легализации и расходованию средств, добытых преступным путем, в том числе полученных в виде взяток. В США с 1991 года действует федеральный закон о контроле за организованной преступностью (Государственный закон. №91-452) . В качестве базового операционного понятия в нем использован термин "рэкетирская деятельность", охватывающий, помимо дачи и получения взяток, довольно широкий круг правонарушений, имеющих связь с организованной преступностью (вымогательство, некоторые виды мошенничества, занятие азартными играми, незаконные операции с наркотиками и др.) . Борьбу с рэкетирской деятельностью, помимо судов, призваны осуществлять специальные органы Большие жюри, которые создаются в масштабах отдельного штата или круга и рассматривают на своих заседаниях материалы о занятии отдельных лиц указанной деятельностью. Если Большое жюри находит основания для возбуждения уголовного преследования, то дело передается в суд. До принятия судом решения за поведением обвиняемого устанавливается контроль, на него возлагается ряд запретов и обязанностей, предусмотренных указанным законом.

В соответствии с § 1962 данного закона запрещено любому лицу, которое получает какой-либо доход, извлекаемый прямо или косвенно из какого-либо вида рэкетирской деятельности, использовать или вкладывать прямо или косвенно любую часть такого дохода для приобретения какого-либо предприятия или создания и развертывания работы какого-либо предприятия, которое участвует во внешней торговле или в торговле между штатами или деятельность которого влияет на эти виды торговли. Этим же лицам запрещено приобретать прямо или косвенно участие в прибылях или контроль над каким-либо предприятием, вести или участвовать прямо или косвенно в ведении дел этого предприятия с помощью какого-либо вида рэкетирской деятельности или путем взимания незаконных долгов. За нарушение указанных запретов предусмотрено уголовное наказание до 25 тыс. долларов или до 20 лет тюремного заключения, или и то и другое одновременно.

Помимо этого, лицо должно добровольно передать в пользу США всю незаконно полученную прибыль или долю имущества. В противном случае на его имущество накладывается арест, и оно подлежит конфискации на условиях, которые суд сочтет должными.

Согласно § 1964 закона окружные суды США имеют право предотвращать или ограничивать нарушения ранее указанных запретов путем издания соответствующих постановлений, включая (но не ограничиваясь такими мерами) приказание какому-либо лицу отказаться от любого, прямого или косвенного участия в прибылях какого-либо предприятия, распустить или реорганизовывать какое-либо предприятие, не заниматься тем же самым видом деятельности, как и предприятие, в котором он участвует.

Действующее законодательство Российской Федерации, Указы Президента РФ, нормативные акты министерств и ведомств также предусматривают различные меры контроля, которые, помимо прочего, могут использоваться в борьбе с коррупцией. Учитывая довольно значительное количество и разнообразие этих мер, представляется целесообразным рассмотреть их в рамках определенных классификаций.

Так, в зависимости от правовой природы и характера существующие меры контроля можно разделить на две основные группы. Меры финансового контроля. В наибольшей степени они используются государственными органами, специально уполномоченными на осуществление такого контроля: органами Министерства финансов, Государственной налоговой службы. Федерального казначейства. Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Центрального Банка России, ревизионными, бухгалтерскими подразделениями министерств и ведомств и др. Например, в соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 года "О-Государственной налоговой службе РСФСР" и указом Президента РФ от 31 декабря 1991 года “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” налоговые инспекции имеют право: получать от юридических лиц и граждан необходимые справки и объяснения, обследовать помещения юридических лиц с целью определения налогооблагаемого дохода, приостанавливать операции проверяемых лиц по расчетам.

Меры оперативно-розыскного, уголовно-процессуального, административно-правового характера, применяемые правоохранительными органами.

Например, Федеральный Закон РФ от 5 июля 1995 года "06 оперативно-розыскной деятельности" предусматривает право этих органов и определенных случаях осуществлять опрос граждан, наведение справок, наблюдение, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др. В зависимости от механизма действия меры социально-правового контроля, используемые в борьбе с коррупцией, можно также разделить на две группы.

1. Властные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им обязанности контролируемых физических и юридических лиц, объективно не ущемляющие конституционные права и свободы граждан.

Примером таких мер могут служить выраженные в различной правовой форме права контролирующих инстанций на получение необходимой им информации, проверку подлинности предоставленных сведений и соответствующие обязанности контролируемых предоставлять такую информацию, не препятствовать и не уклоняться от контроля.

2. Специально-предупредительные ограничения и запреты, налагаемые на лиц, выступающих объектом контроля, объективно ущемляющие конституционные права и свободы граждан.

Например, ограничения на пребывание в определенных местах, запрет выезжать за пределы населённого пункта для лиц, осужденных с отсрочкой исполнения приговора и состоящих под административным надзором, ранее упомянутые ограничения на финансовую деятельность.

Общим недостатком вышеназванных мер является их бессистемность, рассредоточенность по отдельным нормативным актам, отсутствие специальной нацеленности на борьбу с коррупцией. Если в зарубежных странах борьба с коррупцией и организованной преступностью осуществляется на основе специально разработанных государственных программ и особых законодательных актов, то в нашей стране подобная правовая база отсутствует. На эффективности применяемых мер социально-правового контроля сказывается и слабое взаимодействие органов, его осуществляющих.

