Спортивное право в рф. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте Проблемы спортивного правосудия

Системность называется в числе основных признаков права, характеризующих его сущность. Принято считать, что право представляет собой систему (от гр. «целое, составленное из частей», «соединение»), то есть совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, которая отличается определенной целостностью, единством.

Систему права традиционно определяют как объективно обусловленное объединение норм права в группы (институты, отрасли), связанные между собой, или же, наоборот, как естественным образом сложившееся разделение права на части. Объективность системы права связана с характером общественных отношений, регулируемых правом, отношений, которые составляют весьма широкую и неоднородную сферу.

Нельзя отбрасывать и субъективный характер системы права, определяющийся взглядами правоведов, исследующих и классифицирующих соответствующие нормы. По сути, от субъективного взгляда ученых зависят местоположение границ, отделяющих элементы системы права друг от друга. Именно поэтому существующие представления о количестве и номенклатуре отраслей российского права - не более чем определенные традиции, сложившиеся в отечественной правовой науке и являющиеся предметом непрекращающихся научных дискуссий и ревизий.

Вместе с тем вопрос определения в системе права сущности и места того или иного массива норм имеет существенное значение не только для научной, но и для практической юриспруденции, поскольку позволяет обозначить взаимосвязи в нормативном материале, которые необходимо учитывать как в правотворчестве, так и в применении права к реальным ситуациям и отношениям.

Приступая к такому определению, следует в первую очередь определиться с подходом к характеристике права в целом. Ни в коем случае не отрицая всего многообразия существующих в науке взглядов, оправданным видится нахождение в рамках, пожалуй, весьма типичного для современной российской юриспруденции подхода, рассматривающего право как систему юридических норм и акцентирующего внимание на таких их существенных признаках, как системность, государственноволевой и властно-регулятивный характер, единство естественного и позитивного в праве, осознанность, нормативность, формальная определенность, взаимообусловленность формы и содержания права. Такой подход можно охарактеризовать как современный нормативный подход 1 .

Для нас важно, обязательно связывая позитивное (сущее) право с нормоустановительной и обеспечительной деятельностью государства, отделить право от других соционормативных систем: корпоративных норм, обычаев, морали - также регулирующих отношения в сфере спорта. По формальным признакам иные социальные нормы похожи на юридические: они могут быть текстуально закреплены в соответствующих документах, приниматься по определенной процедуре, систематизироваться. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государством, в том числе силой государственного принуждения. Поэтому такому свойству позитивного права, как государственная обеспеченность, принадлежит первостепенное значение .

Представления о структурном составе системы права формировались в отечественной юриспруденции в течение десятилетий. Принято считать, что основным элементом данной структуры является отрасль права - совокупность юридических норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом качественно однородную область общественных отношений.

Традиционно критериями отнесения норм права к отраслям являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - общественные отношения, регулируемые правом, а также объективно требующие правового регулирования. Поскольку право по своей основной сущностной характеристике является регулятором отношений в обществе, предмет правового регулирования - ключевой критерий дифференциации юридических норм по отраслям.

Метод правового регулирования - совокупность способов правового воздействия на определенную область общественных отношений - то есть на предмет регулирования.

Критерий метода правового регулирования был назван отечественными учеными-юристами в числе основных, используемых для дифференциации юридических норм по отраслям права, в середине XX в. Однако до сих дискуссионным является наличие особых отраслевых методов у многих отраслей права, само существование которых при этом никем под сомнение не ставится.

Собственно говоря, общеизвестными являются два метода правового регулирования - императивный и диспозитивный. Императивный метод (от лат. imperare - властвовать, управлять) определяет для субъектов правового отношения единственный правомерный вариант поведения. Этот метод характерен для публичных правоотношений, субъекты которых находятся в вертикальном подчинении, когда воля одного субъекта обязательна для другого субъекта. Основными способами правового регулирования в данном случае являются обязывание и запрещение. Диспозитивный метод (от лат. disposite - в порядке) предоставляет субъектам возможность самостоятельного выбора из представленных вариантов поведения либо из любых возможных незапрещенных вариантов поведения. Этот метод характерен для частных правоотношений, строящихся на основе автономии воли субъектов, формально (с точки зрения права) равных между собой. Основным способом правового регулирования в рамках диспозитивного метода является дозволение. Для спортивного права характерны оба указанных метода.

Отрасли, содержащие нормы права, распространяющие свое действие на всех субъектов права, именуются базовыми, или профилирующими. Такие отрасли составляют основу системы права, без них невозможно ее существование и функционирование. К числу базовых отраслей российского права, как правило, относят конституционное, гражданское, уголовное, административное, а также процессуальное право. В свою очередь, отрасли права, нормы которых действуют в конкретных сферах общественной жизни и применительно к специфическим субъектам именуются специальными. В отечественной системе это трудовое, семейное, уголовно-исполнительное, финансовое и земельное право.

