Актуальные проблемы исполнения решения суда о дисквалификации. Некоторые проблемы исполнения судебного постановления (решения) о дисквалификации. Меры уголовного наказания

О дним из видов административного наказания является дисквалификация работника (подп. 8 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление организацией в иных случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом правом назначать данный вид административного наказания обладают только судьи. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). За какие правонарушения предусмотрена дисквалификация должностного лица? Смотрите Таблицу 1.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Наступление административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или же за время работы в разных организациях (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда от 29.11.2006 г.).

В свою очередь под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, следует понимать совершение такого же, а не любого нарушения ­законодательст­ва о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда 24.03.2005 г. № 5).

Постановление о дисквалификации

После вступления в законную силу постановление о дисквалификации должно быть исполнено немедленно, путем прекращения лицом, привлеченным к административной ответственности, управления юридическим лицом (ст. 32.11 КоАП РФ).

В данном случае дисквалификация является основанием прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Образец заполнения см. в Примере 1.

В этом случае увольнение допускается, если невозможно перевести данного сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он сможет выполнять с учетом состояния своего здоровья (ст. 83 ТК РФ). Дело в том, что согласно законодательству дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью.

Прием на работу

При заключении договора на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом надо запросить информацию о наличии дисквалификации данного физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

В свою очередь заключение трудового договора в нарушение постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела о дисквалификации, само является основанием для увольнения (ст. 84 ТК РФ). В этом случае основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных Трудовым кодексом правил заключения трудового договора (подп. 11 ст. 77 ТК РФ) (см. Пример 2).

Учтите, что трудовой договор прекращается, если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 84 ТК РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц

Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из указанного реестра в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Срок предоставления информации составляет 5 дней с даты получения федеральным органом соответствующего запроса (п. 7 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства от 11.11.2002 г. № 805, далее - Положение № 805). Образец заполнения запроса см. в Примере 3 . Отметим, что форма запроса утверждена приказом МВД именно в таком виде, и юристы не рекомендуют ее изменять во избежание отказа в предоставлении информации (приложение № 7 к Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957).

Уполномоченными органами, осуществляющими формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, являются МВД России и МВД, УВД (ГУВД) по субъектам РФ (п. 2 Положения № 805). Плата за предоставляемую из реестра информацию составляет 100 рублей (п. 4 постановления Правительства от 11.11.2002 г. № 805). Вместе с тем органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам в отношении себя информация предоставляется ­бесплатно (п. 4 Инструкции).

В зависимости от указанного в запросе порядка получения информации справки (п. 25 инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. приказом МВД России от 22.11.2006 г. № 957 - далее Инструкция):

  • выдаются заявителям на личном приеме сотрудниками, осуществляющими прием граждан, под роспись при предъявлении паспорта или уполномоченному заявителем лицу при предъявлении доверенности;
  • направляются почтой в орган внутренних дел по месту обращения для вручения заявителю либо его доверенному лицу.

К указанному запросу прикладываются нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица, а также квитанция об оплате. При этом запросы, представленные с нарушением указанных требований, возвращаются без исполнения (п. 21 Инструкции).

В реестре указывают следующие сведения о дисквалифицированном лице (п. 3 Положения № 805):

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация, наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

По истечении срока дисквалификации либо во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации указанные лица исключаются из реестра (п. 9 Положения № 805).

Свернуть Показать

Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению организацией влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП). В свою очередь за заключение с этим лицом договора на управление организацией, а равно за неприменение последствий прекращения его действия наказывается юридическое лицо (штраф составляет до 100 000 рублей).


(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

1. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

(см. текст в предыдущей)

2. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, медицинским работникам, фармацевтическим работникам.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 413-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

Ст. 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация

Дисквалификация должностных лиц

В последнее время административное наказание в виде дисквалификации получило широкое применение. Что же такое дисквалификация и чем она грозит? Ответы на этот и многие другие вопросы вы найдете в статье.