Справедливости ради необходимо отметить, что и в России принимаются меры к усилению борьбы с коррупцией и организованной преступностью. В частности, на рассмотрение Государственной Думы РФ вносились проекты законов "О борьбе с коррупцией" и "О борьбе с организованной преступностью ". В ходе их обсуждения было принято решение о Целесообразности урегулирования указанных вопросов в рамках единого закона, над проектом которого в настоящее время проводится работа. Можно лишь отметить, что в упомянутых двух законопроектах значительное внимание уделено социально-правовому контролю. Например, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и приравненные к ним, при занятии определенных должностей должны будут давать письменное обязательство о предоставлении органам, уполномоченным на осуществление контроля, сведений о своих доходах, имуществе, денежных вкладах, совершенных крупных сделках и т.п., а также о воздержании от названной в законопроекте о борьбе с коррупцией деятельности, несовместимой с выполнением государственных функций или создающей благоприятные условия для коррупции. На банки и некоторые другие учреждения возлагаются обязанности заявлять в правоохранительные органы о сомнительных операциях своих клиентов. предоставлять сведения о вкладах и операциях по счетам лиц, подозреваемых в коррупции и других преступлениях, обязательно идентифицировать личность клиента при производстве ряда денежных операций и некоторых имущественных сделок. Должностным лицам правоохранительных органов в необходимых случаях предоставляется право: требовать от юридических и физических лиц доказательств законности совершаемых ими действий; приостанавливать производство денежных операций и имущественных сделок; налагать административный арест на денежные средства и имущество при наличии данных о противоправности их получения; производить предварительную проверку финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения лица, подозреваемого в занятии организованной преступной деятельностью или коррупцией, его супруга или супруги, близких родственников или совместно проживающих с ним в течение последних пяти лет других лиц, а также физических и юридических лиц общественных формирований, имуществом, средствами которых подозреваемое лицо владело либо пользовалось, либо распоряжалось или именем которых пользовалось.

Наряду с этим в юридической литературе высказываются и другие предложения, направленные на усиление социально-правового контроля в сфере организованной преступности и коррупции. Например, учеными Дальневосточного государственного университета А. Г. Корчагиным, В. А. Номоконовым, В. И. Шульгой предложен свой вариант проекта закона "О мерах против организованной преступности ". В числе особенностей этого законопроекта хотелось бы выделить предложение об учреждении в республиканских, краевых, областных, городских судах, коллегий по делам об организованной преступности, в обязанности которым вменяется рассмотрение материалов, дающих основание для регистрации субъекта в качестве лица, причастного к организованной преступности и подлежащего включению в "Список лиц, причастных к организованной преступности ". Правовыми последствиями такой регистрации являются:

  • 1) производство проверки имущественного и финансового со стояния лица, его близких родственников, а также всех физических и юридических лиц, с которыми зарегистрированный занимается или занимался в течение последних пяти лет совместной предпринимательской деятельностью;
  • 2) предоставление органам внутренних дел права проводить в отношении зарегистрированного лица предусмотренные законом оперативно-розыскные мероприятия без санкции прокурора;
  • 3) предоставление органам МВД РФ права применять в отношении зарегистрированного лица в полном объеме или частично следующие ограничения:
    • а) обязать зарегистрировать лицо, не имеющее постоянного места жительства, в течение месяца приобрести постоянное место жительства или покинуть пределы республики, края, области, города;
    • б) не отлучаться с места жительства в определенное время без разрешения органа внутренних дел
    • в) не менять постоянное место жительства без разрешения органа внутренних дел,
    • г) не выезжать за пределы населенного пункта без разрешения органа внутренних дел и возвращаться в указанное время;
    • д) не посещать определенные места;
    • е) не встречаться с другими зарегистрированными лицами, указанными в постановлении
    • ж) не управлять транспортным средством;
    • з) являться для регистрации в орган внутренних дел от четырех до восьми раз в месяц
    • и) в общественных местах подвергаться личному досмотру работниками органов внутренних дел по их требованию.

Определение правовых оснований применения мер контроля, связанных с ограничениями прав и свобод граждан.

Из текста законопроекта, предложенного А. Г. Корчагиным, В. А. Номоконовым и В. И. Шульгой, видно, что уже сам факт регистрации лица и объявления его причастным к организованной преступности, не говоря об упомянутых выше ограничениях, существенно подрывает репутацию человека, может повлечь для него неблагоприятные имущественные и иные последствия. Основанием же для такой регистрации, по мнению авторов проекта, является информация о принадлежности лица к организованной преступной группе, полученная при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Эта информация рассматривается судебной коллегией с участием представителя МВД и прокурора, но без участия защитника, после чего в совещательной комнате выносится определение.

По нашему мнению, практическая реализация такого подхода может повлечь необоснованное применение правового ограничения. Основанием для правоограничений может быть лишь противоправное деяние, причем вина лица должна быть доказана в порядке, приемлемом для демократического общества. При этом различные сведения и иные улики, добытые при проведении оперативно-розыскных мероприятий, могут рассматриваться лишь в качестве доказательств. В этом плане более перспективный подход можно обнаружить в проекте закона "О борьбе с коррупцией". Его авторы сформулировали составы коррупционных правонарушений, степень общественной опасности которых не достигает уровня, свойственного преступлениям, но свидетельствует о склонности лица к злоупотреблению своим служебным положением (например, использование своего статуса для решения личных вопросов, оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений и т.п.) . Представляется, что совершение такого рода деяний могло бы рассматриваться в качестве оснований для применения правоограничений.

Другой вопрос касается определения круга лиц, которые могут выступать объектом наблюдения и проверки при осуществлении контроля в сфере борьбы с коррупцией. Согласно проекту закона "О борьбе с коррупцией" все лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и приравненные к ним лица, обязаны представлять в налоговую службу по месту жительства определенные сведения о своем имущественном положении и доходах. Такое же положение содержится в упомянутом ранее Федеративном Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" Очевидно, однако, что практическая реализация данного законоположения в отношении всех госслужащих и приравненных к ним лиц может столкнуться с большими трудностями, связанными с необходимостью обработки и учета полученной информации, не говоря уже о проверке подлинности представленных сведений. По этому было бы целесообразно предусмотреть в законе обязанность указанных лиц представлять такого рода сведения лишь по требованию контролирующих органов.

Повысить раскрываемость преступлений связанных с коррупцией может снятие ответственности с взяткодателя. Обосновать это можно тем, что коррупция подразумевает использование должностного положения, т.е. субъектом может являться только взяткополучатель.