Наряду с приведенными называемыми основными отраслями юристы выделяют отрасли комплексные - группировки правовых норм, регулирующих отношения в каких-либо определенных сферах деятельности и относящихся к разным отраслям права. В числе комплексных отраслей называют предпринимательское (хозяйственное) право, транспортное, жилищное, сельскохозяйственное, медицинское и военное право.

Фактически выделение границ комплексных отраслей осуществляется «вторым слоем» поверх предметной дифференциации правовой сферы основных отраслей. При этом выделение базовых отраслей права имеет большую научную и практическую ценность. Во-первых, это позволяет создавать комплексные учебные курсы, позволяющие преподавать основы правового регулирования в той или иной практической сфере человеческой деятельности. Во-вторых, объединение норм права, принадлежащих к различным основным отраслям права, не осуществляется произвольно: для данных комплексов характерно единство предмета, а также принципов правового регулирования.

Исходя из приведенных выше теоретических представлений в юридической литературе высказывались различные точки зрения на феноменологию спортивного права. В частности оно описывается как отрасль права, самостоятельная или комплексная, как правовой институт 1 . Ранее отдельными исследователями самостоятельность спортивного права отрицалась .

Несостоятельность рассмотрения спортивного права в качестве правового института становится очевидна, если обратить внимание на многообразие в институциональных образований, как частноправового, так и публично-правового характера, которые в силу своей уникальности даже при большом желании не могут рассмотриваться в качестве субинститутов в составе одного общего института. Состав таких институтов двойствен: с одной стороны, здесь можно выделить уникальные, не свойственные другим частям права и законодательства институты, с другой - иные правовые институты, известные в системе права и системе законодательства, представлены в спортивном праве со значительной спецификой, обусловленной своеобразием спортивной деятельности. В числе первой группы институтов можно назвать институты борьбы с допингом, драфта, институты видов спорта, Единой всероссийской спортивной классификации, сборных команд, в числе второй - институты гражданства, разрешения споров, юридической ответственности, трудового договора, перехода работников от одного работодателя к другому, аттестации работников, договора присоединения, спонсорства, страхования, агентирования, лицензирования, государственного контроля, признания и др.

Указанный довод также может быть использован и в доказательство невозможности включения спортивного права в состав какого-либо другого образования в системе права и законодательства: детально рассмотрев всю широту и многообразие отношений, составляющих предмет спортивного права, можно легко убедиться в невозможности их отнесения к предмету, в частности, административного, гражданского, трудового или какой-либо иной из общепризнанных отраслей права.

Представляется, что наиболее подходящей в данном случае будет теоретическая категория комплексной отрасли права . Нормы такой отрасли имеют единый предмет правового регулирования и общность правовых принципов.

Доказательством в пользу данного подхода является наличие сразу всех необходимых признаков, позволяющих говорить о сложившемся комплексном отраслевом характере спортивного права:

  • наличие единого предмета правового регулирования - специфичных отношений в сфере спорта;
  • наличие базового документа - Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», осуществляющего системообразующую функцию в рамках рассматриваемой отрасли;
  • наличие единых принципов правового регулирования отрасли;
  • наличие значительного числа согласующихся между собой источников спортивного права различного уровня и их непрерывное развитие;
  • наличие специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, - Министерства спорта России;
  • активно складывающиеся институты спортивного права, не характерные для других структурных частей систем права и законодательства;
  • современная государственная политика и регулирование в области физической культуры и спорта, предполагающие приведение всего массива соответствующих нормативных правовых актов в стройную систему с учетом понимания спортивного права как комплексной отрасли законодательства.

Исходя из указанных выше признаков рядом исследователей спортивное право рассматривается также в качестве комплексной отрасли законодательства 1 - обособленной группы нормативных правовых актов, содержащих нормы нескольких отраслей права, при этом объединенных предметным единством, а также едиными принципами, в основе которых лежит базовый законодательный акт .

Одновременно, помимо норм, содержащихся в актах законодательства, связь которых с государством очевидна, к спортивному праву нередко относят также корпоративные нормы и акты, а также ряд международно-правовых норм. Поэтому спортивное право может быть рассмотрено в разных ипостасях, и встает вопрос о границах этой сферы.

Во-первых, стоит сказать о границах содержательных объемов, которые возможно вложить в понятие спортивное право. В наиболее широком смысле спортивное право может быть рассмотрено как составная часть правовой системы - целостный комплекс правовых явлений, связанных со спортом, - без ограничения правовой системой национального уровня, поскольку в силу международного характера многих спортивных отношений их регламентация осуществляется также на межнациональном (наднациональном) уровне. В таком случае спортивное право включает как соответствующий нормативный массив и систему источников, так и другие элементы, соответствующие прочим элементам правовой системы: спортивную правовую культуру, включающую спортивное правосознание и спортивно-правовую идеологию, институты, осуществляющие деятельность в сфере спортивного права, практику спортивного права и т. д.