Дисквалификация как вид административной ответственности

Что такое административная ответственность? Это вид юридической ответственности, которую применяют к лицу, совершившему правонарушение. Основанием для административной ответственности является наличие административного правонарушения, которое согласно ст. 2.1 КоАП РФ является противоправным виновным действием (бездействием) физического или юридического лица.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Кроме граждан и организаций к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. Его ответственность наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.

Кто относится к должностным лицам применительно к административным правонарушениям, определено в ст. 2.4 КоАП РФ. Это руководители, главные бухгалтеры (бухгалтеры), индивидуальные предприниматели и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (независимо от формы собственности).

К должностным лицам применяют различные виды административных наказаний, но наиболее серьезным является дисквалификация. Этот вид ответственности впервые был предусмотрен в новом КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г.

Что такое дисквалификация?

Определение дисквалификации приводится в ст. 3.11 КоАП РФ — это лишение физического лица следующих прав:

  • занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет);
  • вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
  • осуществлять управление юридическим лицом.

Основания дисквалификации

Перечень нарушений, за которые можно дисквалифицировать, приведен в таблице на с. 133.

Причина дисквалификации Основание
Нарушение законодательства о труде и охране
труда лицом, ранее подвергнутым
административному наказанию за аналогичное
административное правонарушение
Часть 2 ст. 5.27
КоАП РФ
Незаконные действия по получению и (или)
распространению информации, составляющей
кредитную историю
Статья 5.53 КоАП
РФ
Фиктивное или преднамеренное банкротство.
Речь идет о заведомо ложном объявлении
руководителем организации о
несостоятельности, в том числе его обращение
в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о
признании банкротом при наличии у него
возможности удовлетворить требования
кредиторов в полном объеме. Наказание также
предусмотрено за умышленное создание или
увеличение неплатежеспособности
Статья 14.12 КоАП
РФ
Неправомерные действия при банкротстве.
Предусмотрены различные составы
правонарушения, например сокрытие имущества
или имущественных обязательств, неисполнение
обязанности по подаче заявления о признании
юридического лица банкротом в арбитражный суд
и др.
Статья 14.13 КоАП
РФ
Представление в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических лиц,
документов, содержащих заведомо ложные
сведения
Часть 4 ст. 14.25
КоАП РФ
Заключение ограничивающего конкуренцию
соглашения или осуществление ограничивающих
конкуренцию согласованных действий
Статья 14.32 КоАП
РФ
Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во
введении в оборот товара с незаконным
использованием результатов интеллектуальной
деятельности и приравненных к ним средств
индивидуализации юридического лица, средств
индивидуализации продукции, работ, услуг
Статья 14.33 КоАП
РФ
Невыполнение в срок законного предписания
(постановления, представления, решения)
органа (должностного лица), осуществляющего
государственный надзор
Статья 19.5 КоАП
РФ
Незаконные действия по получению или
представлению кредитного отчета либо
информации, составляющей кредитную историю и
входящей в кредитный отчет
Статья 14.29 КоАП
РФ

Рассмотрим подробно ст.

5.27 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Что считать аналогичным нарушением, за которое можно дисквалифицировать? КоАП РФ не раскрывает это понятие. Например , представители трудовой инспекции могут посчитать аналогичными такие нарушения, как неоплата листков нетрудоспособности и отсутствие трудового договора с совместителем.

Однако судьи не поддерживают контролеров. Об этом свидетельствует Постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1. Судьи сослались на п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В нем сказано, что под аналогичным правонарушением (в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например , первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее — при увольнении другого работника.

Описание процедуры

Для назначения наказания в виде дисквалификации необходимо соблюсти определенные правила.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например , протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.

Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении

Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.

Решение суда о дисквалификации

Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только суд. Об этом говорится в ст. 3.11 КоАП РФ.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

4.5 КоАП РФ указано, что должностное лицо могут дисквалифицировать не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — не позднее одного года со дня его обнаружения. Например , в случае нарушения законодательства о труде и охране труда длящимся нарушением считается непрерывное осуществление единого состава противоправного деяния. Например , невыплата компенсации за неиспользованный отпуск сопряжена с длительным невыполнением организацией возложенных на нее обязанностей, следовательно, такое нарушение является длящимся. Исполнение этой обязанности работодателем прекращает правонарушение.