Материалы конференции МП Журавёв, ведущий научный сотрудник НИИ Генеральной Прокуратуры России, доктор юридических наук, профессор

К вопросу совершенствования уголовно-правовых средств борьбы со взяточничеством

При анализе уголовно-правовых норм, направленных на борьбу со взяточничеством, авторы справедливо, как правило, сосредоточивают внимание на анализе норм, предусматривающих ответственность за получение взятки, а вопросы, связанные с ответственностью взяткодателей, чаще всего остаются в тени. Между тем, во взятке участвуют два лица - взяткодатель и взяткополучатель. И высокая латентность этих преступлений объясняется во многом тем, что первый не заинтересован в разоблачении второго, так как сам подлежит уголовной ответственности. Мною вносилось предложение отказаться от ответственности взяткодателей, если взятки даются за совершение должностным лицом в пользу взяткодателя или указанных им лиц законных действий. А наказывать только за подстрекательство в тех случаях, когда в результате взятки должностное лицо совершает противозаконное действие - злоупотребление властью или превышение власти. Эти предложения не нашли отклика. А напрасно. В таком случае была бы разорвана та цепочка, которая связывает взяткодателя с взяткополучателем и значительно была бы облегчена задача разоблачения последнего....

Понизить уровень коррупции в стране может упорядочивание деятельности органов государственного управления. Нужно упрощать правовые нормы, делать их понятными и общедоступными. Санкция в отдельной норме права должна иметь как можно меньший диапазон. Чиновник должен обеспечивать выполнение закона, у него должно быть минимум возможностей для проявления своей личной воли.

Материалы конференции ЕЛ Суховарова ведущий специалист отдела по работе с ценными бумагами МФКАБ “Кузбассоц6анк” , А. В. Нестеров, начальник кафедры Московского института МВД России, кандидат экономических наук

Организованная преступность как наиболее опасная форма уголовных деяний вызывает необходимость создания системы законодательства о борьбе с этим явлением. В Российской Федерации до настоящего времени не создано специального законодательства по борьбе с организованной преступностью, хотя попытки к этому были. В. С. Овчинский, В. Н. Осипкин считают его частью Федеральный закон от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», давшего, как уже отмечалось выше, определение организованной группы и установившего повышенную ответственность организаторов преступлений (объем ответственности за организационную деятельность и совершенные группой преступления, если они содержали умысел).

Работа над принятием специального законодательного акта, регулирующего вопросы борьбы с организованной преступностью, велась в органах представительной власти, следствием чего стал Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью», принятый Государственной Думой 22 ноября 1995 г. и одобренный Советом Федерации 9 декабря 1995 г., но отклоненный Президентом Российской Федерации 22 декабря 1995 г. по мотивам возможного нарушения прав человека. Законопроект был направлен на защиту прав и свобод граждан, безопасности общества и государства от организованной преступности путем использования правовых мер по предупреждению создания и функционирования преступных формирований, их выявлению и пресечению их деятельности. Этот законопроект создавал реальные возможности для эффективной борьбы с проявлениями организованной преступности и являлся по своей сущности комплексным .

В данном законопроекте раскрыты понятия организованной преступности, преступной деятельности, организованной преступной группы, банды, преступной организации и преступного сообщества:

· организованная группа - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений;

· банда - вооруженная преступная группа;

· преступная организация - объединение лиц, либо организованных групп, либо банд для совместной деятельности с распределением между участниками функций:

а) по созданию организации либо руководству ею;

б) по непосредственному совершению преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса;

в) по иным формам обеспечения создания и функционирования преступной организации;

* преступное сообщество - объединение организаторов, руководителей или других участников преступных организаций или организованных групп, или банд, или иных лиц для совместной разработки либо реализации мер по координации, поддержанию, развитию преступной деятельности соответствующих формирований либо созданию благоприятных условий для преступной деятельности, а также по организации совершения тяжких преступлений в указанных целях .

В то же время действовавший в тот момент УК РСФСР не предусматривал уголовной ответственности за создание преступной организации или сообщества, а равно за участие в них. Подобные определения должны фигурировать в Уголовном кодексе, как это произошло сейчас, а в специальных нормативных актах просто дублироваться, поскольку перечень преступлений в УК является исчерпывающим и его расширение возможно путем внесения соответствующих изменений и дополнений.

Эффективность и результативность борьбы с организованной преступностью во многом зависит от того, насколько точны, логически связаны и последовательны нормы права, посвященные борьбе с этим явлением. В уголовном праве теоретической основой для определения организованной преступности и ее форм являются институт соучастия (глава 7 УК РФ) и отдельные нормы, расположенные в Особенной части УК РФ (ст. 208, 209, 210 и др.). Некоторые из них были известны и ранее действовавшему законодательству (например, норма о бандитизме), большая же их часть – законодательные новеллы.

Следуя нормам действующего уголовного законодательства, в частности ст. 35 УК РФ, можно выделить следующие формы объединений участников организованной преступной деятельности: а) организованная группа, под которой понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений; б) преступное сообщество (преступная организация), определяемое уголовным законом как сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях.

В теории уголовного права и правоприменительной деятельности к проблемным вопросам квалификации действий лиц, совершающих преступления в соучастии в составе организованной преступности, относят, главным образом, нечеткость дефиниций, закрепленных в ст. 35 УК РФ, использование в процессе их создания оценочных признаков.

Помимо организации преступного сообщества (преступной организации) к числу организованных форм преступной деятельности, как самостоятельных видов преступлений, следует отнести организацию незаконного вооруженного формирования (ст. 208 УК), бандитизм (ст. 209 УК), организацию объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК). Перечисленные нормы УК РФ предусматривают ответственность за создание и руководство отдельными видами организованных групп либо за участие в таковых .

Уголовный закон содержит также ряд специальных статей, направленных на борьбу с отдельными проявлениями деятельности организованной преступности (например, ст. ст. 222, 228-233, 205-206 УК и др.).

Основным документом, регламентирующим борьбу с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Главным из них является констатация того, что закон не сумел оправдать возложенных на него ожиданий общества и существенным образом повлиять на коррупционную ситуацию в России, минимизировать причины и условия, сократить последствия коррупционных правонарушений и преступлений.