Вместе с тем, руководствуясь традиционным для российской правовой науки нормативным подходом, в большинстве случаев спортивное право представляют как систему правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере спорта , то есть как часть системы права.

Во-вторых, определенные границы возможны внутри самого спортивного права. В частности, можно вести речь о классификации общественных отношений собственно спортивной природы и тех, которые сопутствуют спорту. Представляется, что подобная позиция имеет право на существование, как, например, имеет право на существование позиция, разграничивающая трудовые и другие тесно связанные с ними отношения 1 , образовательные отношения и сопутствующие им . При этом в данной связи не следует забывать, что мы ведем речь о разграничении и классификации внутри спортивного права, и как собственно спортивные, так и сопутствующие отношения входят в его предмет.

Особенностью сферы спорта является дифференциация на виды. Поэтому отдельной проработки требует вопрос о возможности специального правового регулирования отдельных видов спорта. В частности неоднократно высказывалось мнение о необходимости отдельного законодательного регулирования футбола.

Можно очертить и внешние границы спортивного права, отделяющие его от иных нормативных правовых регуляторов в рассматриваемой сфере. К настоящему времени сфера спорта регулируется как широко возрастающим количеством государственных нормативных правовых актов: законов и подзаконных нормативных правовых актов органов государственной власти и муниципальных правовых актов, - так и правовых актов делегированного государством локального правотворчества, а также актов неправового корпоративного нормотворчества. В связи с этим необходимо придерживаться строгого терминологического различия между понятиями локальные акты (нормативные правовые) и корпоративные акты.

Характерно, что в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» правила видов спорта, разрабатываемые международными спортивными федерациями, требуют подтверждения на национальном уровне. Схожий порядок недавно был установлен и в отношении международных и национальных антидопинговых правил. Представляется, что указанный механизм лишний раз свидетельствует о необходимости придания корпоративным нормам отсутствующего у них правового характера путем их утверждения в виде нормативных правовых актов.

В настоящее время активно развивается понятие так называемого мягкого спортивного права - по сути тех же корпоративных актов - и подходы к его определению . Указанная группа нормативных актов занимает своего рода пограничное положение, когда перед нами стоит задача «демаркации» спортивного права. Вместе с тем, затронув еще раз фундаментальную проблему правопонимания, необходимо указать, что отношения в сфере спорта регулируются широким спектром социальных норм, однако под спортивным правом следует понимать только ту их часть, которая, даже в условиях определенной автономии спорта, создается или санкционируется и обеспечивается государством.

Внешние границы спортивного права связаны, кроме того, с моментом предметного разграничения спортивного права и иных образований в системе права. С учетом комплексную природу описываемого явления, речь, конечно, не идет о соотношении спортивного права с базовыми отраслями права. Однако в некоторых случаях может иметь место проблема демаркации спортивного права и иных комплексных образований - например, предпринимательского права 1 . Отдельной проблемой можно обозначить разграничение отношений в сфере спорта, в частности спортивной подготовки и образовательных отношений, регулирующихся образовательным правом . В научной литературе также отмечается тесная связь спортивного права с законодательством о здравоохранении, о социальной защите населения, о местном самоуправлении и др. При этом примыкание к спортивному праву институтов административного, трудового, гражданского и иных отраслей права не меняет их отраслевой принадлежности .

Наконец, внешне спортивное право как явление национального права необходимо разграничивать с его проявлениями наднационального и международного характера.

С. В. Алексеев вводит понятие международного спортивного права, которое предлагает рассматривать как систему специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения, складывающиеся в международной спортивной сфере. При этом международное спортивное право, по его мнению, объединяет нормы международного права и национального законодательства .

Учитывая дискуссионность самого понятия международного права и вопроса его структуры, а также то, что данная проблематика лежит за пределами объекта и предмета нашего исследования, тем не менее, следует помнить о:

  • несовпадении субъектного состава международного права 1 и состава участников отношений, складывающихся в международной спортивной сфере: большинство участников таких отношений - спортсмены и их коллективы, национальные спортивные федерации и другие - в традиционном понимании не являются субъектами международного публичного права;
  • применимости к правовым конфликтам в сфере спорта «с иностранным элементом» прежде всего не норм международного публичного права, а - в соответствии с правилами международного частного права - норм национального правопорядка либо норм международных спортивных организаций, санкционированных национальными правопорядками, на которых эти международные спортивные организации основывают свою деятельность .