Исполнение решения суда о дисквалификации

Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом. Об этом говорится в п. 8 ст. 83 Трудового кодекса. Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления. Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно ч. 1 ст. 14.23 Кодекса об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц

Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ компания, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. Такая возможность появилась с 1 апреля 2007 г. (Приказ МВД России от 22.11.2006 N 957). Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в 1 МРОТ (100 руб.). Так сказано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц.

Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание — ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Какие сведения хранятся в реестре

Реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации должностных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

  • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации.

После внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице в десятидневный срок управление МВД направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В частности, в Федеральную инспекцию труда, органы внутренних дел (милицию), Федеральную налоговую службу.

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса.

Информация из реестра поможет избежать неблагоприятных налоговых последствий

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, будет важна всем организациям как для проверки своих потенциальных руководителей, так и для руководителей организаций-контрагентов. И дело не только в штрафных санкциях, установленных КоАП РФ. В случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, подписанных генеральными директорами, срок дисквалификации которых не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС. Поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом.

Налоговые органы могут усомниться в достоверности данных компаний и отказать в обоснованности расходов по налогу на прибыль. В обоих случаях то, что налогоплательщик не проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, будет аргументом налоговых органов в суде. Кроме того, сделки могут быть признаны недействительными в связи с подписанием неуполномоченным лицом. Последствия таких действий могут быть крайне неблагоприятными.

Р.Е.Дозоров

Юрист-эксперт по налогам

консалтинговая группа

"Родичев и партнеры"

См. Лекция 2.

Самый строгий вид юридической ответственности медицинских работников – это уголовная ответственность.

Основанием для уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом (УК) РФ под угрозой наказания. Термин «деяние» предусматривает как активный (действие), так и пассивный (бездействие) способ совершения преступления. Наиболее опасны умышленные преступления, направленные на причинение вреда жизни и здоровью.

В составе преступления традиционно выделяют следующие четыре признака:

объект — это то благо, тот общественный интерес, которые защищаются (например, жизнь и здоровье человека);

объективная сторона – это совокупность внешних черт преступления: деяние; причинно-следственная связь; время, место, обстановка и другие детализирующие данные;

субъект – физическое лицо, которое совершает преступление (для целей настоящей статьи – во всех случаях это будет медицинский работник);

субъективная сторона характеризуется виной, мотивом и целью. Вина лица может быть в виде умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (преступное легкомыслие или преступная небрежность).

Вина медицинских (фармацевтических) работников.

Как уже было сказано выше, субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Прямой умысел — это такой вид вины, при котором лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Косвенный умысел — это такой вид вины, при котором лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий и, хотя и не желало их, но допускало либо относилось к ним безразлично.

Нередко в средствах массовой информации употребляются такие словосочетания как «преступное легкомыслие» и «преступная небрежность». Что же это такое с точки зрения законодательства?

Преступное легкомыслие – лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, но не желает их наступления, и без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Преступная небрежность – лицо не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Уголовная ответственность возникает только, если присутствуют все вышеуказанные четыре признака в действии/бездействии лица (состав преступления). Если хотя бы один элемент отсутствует, то уголовная ответственность не возникает.

Важно также отметить, что уголовная ответственность наступает только за правонарушения, которые прямо предусмотрены Уголовным кодексом. Если лицо совершило действие/бездействие, которое не указано в Уголовном кодексе, то привлечь его к уголовной ответственности не возможно.

Нарушения, которые могут повлечь уголовную ответственность.

Уголовный кодекс предусматривает достаточно широкий перечень оснований, при которых может возникнуть ответственность медицинского работника.

Так согласно действующему Уголовному кодексу следующие действия/бездействия медицинского работника могут привести к его уголовной ответственности:

Преступления против жизни и здоровья

причинение смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ);

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ);

умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ);

умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ);

причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (статья 118 УК РФ);

принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (статья 120 УК РФ);

заражение ВИЧ-инфекцией (статья 122 УК РФ);

незаконное проведение искусственного прерывания беременности (статья 123 УК РФ);

неоказание помощи больному (статья 124 УК РФ);

оставление в опасности (статья 125 УК РФ).