Согласно ст.7 Закона: «Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и т.д.» .

Так же в Российской Федерации действует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные вопросы, касающиеся борьбы с организованной преступностью:

· Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О Федеральной службе безопасности»;

· Указ Президента РФ от 06.09.2008 N 1316 (ред. от 05.09.2011) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

· Указ Президента РФ от 15.01.2013 N 30 (ред. от 21.12.2013) «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы».

Статья 2. Правовая основа деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Правовую основу деятельности по борьбе с организованной преступностью составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон, указы и декреты Президента Республики Беларусь, Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющие ее протоколы, ратифицированные Республикой Беларусь, другие международные договоры, действующие для Республики Беларусь (далее – международные договоры), и иные акты законодательства Республики Беларусь. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Задачи борьбы с организованной преступностью.

Задачами борьбы с организованной преступностью являются: защита личности, общества и государства от организованной преступности; предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп и преступных организаций (их участников); выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и развитию организованной преступности; недопущение проникновения организованной преступности в систему государственных органов.

Статья 4. Принципы борьбы с организованной преступностью.

Борьба с организованной преступностью основывается на принципах:

законности; уважения и соблюдения прав и свобод личности; системности и последовательности; неотвратимости ответственности; сочетания гласных и негласных методов деятельности.

Статья 5. Основные направления борьбы с организованной преступностью.

К основным направлениям борьбы с организованной преступностью относятся: предупреждение, выявление и пресечение преступной деятельности организованных групп и преступных организаций (их участников), занимающихся:

террористической деятельностью; противоправными посягательствами на жизнь и здоровье человека; деятельностью, связанной с торговлей людьми, в том числе сексуальной эксплуатацией или вовлечением в занятие проституцией; незаконной миграцией; хищением или незаконным оборотом ядерных материалов и радиоактивных веществ; незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов к нему, взрывных устройств и взрывчатых веществ; легализацией доходов, полученных незаконным путем; противоправными посягательствами на транспортные средства; контрабандой; изготовлением, хранением либо сбытом поддельных денег или поддельных ценных бумаг, изготовлением либо сбытом поддельных иных платежных средств, а также иной преступной деятельностью; развитие международного сотрудничества, направленного на предупреждение, выявление и пресечение преступлений, носящих транснациональный характер.

Статья 6. Система мер борьбы с организованной преступностью.

Борьба с организованной преступностью осуществляется посредством: обеспечения надлежащего правового регулирования деятельности по борьбе с организованной преступностью; системного анализа процессов.

Вопросы обороны, Вооруженных Сил, военной реформы фо фракции курирует А.Арбатов. Законодательная деятельность в этой области осуществлялась в трех основных направлениях:

1) укрепление гражданского контроля над Вооруженными силами и военной деятельностью, реформа Вооруженных сил и военного строительства;

2) повышение социальной защищенности военнослужащих;

3) создание национальной правовой базы процесса сокращения и ограничения вооружений.

Во втором полугодии 1996 г. основным аспектом деятельности, покрывающим все три направления, было участие в обсуждении проекта федерального бюджета на 1997 фин.г.. От фракции был внесен альтернативный проект статьи расходов "На национальную оборону", принятие которого способствовало бы более эффективному проведению военной реформы, укреплению боеспособности Вооруженных Сил и наиболее безболезненному сокращению их численности.

Несмотря на достаточно широкую поддержку со стороны многих депутатов, данное предложение не получило поддержки Комитета по обороне и Рабочей группы по бюджету в целом. Не получили поддержки и предложения о некотором увеличении финансирования деятельности Федеральной погранслужбы, что позволило бы смягчить негативный общественный резонанс вокруг предполагаемого введения пограничного налога.

Вместе с тем, удалось добиться принятия некоторых важных отдельных поправок. Прежде всего, впервые удалось настоять на одобрении Рабочей группой включения в бюджет отдельной строкой финансирования конкретной программы создания нового вида вооружений. Это представляет собой существенный шаг в установлении парламентского контроля над российской военной политикой. Удалось также добиться некоторого улучшения структуры оборонного бюджета по сравнению с запросом правительства. Так, были несколько увеличены расходы на НИОКР. Кроме того, была предотвращена попытка Минобороны увеличить средства на содержание Вооруженных Сил за счет сокращения финансирования закупок вооружений и военной техники.. В рамках мер по социальной защите военнослужащих, увольняемых в связи с сокращением ВС, средства на данные нужды были выделены отдельной строкой как внутри оборонной статьи бюджета, так и вне ее (на общую сумму в 5,2 трлн.руб.). При рассмотрении бюджета на 1998г. была принята поправка А.Арбатова о финансировании расходов на оборону в размере не ниже, чем 3,5% ВВП

Непосредственно в рамках направления по укреплению гражданского контроля над деятельностью ВС был подготовлен текст Заявления фракции "Яблоко" "О военной реформе", в котором содержался перечень основных неотложных мер в данной области. Фракция поддержала проведенные летом 1996 г. кадровые изменения в руководстве Минобороны и Генштаба, к которым фракция призывала в течение долгого времени. Кроме того, были поддержаны некоторые положения проекта обращения ГосДумы к высшим органам исполнительной власти, внесенного Комитетом по обороне. Вместе с тем, фракция заявила о собственной позиции в отношении приоритетов при финансировании проведения военной реформы.

22.Принятие в апреле 1995 года изменений к закону “О воинской обязанности и военной службе”, задним числом увеличивающих срок службы уже призванным военнослужащим срочной службы, было прямым нарушением Конституции. Кроме того принятие закона отрицательно сказывалось на возможности проведения реальной военной реформы, поскольку способствовало сохранению нынешней ненормальной ситуации в Вооруженных Силах.

Исходя из этого фракция “Яблоко” поддержала внесенный депутатом Лопатиным закон об отмене увеличения срока службы, для уже проходящих срочную службу военнослужащих.