Таким образом, мы рассматриваем спортивное право как комплексную отрасль внутригосударственного, российского права, при этом осознавая, что оно является частью сложного и многоуровневого феномена, именуемого спортивным правом.

А. В. Мицкевич применительно к системам права и законодательства утверждал, что обособить возможно лишь то, что обособленно в реальности, в общественных и правовых отношениях . Особенности различных отраслей правового регулирования выражаются в структуре правоотношений, соотношении прав и обязанностей, составе участников и их правовой характеристике, средствах воздействия на поведение участников - отмечала Р. О. Халфина . Таким образом, сама возможность вести речь о спортивном праве как о явлении объективной действительности, давать ему какие-либо характеристики немыслима без обоснования наличия обособленного предмета - тех реальных специфичных общественных отношений, регулируемых спортивным правом.

Первичную характеристику спорта и физической культуры, казалось бы, можно было получить на основе их легальных определений. Так, п. 12 и 26 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ» содержат следующие дефиниции:

«Спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;

Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития».

Однако на практике соотнесение указанных определений весьма неоднозначно и становится острой проблемой. Так, А. А. Исаевым было подсчитано, что в различных источниках содержится более 200 различных понятий спорта".

Вместе с тем, поскольку в приведенных выше легальных дефинициях спорт определяется через общий термин «сфера деятельности», то есть как совокупность общественных отношений, а физическая культура - как «часть культуры», следует осознанно употреблять термин «спортивное право», а не «физкультурно-спортивное», например, понимая под предметом спортивного права общественные отношения, складывающиеся в сфере спорта по поводу участия человека в соревнованиях и подготовки к ним. Для их обозначения мы используем термин «спортивные отношения», а когда указанные отношения урегулированы правом, то также оправданно употребление терминов «спортивно-правовые отношения», или «спортивные правоотношения».

Специфика спортивных правоотношений как особой группы урегулированных правом общественных отношений заключается в их отличительных признаках, к которым относятся:

  • направленность на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека;
  • ориентированность на соревновательную (состязательную) деятельность и (или) подготовку к ней;
  • детальная регламентированность как результатов соревновательной деятельности человека, так и способов и отдельных действий по их достижению;
  • стабильность спортивных отношений и регламентирующих их норм;
  • ограниченность применения принципа эквивалентности.

Кроме того, специфика проявляется в особом субъектном составе

спортивных правоотношений.

В качестве особого вида правовых отношений спортивные правоотношения рассматриваются целым рядом отечественных исследователей. Так, А. А. Соловьев утверждает, что спортивные отношения представляют собой совершенно особый вид общественных отношений, не свойственный предмету регулирования отраслей в традиционной классификации: для их регулирования не может быть применен императивный метод, их невозможно свести к понятию услуги 1 .

Возможна, хотя иногда и затруднительна, классификация отношений в сфере спорта в соответствии с делением спорта на составные части. В таком случае можно говорить об отношениях в сферах профессионального спорта, спорта высших достижений, любительского, массового, адаптивного, детско-юношеского спорта и т. д. Здесь можно отметить, что, хотя такая дифференциация и установлена законодательно, она имеет философско-историческую природу и разрабатывается и описывается прежде всего не юристами, а исследователями самого феномена спорта .

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. Например, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. N 2445-XII «О физической культуре и спорте».

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые » отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей». При этом комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.

Таким образом, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, например жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.


Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права . Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета, их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

Использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

Обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;

Использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;

Учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

Ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

Обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

Восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры;

Обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

Целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

Учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.

Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно - спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .

Исходя из соотношения понятий «спорт » и «физическая культура » как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом », однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право ».

Одним из краеугольных камней спортивного права служат его основные принципы. Принципами права признаются основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и выражающие его сущность. В переводе с латинского «принцип» означает первооснову какого-либо явления, базовое положение.

Принципами мы именуем только объективные свойства права. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная детерминированность, зависимость от реальных жизненных условий. Так, Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».

Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых; они представляют органически присущие праву качества. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает их роль, значение, содержание и функционирование. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах или выводиться логически из их совокупности.

Можно выделить общеправовые (межотраслевые) и специальные принципы регулирования физической культуры и спорта.

Обозначим следующие общеправовые (межотраслевые) принципы .

1. Принцип законности . В его основе применительно к горизонтальным отношениям, складывающимся в сфере физической культуры и спорта, лежит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. В литературе его относят к общедозволительному типу регулирования 1 См.: Алексеев С.С. Право: опыт комплексного исследования. - М., 1999. С. 380. . Этим правилом руководствуются, в частности, физкультурно-спортивные организации, осуществляя предпринимательскую деятельность. Напротив, органы государства, воздействуя в определенных случаях на физкультурно-спортивные отношения, должны применять другой принцип - запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное регулирование). Это правило, например, имеет место в случае выдачи лицензии на использование огнестрельного оружия в определенных видах спорта.