Преступления против свободы, чести и достоинства личности незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (статья 128 УК РФ).

Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ).

Преступления против семьи и несовершеннолетних

Ø подмена ребенка (статья 153 УК РФ).

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности:

Ø незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 228 УК РФ);

Ø хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (статья 229) УК РФ;

Ø незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233 УК РФ);

Ø незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (статья 234 УК РФ);

Ø незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности (статья 235 УК РФ);

Ø нарушение санитарно-эпидемиологических правил (статья 236 УК РФ);

Ø сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (статья 237 УК РФ).

Ø производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (статья 238 УК РФ).

Экологические преступления:

нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (статья 248 УК РФ).

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:

злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ);

превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

получение взятки (статья 290 УК РФ);

служебный подлог (статья 292 УК РФ);

халатность (статья 293 УК РФ).

Как видно из вышеизложенного, действующее законодательство предусматривает очень широкий перечень правонарушений, за которые может быть предусмотрена уголовная ответственность медицинских и фармацевтических работников.

Более того выше означенный список преступлений был не полон и не содержал ряд составов, которые могут быть применены к работникам медицинской организации.

Меры уголовного наказания

Мера уголовного наказания за совершения преступления может быть разной – от денежного штрафа до лишения свободы.

Перечень предусмотренных мер уголовного наказания можно суммировать следующим образом:

Ø штраф (например, за неоказание помощи больному);

Ø лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (например, за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации);

Ø обязательные работы (например, за незаконную выдачу рецептов);

Ø исправительные работы (например, вследствие халатности);

Ø ограничение свободы (например, за незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности);

Ø принудительные работы (например, за незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях);

Ø арест (например, вследствие халатности);

Ø лишение свободы (например, за причинение смерти по неосторожности).

Размер наказания зависит от конкретного состава преступления, наличия смягчающих или отягчающих признаков.

В определенных случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом, возможно наложение несколько мер уголовного наказания одновременно.

Одним из видов административного наказания является дисквалификация.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Правом назначать данный вид административного наказания, который применяется только в качестве основного, обладают исключительно судьи.

Наказание в виде дисквалификации предусмотрено достаточно широким перечнем статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, дисквалификация может быть назначена за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ); незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53 КоАП РФ); нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 5.63 КоАП РФ); нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним (ст. 6.18 КоАП РФ); нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (ст. 7.23.1 КоАП РФ); нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ); ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9 КоАП РФ); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст.

14.12 КоАП РФ); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ); незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29 КоАП РФ) и другие правонарушения.

В целях учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу судебных постановлений о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах Федеральной налоговой службой ведется реестр дисквалифицированных лиц.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 615 "Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, могут быть предоставлены заинтересованным лицам за плату в размере 100 рублей.

По материалам, предоставленным управлением правовой статистики прокуратуры Пензенской области.

Дисквалификация директора предприятия предусмотрена Российским законодательством за нарушения в сферах трудового, налогового, банковского и законодательства о банкротстве.

Дисквалифицированному лицу нельзя занимать должности государственной и муниципальной гражданской службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и иным образом осуществлять управление юридическим лицом.

Что такое дисквалификация

Дисквалификация первого лица компании крайне нежелательное событие, но вполне вероятное с учетом сложившейся судебной практики по административным правонарушениям. Данный вид наказания направлен на повышение эффективности административной ответственности руководителей Российских компаний (ООО, ПАО и АО).

Основными причинами дисквалификации руководителя являются нарушения трудового законодательства, к примеру: не выплата заработной платы, а также доведение компании до банкротства в совокупности с не возмещением причиненного ущерба. В большинстве случаев дисквалификация наступает, если нарушение совершается повторно.

Дисквалифицировать директора может только суд (решение суда), оспаривается подобное решение можно в вышестоящей судебной инстанции.

Вопрос видов ответственности рассмотрен в статье: Ответственность директора .

Дисквалификация лица как вид административного наказания

При рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ), в том числе по изъятию вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ), аресту товаров, транспортных средств и иных вещей (статья 27.14 КоАП РФ), судам следует иметь в виду, что самостоятельное оспаривание таких решений, действий (бездействия) допускается только до вынесения административным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд.