Действующий

. Модель

Принят
на восьмом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 8-9
от 2 ноября 1996 года)

О борьбе с организованной преступностью

О борьбе с организованной преступностью

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Закона

Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, юридических лиц, безопасности общества и государства от организованной преступности путем использования правовых мер, в том числе специальных, по предупреждению создания и функционирования организованных преступных формирований, их выявлению, прекращению их преступной деятельности, наказанию организаторов, руководителей и иных участников таких формирований, воспрепятствованию легализации и приумножению преступных доходов, а также по восстановлению нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Орган по борьбе с организованной преступностью - создаваемые высшими органами государственной власти специализированный орган по борьбе с организованной преступностью или (и) специализированные подразделения МВД, государственного органа безопасности, государственного органа налоговой полиции, прокуратуры и других государственных органов, уполномоченный (уполномоченные) на применение предусмотренных законодательством мер по борьбе с организованной преступностью.

2. Организованная преступность - создание и функционирование организованных преступных формирований и их преступная деятельность.

3. Преступная деятельность - система деяний с заранее обдуманным умыслом по приготовлению, покушению, совершению одного или более преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса, а также по легализации и приумножению преступных доходов.

4. Преступное формирование - организованная группа, банда, преступная организация, преступное сообщество, незаконное вооруженное формирование, а также организации, используемые организованной преступностью в качестве прикрытия для ведения преступной деятельности или осуществляющие вспомогательные функции.

5. Организованная группа - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

6. Банда - вооруженная организованная группа.

7. Преступная организация - объединение лиц, либо организованных групп, либо банд для совместной преступной деятельности с распределением между участниками функций по:

а) созданию преступной организации либо руководству ею;

б) непосредственному совершению преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса;

в) иным формам обеспечения создания и функционирования преступной организации.

8. Преступное сообщество - объединение организаторов, или руководителей, или других участников преступных организаций, или организованных групп, или банд, или иных лиц для совместной разработки либо реализации мер по координации, поддержанию, развитию преступной деятельности соответствующих формирований или лиц либо мер по созданию благоприятных условий для преступной деятельности занимающихся ею лиц, преступных формирований, а также по организации совершения тяжких преступлений в указанных целях.

9. Доходы, полученные преступным путем, - финансовые средства в национальной и иностранной валюте, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, объекты интеллектуальной собственности, иные объекты гражданских прав, полученные в результате совершения преступления, установленного обвинительным приговором суда.

10. Указанные в статьях 6-15 настоящего Закона деяния, совершенные по неосторожности, признаются преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено настоящим Законом.

Статья 3. Сфера и порядок действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон предусматривает специальные меры по борьбе с устойчивыми, представляющими повышенную общественную опасность, носящими, как правило, межрегиональный и межгосударственный характер преступными формированиями, а также с легализацией и приумножением доходов, полученных преступным путем, дополняя и конкретизируя с учетом особенностей организованной преступности общие принципы и положения уголовного, оперативно-разыскного и иного законодательства.

2. Настоящий Закон не применяется в отношении общественных объединений, которые зарегистрированы в установленном законом порядке, преступная деятельность членов которых не вытекала из целей и задач указанных объединений.

3. Настоящий Закон является актом прямого действия на всей территории государства, а за пределами его территории действует на основании международных договоров государства в отношении его граждан и юридических лиц.

Статья 4. Гарантии законности при применении настоящего Закона

1. При применении настоящего Закона наряду с установленными законодательством гарантиями законности в сфере борьбы с организованной преступностью вводятся дополнительные гарантии.

2. Правом применения мер, предусмотренных настоящим Законом, наделяются только орган (органы) по борьбе с организованной преступностью в соответствии с законодательством.

3. Судопроизводство по делам об организованной преступности определяется общими правилами уголовно-процессуального законодательства.

4. Оперативно-разыскная деятельность по материалам и делам о преступных формированиях основывается на принципах законности, уважения прав и свобод личности, сочетания гласных и негласных начал и осуществляются в соответствии с законодательством, определяющим оперативно-разыскную деятельность, и настоящим Законом органом по борьбе с организованной преступностью.

5. Не является преступлением вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа по борьбе с организованной преступностью, а также лицом, оказывающим содействие в борьбе с организованной преступностью на конфиденциальной основе, правомерно выполняющим свои служебные обязанности или общественный долг, совершенное при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Умышленное лишение жизни человека или причинение ему тяжких телесных повреждений не является преступлением только в случаях, когда эти деяния были совершены в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

Правомерным признается выполнение уполномоченным на то лицом предусмотренных законами служебных обязанностей или общественного долга в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением правил, их регламентирующих, если при этом был предотвращен более значительный вред, угрожавший интересам личности и правам данного лица или иных граждан, а также общества и государства, и если при данных обстоятельствах служебные обязанности или общественный долг не могли быть осуществлены иным образом.

Глава II. Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью

Статья 5. Освобождение от уголовной ответственности или наказания в связи с деятельным раскаянием лица

Лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, не повлекшее тяжких последствий, может быть освобождено от уголовной ответственности или наказания, если оно добровольно заявило органам власти о совершенном деянии, активно способствовало его раскрытию, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило причиненный вред.

Статья 6. Сопротивление сотруднику милиции, лицу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность, военнослужащему или лицу, выполняющему общественный долг по борьбе с преступностью

Оказание сопротивления сотруднику милиции, лицу, осуществляющему оперативно-разыскную деятельность, военнослужащему или лицу, выполняющему свой общественный долг по борьбе с преступностью, при исполнении этими лицами своего служебного или общественного долга по борьбе с преступностью - наказывается...