Необходимость соблюдения принципа законности приобретает особое значение в условиях правового нигилизма, часто присутствующего в современных общественных отношениях, в том числе в физкультурно-спортивной сфере.

2. Принцип уважения прав и основных свобод человека . В соответствии с этим, на наш взгляд, приоритетным принципом государство в процессе любой деятельности, в том числе и в сфере физкультурно-спортивного движения, обязано обеспечивать права человека. Данный принцип нашел отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948), Пактах об экономических, социальных и культурных правах человека (1966), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Парижской хартии для новой Европы (1990) и др. В ст. 2 Конституции РФ говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Принцип свободной экономической деятельности . Данный принцип провозглашен в ст. 8 и 34 Конституции РФ. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, в том числе в сфере физической культуры и спорта. Свобода экономической деятельности подразумевает, в частности, право субъекта физкультурно-спортивной деятельности начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме (например, право на занятие спортивным бизнесом в области профессионального спорта).

В то же время эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, упоминавшаяся выдача лицензии на право использования огнестрельного оружия в некоторых видах спорта). Отсюда вытекает следующих общеправовой принцип.

4. Принцип государственного (экономического, финансового и т.п.) регулирования рыночных отношений . Очевидно, что рыночная экономика, в том числе сфера физической культуры и спорта, может функционировать лишь в условиях определенного государственного регулирования. Принятие новых основополагающих рыночных законов Конституции РФ и ГК РФ позволило осуществить переход от административно-командных методов управления народным хозяйством страны к экономическим, финансовым (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное регулирование) и другим косвенным рычагам регулирования деятельности организаций, в том числе физкультурно-спортивной сферы, с учетом публичных интересов государства и общества

Изучение объективного и субъективного в спортивном праве позволяет раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость комплексного характера спортивных отношений и комплексных способов правового воздействия на них со стороны государства и специализированных негосударственных руководящих спортивных организаций, заинтересованных в установлении для физической культуры и спорта институтов, принципов, источников спортивного права. Методологически важно поэтому увязать вопрос о формировании спортивного права не только с существованием предмета и методов правового регулирования, но и признанием решающей роли государства и специализированных негосударственных руководящих спортивных организаций в установлении единых для всей системы физической культуры и спорта специальных принципов. И хотя их содержание определяется сущностью спортивных отношений, сами принципы не могут формироваться и действовать вне физкультурно-спортивной политики и правотворческой деятельности государства и специализированных негосударственных руководящих спортивных организаций.

Специальные принципы спортивного права появляются после того, как сложились соответствующие спортивные отношения. Последние обусловливают содержание правовых принципов, получивших закрепление в нормах спортивного права Спортивно-правовая доктрина должна исходить таким образом из соединения анализа экономико-политической обусловленности принципов права с решительным признанием их субъективного характера.

Выделяя в качестве классификационного признака отрасли права принципы права, мы учитываем и то, что принципы, идеи и категории соответствуют тем общественным отношениям, которые отвечают уровню развития материального производства.

Принципы любой отрасли права выполняют регулятивную функцию : способствуют установлению отправных руководящих начат правового регулирования общественных отношений. Это означает, что существование регулятивных функций, присущих правовым принципам, - объективная необходимость и нормальное явление правовой формы, призванной внести упорядоченность в развитие общественных отношений.

Вывод о существовании специальных (специфических) принципов правового регулирования в соответствующей области общественных отношений является отправным положением в обосновании учения о признании принципов как факторов субъективного порядка в качестве важнейшего признака выделения спортивного права в комплексную интегрированную отрасль права.

Спортивное право объективно по своему происхождению, содержанию, закономерностям развития. Оно складывается на базе политических решений государства, а также специализированных негосударственных руководящих спортивных организаций под воздействием принципов правового регулирования спортивных отношений. Под специальными принципами спортивного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих весь комплекс отношений в сфере физкультурно-спортивной деятельности, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методам правового регулирования в спортивном праве.

Специальные (особые, специфические) принципы спортивного права исходят из общеправовых (межотраслевых) принципов, но находятся в диалектическом взаимодействии с ними.

Основные специальные принципы спортивного права вытекают из ст. 3 Федерального закона о спорте. К ним можно отнести следующие:

  1. обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
  2. единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
  3. сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
  4. установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
  5. запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
  6. обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий;
  7. соблюдение международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
  8. содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите (дети из многодетных семей, дети-сироты);
  9. взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере и соответствующих органов местного самоуправления со спортивными федерациями;
  10. непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;
  11. содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

Названные специальные принципы отражают сущность и объективные закономерности развития физкультурно-спортивных отношений. Будучи юридически закрепленными, эти принципы пронизывают собой основные правовые нормы и институты спортивного права и обеспечивают целенаправленное регулирование физкультурно-спортивного движения. «Принципы охватывают всю правовую материю - и идеи, и нормы, и отношения - и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах права синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы - как бы «сухой остаток» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей. Принципы играют роль ориентиров в формировании права. Эволюция прав идет от идей к нормам, затем через реализацию норм - к общественной практике. И вот, начиная с появления идеи, а идея очень часто формируется в виде правового принципа, принцип определяет, направляет развитие права» 2 См.: Лившиц Р.З. Теория права. - М., 1994. С. 195-196. .

Принципы спортивного права выполняют важные регулятивные функции, способствуют установлению руководящих начал правового регулирования данной группы общественных отношении. Существование регулятивных функций, присущих правовым принципам, - объективная необходимость и нормальное явление правовой формы, призванной внести упорядоченность в развитие общественных отношений. Сущность принципов в значительной степени предопределяет содержание и специфику институтов и конкретных норм спортивного права.

Принципы должны служить концентрированным выражением идеала правопорядка 3 См.: Васильев А.М. Правовые категории. - М., 1976. С. 222-224. . Ф. Энгельс, развивая свою мысль о том, что в ходе правового развития имеет место перевод экономических отношений в юридические принципы, писал, что для осуществления своей главной социальной функции - регулирования общественных отношений - «право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий». Отсюда эффективность нормы как «предпосылка и основа воздействия права на общественные отношения» во многом зависит от ее согласованности с другими нормами.

Таким образом, действенность специальных принципов спортивного права в значительной мере предопределяется их связями и корреспонденцией с общеправовыми принципами. Говоря, например, о примате общеправовых принципов по отношению к специальным принципам спортивного права, необходимо иметь в виду, что последние вытекают из первых, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Принципы спортивного права обеспечивают единство и системность его норм. Будучи рассчитаны на всю сферу физкультурно-спортивного движения или его области, а не на конкретный типичный вариант поведения участников физкультурно-спортивных отношений, эти принципы определяют цель, направление нормативного регулирования, его содержание и характер. Без учета принципов не могут быть поняты и использованы в полной мере смысл и назначение конкретных правил физкультурно-спортивной деятельности. Принципы являются следствием анализа всех источников спортивного права - как «жесткого», так и «мягкого права», о которых пойдет речь далее.

Рассмотренные принципы составляют фундамент спортивного права и играют определяющую роль в правотворческой деятельности по созданию ею норм, систематизации, дальнейшей кодификации и поступательному развитию этой области права. В совокупности принципы и нормы образуют единство и системность спортивного права как специфического нормативно-правового комплекса.

Становление и развитие принципов спортивного права представляет собой сложный и длительный процесс. Есть все основания считать, что и в будущем, по мере развития физкультурно-спортивного движения, совершенствование принципов спортивного права будет продолжаться. Сейчас важно было обобщить и систематизировать существующие принципы спортивного права. Это вклад в его прогрессивное развитие, который должен в том числе способствовать демократизации, совершенствованию и оптимизации современного спортивного движения.

В последние годы спорт стал одним из наиболее ярких феноменов человеческой деятельности. Более того, как ни один другой вид деятельности, он приобрел всеобъемлющий характер. Проведение большого количества международных спортивных соревнований, международный спортивный бизнес требуют соответствующего правового регулирования в международном масштабе.

Большое количество международных спортивных отношений регулируются различными отраслями международного права. Так, регулирования спортивных отношений с использованием международных договоров, носящих всеобщий или региональный характер, характерно для международного публичного права. Проведение спортивных соревнований с участием спортсменов различных стран, трансферты игроков из клуба одной страны в клуб другой страны являются элементами международного частного права. Вместе с тем невозможно описать всю международную спортивную деятельность без учета и корпоративных норм международных спортивных организаций и федераций. Все они носят обязательный характер для занимающихся конкретным видом спорта или участвующих в соревнованиях, в том числе и планетарного масштаба, таких как Олимпийские игры. Многие из них санкционированы международными организациями (Всемирный антидопинговый кодекс международной организации ВАДА включен в Международную конвенции о борьбе с допингом в спорте) или национальным законодательством (Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» санкционирует в качестве нормативных актов Олимпийскую хартию и документы международных спортивных федераций).

Подобное использование различных по своей правовой силе международных актов позволяет сделать вывод о том, что в сфере международных спортивных отношений сложилась система однородных международно-правовых норм, связанных общим предметом правового регулирования.