Статья 7. Посягательство на жизнь сотрудника милиции, лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, военнослужащего или лица, выполняющего общественный долг по борьбе с преступностью

Статья 7. Посягательство на жизнь сотрудника милиции, лица,
осуществляющего оперативно-разыскную деятельность,
военнослужащего или лица, выполняющего общественный долг
по борьбе с преступностью

Посягательство на жизнь сотрудника милиции, лица, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, военнослужащего или лица, выполняющему свой общественный долг по борьбе с преступностью, в связи с выполнением этими лицами своего служебного или общественного долга по борьбе с преступностью - наказывается...

Статья 8. Воспрепятствование служебной деятельности прокурора, следователя, лица, производящего дознание или осуществляющего оперативно-разыскную деятельность

Воспрепятствование служебной деятельности прокурора, следователя, лица, производящего дознание или осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, либо требование принятия ими неправомерного решения наказывается...

Статья 9. Незаконное проведение оперативно-разыскных мероприятий

Проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан, не уполномоченными на то законом лицами либо при отсутствии законных оснований для их проведения наказывается...

То же деяние, если оно совершено повторно, или по предварительному сговору группой лиц, либо с использованием технических средств, предназначенных для негласного получения информации, или с использованием служебного положения, а равно повлекшее существенный вред интересам гражданам, общественных объединений, политических партий, религиозных или государственных организаций - наказывается...

Статья 10. Фальсификация доказательств

Фальсификация доказательств, т.е. искажение, подделка доказательств по делам об организованной преступности, совершенная лицом, представляющим доказательства органу дознания, следователю, прокурору или суду, наказывается...

Те же действия, совершенные лицом, производящим дознание, следователем, прокурором, судьей, народным или присяжным заседателем, другими лицами, участвующими в отправлении правосудия, наказываются...

Статья 11. Создание преступной организации либо руководство ею или ее деятельностью

Создание преступной организации или банды либо руководство ими или входящими в них структурными подразделениями, а равно руководство их деятельностью наказывается...

Те же действия, совершенные лицом, наказываются...

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, связанные с:









- использованием зарубежных преступных связей, наказываются...

Примечание. В статьях 11-15 под должностным лицом понимается лицо, постоянно или временно осуществляющее функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно на предприятиях, учреждениях или организациях независимо от форм собственности должности, связанные с использованием организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или исполняющее такие обязанности по специальным полномочиям.

Статья 12. Участие в преступной организации либо в ее деятельности

Участие в организованной группе, или банде, или преступной организации, или преступном сообществе либо в их деятельности, наказывается...

Те же действия, совершенные должностным лицом, наказываются...

Участие в организованной группе или банде, или преступной организации, или преступном сообществе либо в их деятельности, соединенное с:

- использованием полномочий государственных органов, предприятий, учреждений, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений, должностных лиц;

- вовлечением в преступную деятельность какого-либо лица путем применения насилия либо угрозы применения насилия как в отношении этого лица, так и в отношении его близких, или путем уничтожения имущества, или вовлечением в преступную деятельность несовершеннолетнего, либо лица, заведомо для виновного страдающего болезненным психическим расстройством, либо лица, оказавшегося в тяжелом материальном положении;

- применением, изготовлением, хранением, ношением, перевозкой, приобретением, сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных предметов, веществ, специально приспособленных для поражения людей;

- монополизацией экономической деятельности;

- использованием зарубежных преступных связей, наказывается...

Статья 13. Организация преступного сообщества или руководство им

Организация преступного сообщества или руководство им наказывается...

Те же действия, совершенные должностным лицом, либо связанные с использованием полномочий государственных органов местного самоуправления, общественных объединений, либо связанные с насилием или уничтожением имущества, либо с созданием или использованием структур частных детективных или охранных служб или незаконных вооруженных формирований, либо монополизацией экономической деятельности, а также с использованием зарубежных преступных связей, наказываются...

Статья 14. Участие в преступном сообществе

Участие в преступном сообществе либо в совместной разработке, реализации мер по координации, поддержанию и развитию преступной деятельности, или поддержанию и развитию преступных традиций, или созданию благоприятных условий для преступной деятельности либо для занимающихся ею лиц, организованных групп, банд, преступных организаций наказывается...

Те же действия, совершенные должностным лицом, либо связанные с использованием полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, либо связанные с насилием или уничтожением имущества, либо с созданием или использованием структур частных детективных или охранных служб или незаконных вооруженных формирований, либо монополизацией экономической деятельности, а также с использованием зарубежных преступных связей, наказываются...

Статья 15. Легализация доходов, полученных незаконным путем

Сокрытие или искажение незаконных источников и природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности денежных средств или иного имущества либо прав на имущество, заведомо полученных преступным путем, а равно использование таких денежных средств или иного имущества для занятия предпринимательской или иной экономической деятельностью, наказывается...

Те же действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или с использованием служебного положения либо профессиональной деятельности, наказывается...

Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные в крупных размерах, или организованной группой, или связанные с образованием и использованием юридического лица, наказываются...

Примечания: 1. Лицо, участвовавшее в легализации преступных доходов, освобождается от ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и добровольно выдало преступные доходы и если в действиях этого лица не содержится состава иного преступления.

2. Доходом в крупном размере, предусмотренном настоящей статьей, признается денежная сумма или стоимость имущества, в 500 раз превышающие минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством.

Глава III. Полномочия органа по борьбе с организованной преступностью

Статья 16. Орган по борьбе с организованной преступностью

Орган по борьбе с организованной преступностью создается высшими органами государственной власти и им подотчетен, представляет собой систему строго централизованных органов с подчинением нижестоящих подразделений вышестоящим, руководствуется в своей деятельности конституцией государства и законодательством.

Статья 17. Функции органа по борьбе с организованной преступностью

Орган по борьбе с организованной преступностью осуществляет оперативно-разыскную деятельность и является органом дознания, принимает предусмотренные законодательством меры по предупреждению создания организованных преступных формирований, по их выявлению их организаторов, руководителей и других участников, а также по предупреждению, пресечению и раскрытию их деятельности.

Предварительное следствие по делам об организованной преступности производят следователи органа по борьбе с организованной преступностью.