В соответствии с вышесказанным под международным спортивным правом понимается совокупность международно-правовых норм и норм международных спортивных организаций и федераций, регулирующих международные спортивные отношения.

Один из наиболее полных перечней международной спортивной деятельности представлен С.А.Алексеевым в его работе «Международное спортивное право». Среди них выделим следующие основные направления:

1) организация и деятельность международных спортивных организаций, в том числе МОК, МСФ, ВАДА и др., включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;

2) организация и проведение международных спортивных соревнований, в том числе Олимпийских игр, а также иных международных спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий;

3) международные отношения в сфере профессионального спорта, в том числе международное движение трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба в другой, а также международная деятельность спортивных агентов;

4) международная кооперация и иностранные инвестиции в сфере спорта;

5) международная коммерческая деятельность в сфере спортивной промышленности, в том числе организация совместных предприятий, производящих товары физкультурно-спортивного и туристического назначения;

6) отношения, связанные с международной охраной прав интеллектуальной собственности в сфере спортивной деятельности;

7) международные налоговые отношения в сфере спорта;

8) травматизм в международном спорте;

9) всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в международном спортивном движении;

10) международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере спортивной деятельности;

11) урегулирование международных спортивных споров;

12) другие, сопутствующие и смежные с названными сферы деятельности.

Эти отношения выделяются своей однородностью и общностью, в целом их нельзя отнести ни к одной самостоятельной международной отрасли права. Они носят комплексный характер и представляют собой предмет международного спортивного права

Предметом международного спортивного права является органический комплекс общественных отношений, возникающий в различных областях международной спортивной деятельности и иной тесно связанной с ней деятельности.

Поскольку предмет международного спортивного права носит широкий комплексный характер, то и методов правового регулирования отношений, составляющих предмет, также должно быть много.

Очевидно, что все методы носят общеправовой характер и несут в себе характерные и для национального права обвязывание, дозволение илизапрет . Вопросы использования допинга, борьбы с насилием и хулиганским поведением болельщиков во время проведения спортивных соревнований регулируются методами обвязывания и запрета. Организация спортивных соревнований используют методы обвязывания и дозволения, а международные трансферты игроков – дозволения и запрета в разных сочетаниях

С другой стороны, поскольку международное спортивное право является частью международного права, в нем используются и общие методы регулирования в международном праве, среди которых:

- метод договорного регулирования посредством международных договоров);

- метод обычно-правового регулирования посредством международных обычаев.

В рамках этих двух методов можно выделитьметоды односторонних, двусторонних и многосторонних действий государств, а также методы универсального регулирования международных отношений .

Что же касается специальных методов международного спортивного права, то к ним можно отнести методы, свойственные международному частному и международному публичному праву, но касающиеся непосредственно спорта, такие как:

Создание международных спортивных организаций и федераций;

Разграничение и передача компетенции от государств и национальных спортивных организаций и федераций международным спортивным организациям федерациям;

Процессуально-правовое регулирование разрешения международных спортивных споров посредством международного спортивного арбитража;

Учета правил международной спортивной этики - принцип «fairplay» - уважение и соблюдение правил справедливой игры, и др.

Международное спортивное право основывается на принципах, носящих как общий характер для всей системы международных отношений, так и межотраслевой или отраслевой, свойственной только международному спортивному праву характер. Среди первых мы можем выделить следующие принципы, представленные Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г.:

Принцип уважения прав и основных свобод человека;

Принцип сотрудничества между государствами;

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Среди межотраслевых принципов выделим характерные и международному публичному праву принцип равных возможностей, независимо от расы, пола, религии, политических или иных убеждений, заниматься спортом как фактор улучшения качества жизни в национальном и международном плане; характерный и международному частному праву принцип поощрения развития спорта высших достижений, а также массового спорта в мире.

Что же касается непосредственно принципов международного спортивного права, то к ним можно отнести:

- «fairplay» - принцип уважение и соблюдение правил справедливой игры;

Принцип запрета использования допинга в спорте и другие.

Исходя из вышеизложенного мы можем констатировать, что международное спортивное право на данном этапе своего развития является формирующейся комплексной отраслью международного права.

Системность как существенное качество права в полной мере присуща и МСП. Первичным элементом международного спортивного права являются нормы (от лат. Norma – правило, образец).

Нормы, входящие в структуру МСП, должны быть построены в логическую систему, центром которой выступают принципы, т.е. исходные и ведущие начала формирования, функционирования и развития МСП. Принципы права пронизывают всю материю МСП, выступая в качестве особого рода несущей конструкции и позволяя сгруппировать разнообразные нормы МСП в отдельные правовые институты.

Институт представляет собой обособленную совокупность норм, имеющих узкую группу схожих общественных отношений в качестве предмета регулирования. Промежуточным подразделением между нормой и институтом в системе МСП может выступать субинститут.

Международное спортивное право как комплексное правовое образование включает ряд отдельных взаимосвязанных категорий – норм, институтов и субинститутов, которые объединяются в единую, целостную, внутренне организованную, логически структурированную систему, в часть общего международного права.

Своеобразным силовым полем, не только объединяющим юридически разнородный материал в известную целостность, но и придающим ему специфический иерархический оттенок, выступает наряду с основными принципами также предмет правового регулирования – международная спортивная деятельность. Именно она позволят «замкнуть» разные по своей природе категории в единый слаженный механизм.

Система МСП – явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается «под давлением» национальных, культурных, экономических, глобальных и иных факторов. В то же время объективная природа МСП не означает, что государства не могут управлять развитием этой системы. Каждое государство в определенной степени вносит свой вклад в становление и эволюцию системы МСП. Многие институты и субинституты МСП возникли под осознанным влиянием или по инициативе развитых стран – ведущих спортивных держав, отдельных групп государств. Более того, управляемое воздействие на развитие МСП со стороны государств вообще и развитых государств в особенности усиливается.

В структуру МСП входят все виды институтов и субинститутов. В составе МСП имеются институты (субинституты) материальные и процессуальные; простые и сложные; целиком относящиеся к МСП и смешанные (т.е. состоящие из норм различных отраслей, подотраслей общего международного права); учредительные, регулятивные и охранительные.

Краеугольным камнем МСП, применительно главным образом к международному олимпийскому движению, являются нормативные акты МОК, нормы которых в значительной своей части универсальны и императивны. МОК представляет собой механизм, сопоставимый с функциями, образно говоря, мирового министерства олимпийского спорта. В то же время система и нормативные акты МОК требуют корректировки.

В увязке с нормативными актами МОК и ряда других центральных МСО создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних универсальных соглашений, касающихся спортивной проблематики и охватывающих различное количество государств. В МСП существуют нормативные комплексы, используемые в регулировании международных спортивных отношений на региональном уровне (например, в Европейском Союзе). Кроме того, в состав МСП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние международные спортивные отношения. Наконец, нормы МСП регламентируют внутригосударственные спортивные отношения, осложненные международным (иностранным) элементом.

При систематизации МСП его нормы по образцу международного права в целом можно подразделить на Общую и Особенную (или Специальную) части. В Общую часть входят нормы, институты и субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все международные спортивные отношения, а в Особенную – нормы, институты и субинституты, регулирующие лишь отдельные вопросы, «срезы», группы международных спортивных отношений.

Следовательно, в Общую часть МСП можно включить нормы, институты и субинституты, закрепляющие:

· принципы МСП;

· правовое положение МСО;

· правовой статус государств в сфере международных спортивных отношений;

· правовое положение национальных спортивных организаций как субъектов МСП;

· статус спортсменов, тренеров, судей и других индивидуальных субъектов МСП, и др.

В Особенную часть МСП входят следующие институты:

· международное регулирование трудовых и социальных отношений в сфере международного спортивного движения; правовые основы организации и проведения международных спортивных соревнований;

· международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в сфере спортивных отношений;

· регулирование международных налоговых отношений в сфере спорта;

· регулирование противодействия применению допинга в международном спортивном движении;

· международное регулирование борьбы с преступностью в сфере спорта;

· регулирование рассмотрения и разрешения международных спортивных споров и др.

Объем международно-правовых норм, задействованных в процессе регулирования международной спортивной деятельности, постоянно увеличивается. МСП становится все более сложным и разветвленным. Вместе с тем именно в международном спортивном праве особенно заметны существенные пробелы, свидетельствующие о его «мягкости» или даже некой «незрелости». Это касается и проблем международного движения трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, и международной деятельности спортивных агентов, и очевидного недостатка «структуро-держащих» международно-правовых принципов, и недостаточности многосторонних механизмов и т.п.

В последнее десятилетие XX и начале XXI в. стали ощутимы скоординированные усилия МСО и государств в наведении дисциплины в отдельных вопросах функционирования международного спортивного движения. В первую очередь речь идет о проблеме противодействия применению допинга. При этом МСО и государства все глубже осознают, что специализированные международно-правовые нормы и институты являются и могут стать еще более эффективным инструментом настройки и регулирования международных спортивных отношений.

Таким образом, МСП находится в постоянном движении и развитии, видоизменяясь и трансформируясь в зависимости от потребностей каждого периода времени. Динамика развития МСП непрямолинейна, однако можно утверждать, что определяющим фактором развития является тенденция к унификации норм МСП, в том числе на основе международных договоров и соглашений, и к их универсализации.