Статья 18. Право органа по борьбе с организованной преступностью, на получение информации

Статья 18. Право органа по борьбе с организованной преступностью
на получение информации

Подразделения органа по борьбе с организованной преступностью имеют право получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) информацию в отношении конкретных лиц, предприятий или учреждений, необходимую им для решения задач по борьбе с организованной преступностью.

Банковская и коммерческая тайна не является препятствием для получения органом по борьбе с организованной преступностью сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению тяжких преступлений организованными преступными формированиями.

Основанием для предоставления банковскими и коммерческими структурами документов о финансово-экономической деятельности, сведений о вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению тяжких преступлений организованными преступными формированиями, является мотивированное требование (запрос) следователя, руководителя органа дознания по возбужденному уголовному делу или руководителя органа по борьбе с организованной преступностью по материалам проверки, осуществляемой этим органом.

Статья 19. Право органа по борьбе с организованной преступностью на осмотр зданий и транспортных средств

Уполномоченные представители органа по борьбе с организованной преступностью при наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем органа по борьбе с организованной преступностью, имеют право: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций; получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; а также досматривать транспортные средства, их водителей и пассажиров.

Статья 20. Полномочия органа по борьбе с организованной преступностью в отношении юридических лиц

При получении данных о создании либо функционировании юридического лица на средства от преступной деятельности руководитель органа по борьбе с организованной преступностью обращается в суд в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Статья 21. Координация деятельности и взаимодействие в борьбе с организованной преступностью

Орган по борьбе с организованной преступностью осуществляет свою деятельность по борьбе с организованной преступностью в рамках определенных законом полномочий, взаимодействуя со специализированными подразделениями других правоохранительных органов и с иными государственными органами, общественными объединениями, средствами массовой информации и населением.

Государственные органы, общественные объединения и их должностные лица, а также граждане обязаны оказывать содействие государственным органам в борьбе с организованной преступностью при решении возложенных на них задач.

Статья 22. Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью

Сотрудничество в борьбе с организованной преступностью с соответствующими органами других государств по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия организованной преступности осуществляется в соответствии с законодательством государства на основании международных договоров или принципа взаимности.

Координация общих вопросов международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью осуществляется через Министерство иностранных дел.

Глава IV. Оперативно-разыскные меры борьбы с организованной преступностью

Статья 23. Оперативно-разыскные действия и мероприятия

Орган по борьбе с организованной преступностью осуществляют следующие оперативно-разыскные действия и мероприятия:

1) опрос граждан и должностных лиц;

2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка;

5) исследование предметов и документов;

6) наблюдение;

7) отождествление личности;

8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10) прослушивание телефонных и иных переговоров;

11) снятие информации с технических каналов связи;

12) оперативное проникновение в преступные формирования;

13) контролируемую поставку;

14) оперативный эксперимент.

Орган по борьбе с организованной преступностью имеют право создавать в установленном законодательством порядке предприятия, организации и учреждения, необходимые для решения задач по борьбе с организованной преступностью.

В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Должностные лица органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-разыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то законодательством физическими и юридическими лицами.

Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз на территорию государства и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-разыскной деятельности физическими и юридическими лицами может осуществляться лишь в специально указанном законом порядке.

Статья 24. Оперативное проникновение в преступные формирования

Орган по борьбе с организованной преступностью при наличии данных о готовящихся или совершаемых незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, легализации преступно нажитых доходов, актов терроризма, незаконного оборота оружия, незаконного вывоза (ввоза) на территорию государства особо ценных предметов художественного, исторического и археологического достояния, других товаров, предметов, веществ и продукции, иных тяжких или особо тяжких преступлений в целях пресечения таких действий, выявления лиц, их готовящих или совершающих, имеют право осуществлять оперативное проникновение в преступные формирования оперативных сотрудников или лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Решение об оперативном проникновении в каждом конкретном случае принимается руководителем органа по борьбе с организованной преступностью. Внедрение осуществляется с санкции генерального прокурора.

Лицо, осуществившее оперативное проникновение в преступное формирование, подлежит уголовной ответственности за совершение им общественно опасного действия, содержащего признаки деяния, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса, кроме лишения жизни человека и причинения тяжких телесных повреждений, лишь в случае, если их совершение не обусловлено выполнением задач оперативно-разыскной деятельности.

Статья 25. Контролируемая поставка

Орган по борьбе с организованной преступностью при наличии данных о готовящихся или совершаемых незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, легализации преступно нажитых доходов, актов терроризма, незаконном обороте оружия, незаконном вывозе (ввозе) на территорию государства особо ценных предметов художественного, исторического и археологического достояния, других товаров, предметов, веществ и продукции, иных тяжких или особо тяжких преступлений в целях пресечения таких действий, выявления лиц, их готовящих или совершающих, имеет право применять метод контролируемой поставки, т.е. допускать под своим контролем перемещение предметов, товаров, веществ и ценностей.

Решение о применении метода контролируемой поставки в каждом конкретном случае принимается уполномоченными на то должностными лицами органа по борьбе с организованной преступностью, с должным учетом риска для общественной безопасности и, при необходимости, наличия взаимоприемлемых договоренностей, включая соглашения и финансовые договоренности с компетентными органами других государств.

Незаконные партии предметов и веществ, контролируемые поставки которых осуществляются, могут быть перехвачены и использованы для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием либо полной или частичной их заменой с соблюдением уголовно-процессуального законодательства.

При принятии решения об использовании метода контролируемой поставки уголовное дело не возбуждается, а о принятом решении немедленно уведомляется прокуратура в установленном порядке.

Лицо, осуществляющее перемещение предметов, товаров, веществ и ценностей под контролем органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.

Статья 26. Оперативный эксперимент

Орган по борьбе с организованной преступностью при наличии данных о готовящихся или совершаемых незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, а равно легализации преступно нажитых доходов, актов терроризма, незаконном обороте оружия, незаконном вывозе (ввозе) на территорию государства особо ценных предметов художественного, исторического и археологического достояния, других товаров, предметов, веществ и продукции, иных тяжких или особо тяжких преступлений в целях пресечения таких действий, выявления лиц, их готовящих или совершающих, а также проверки и оценки собранных данных о возможности совершения определенных противоправных действий или получения новых данных о противоправной деятельности вправе произвести оперативный эксперимент путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств противоправного события и совершения необходимых опытных действий.

Решение о проведении оперативного эксперимента в каждом конкретном случае принимается руководителем органа по борьбе с организованной преступностью. Эксперимент осуществляется с санкции прокурора.

Статья 27. Основания для поведения оперативно-разыскных действий и мероприятий

Основаниями для проведения органом по борьбе с организованной преступностью оперативно-разыскных действий и мероприятий являются одно из следующих обстоятельств:

1) наличие возбужденного уголовного дела в отношении лиц или фактов, имеющих отношение к организованной преступности;

2) ставшие известными органу по борьбе с организованной преступностью сведения о:

- признаках создания или функционирования преступного формирования, а также подготавливаемого, совершаемого или совершенного им или его представителями противоправного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- лицах, имеющих отношение к организованной преступности и скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам об организованной преступности, находящимся в их производстве.

4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;

5) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Статья 28. Условия проведения оперативно-разыскных действий и мероприятий

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-разыскных мероприятий.

Проведение оперативно-разыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных специально охраняемых законом сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного (прокурорского) решения с соблюдением других установленных законодательством процедур и при наличии предусмотренных настоящим Законом оснований.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное проникновение должностных лиц органов по борьбе с организованной преступностью, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании санкционированного прокурором постановления с соблюдением определенных законодательством процедур.

Статья 29. Правомерность действий лиц, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностными лицами органа по борьбе с организованной преступностью, либо лицами, оказывающими им содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга.

Статья 30. Основания и порядок судебного (прокурорского) рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных специально охраняемых законом сообщений, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-разыскных мероприятий осуществляется судом (прокурором) по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа по борьбе с организованной преступностью, ходатайствующего об их проведении, либо вышестоящим судом (прокурором).

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению преступными формированиями преступления с тяжкими последствиями, на основании мотивированного постановления руководителя органа по борьбе с организованной преступностью допускается проведение оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, с обязательным уведомлением судьи (прокурора) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-разыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное (прокурорское) решение о проведении такого оперативно-разыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

В случае возникновения со стороны преступных формирований угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем подразделения органа по борьбе с организованной преступностью, с обязательным уведомлением соответствующего судьи (прокурора) в течение 48 часов.

По требованию судьи (прокурора) ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-разыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, осуществивших оперативное проникновение в преступные формирования, о негласных сотрудниках органа по борьбе с организованной преступностью и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья (прокурор) разрешает проведение соответствующего оперативно-разыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-разыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия вынесенного судьей (прокурором) постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья (прокурор) выносит решение на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья (прокурор) отказал в проведении оперативно-разыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган по борьбе с организованной преступностью вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд (к вышестоящему прокурору).

Руководители судебных органов (органов прокуратуры) создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье (прокурору) оперативно-служебных документах.

Статья 31. Использование результатов оперативно-разыскной деятельности

Результаты оперативно-разыскной деятельности не являются основанием для ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Результаты оперативно-разыскной деятельности, осуществляемой органом по борьбе с организованной преступностью, в совокупности с другими данными могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности преступных формирований, выявлению и установлению лиц, создающих преступные формирования, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, а также для розыска лиц, имеющих отношение к организованной преступности и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания.

Результаты оперативно-разыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Представление результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя подразделения органа по борьбе с организованной преступностью.

В случае использования результатов оперативно-разыскной деятельности в качестве доказательств по уголовным делам об организованной преступности допросу в качестве свидетеля об их подлинности, происхождении и об обстоятельствах их получения подлежат должностные лица органа по борьбе с организованной преступностью, их получившие.

Статья 32. Защита сведений в сфере борьбы с организованной преступностью

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-разыскных действий и мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности, о лицах, осуществивших проникновение в преступные формирования, о негласных сотрудниках органа по борьбе с организованной преступностью и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий составляют государственную тайну и могут быть рассекречены только с соблюдением установленных для этого оснований и процедур.

Предание гласности сведений о должностных лицах органа по борьбе с организованной преступностью и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, осуществивших проникновение в преступные формирования, допускается лишь с их согласия в письменной форме в случаях и соблюдением оснований и процедур, предусмотренных законодательством.

Решение судьи (прокурора) на право проведения оперативно-разыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органе по борьбе с организованной преступностью, осуществляющем соответствующее оперативно-разыскное действие или мероприятие.

Оперативно-служебные документы органа по борьбе с организованной преступностью, отражающие результаты оперативно-разыскной деятельности, могут быть представлены органу дознания, следователю, судье, другим органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, только в порядке и случаях, установленных законодательством.

Глава V. Контроль и надзор за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью

Статья 33. Государственный контроль за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью

Контроль за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью осуществляют высшие органы государственной власти в пределах полномочий, определяемых конституцией и законами.

Статья 34. Судебный и прокурорский надзор за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью

В целях предупреждения, своевременного выявления и устранения нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, общественных и государственных интересов осуществляются контроль судов и прокурорский надзор за точным и неуклонным исполнением законодательства о борьбе с организованной преступностью.

По запросу уполномоченного судьи (прокурора) в связи с поступившими материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-разыскных действий и мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-разыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководитель органа по борьбе с организованной преступностью представляет оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения этих мероприятий, с соблюдением определенных законодательством условий.

Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-разыскной деятельности в предмет судебного (прокурорского) надзора не входят.

Статья 35. Ведомственный контроль

Руководитель органа по борьбе с организованной преступностью несет персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении предусмотренных настоящим Законом специальных мер и оперативно-разыскных мероприятий.

Текст документа сверен по:
"Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ",
N 12, 1997 год