Такие решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ.

При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.

Порядок дисквалификации директора

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Срок административной дисквалификации генерального директора

Дисквалификация устанавливается на срок от 6 (шести) месяцев до 3 (трех) лет.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей

Дисквалификация может быть применена не ко всем работникам, а только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, ведущим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Что следует учитывать

При прекращении трудового договора по указанному основанию необходимо учитывать следующее:

  • постановление судьи о применении в качестве меры административного наказания дисквалификации вступает в силу по истечении срока на его обжалование (вступление в законную силу), либо после вынесения определения судом апелляционной или кассационной инстанции об оставлении этого постановления в силе.
    Отмена постановления о дисквалификации работника в порядке судебного надзора является основанием для восстановления работника на работе;
  • увольнение применимо только к работнику, занимающему должность, которая указана в постановлении о дисквалификации;
  • увольнение допускается лишь в том случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Последствия дисквалификации директора и что делать

С момента вступления в законную силу решения суда о дисквалификации, руководитель организации обязан немедленно прекратить управление организацией. Также подобная обязанность возникает у работодателя (учредителей) на основании ст. 3.2 КоАП РФ.

Судебное постановление вступает в силу

  1. (если) оно не обжаловалось — по истечении 10 (десяти) дней со дня, когда директор получит копию постановления;
  2. (если) обжаловалось — в день вынесения районным судом решения по жалобе.

Ответственность за не освобождение от должности

Если директор, несмотря на дисквалификацию, продолжит руководить организацией и об этом станет известно, в частности, органам полиции или прокурору (например, в ходе прокурорской проверки), то суд может оштрафовать

  • директора на 5 000 руб.,
  • а организацию на сумму до 100 000 руб.

Согласно части 2 статьи 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.

Подписание договоров не возможно

Заключенные и подписанные договоры дисквалифицированным директором, являются сделками заключенными лицом без полномочий, а договор признается не заключенным.

Внимание!

  • Дисквалифицированному директору ничего не мешает действовать в интересах общества (например, представлять его в гос. органах ) по доверенности, выданной новым руководителем фирмы.
  • Если директор дисквалифицирован в одной фирме, то это накладывается на другие организации, где он является директором.

Если директор продолжает занимать должность

Если гендиректор продолжит выполнять свои полномочия после дисквалификации, то:

  • компанию ждет штраф до 100 тыс. руб.,
  • директора оштрафуют - до 5 тыс. руб. (ст. 14.23 КоАП).
    Такая же ответственность наступит, если дисквалифицированный директор устроится в другую компанию.

В трудовую книжку дисквалифицированного директора вносят специальную запись:

«Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ».

Практика и особенности дисквалификации по налоговым правонарушениям

Основная часть нарушений в рамках которых была применена дисквалификация приходится:

  1. Предоставление заведомо ложных сведений, в т.ч. при регистрации юридических лиц ,
    Это самая распространенная причина для дисквалификации директора (ч. 5 ст. 14.25 КоАП). Здесь налоговики проверяют, находится ли компания по заявленному адресу. Если ее по адресу нет, то инспекторы запросят достоверную информацию или обратятся в суд. Судьи обычно выносят решение о дисквалификации генерального директора на срок от 1 до 3 лет. Три года - максимальный срок дисквалификации директора.
    Советы
    а. Запросите и проверьте документы, которые подтверждают права на помещение у собственника или арендатора;
    б. арендуйте помещение, где действительно будут работать сотрудники компании (как минимум секретарь);
    в. проверьте выбранный адрес на предмет массовой регистрации на онлайн-ресурсе ФНС (https://service.nalog.ru/addrfind.do).
    г. представьте доказательства реальности своего адреса, если налоговики уже обратились в суд (документы, фотографии, протокол нотариального осмотра, показания свидетелей).
  2. Отсутствие движений по счетам
    Если в течение года не было отчетности в налоговую и не проводились операции по счетам, компанию признают недействующей и исключают из ЕГРЮЛ.
    Если у компании на момент исключения был долг перед бюджетом, то директор в течение последующих 3 лет не сможет зарегистрироваться руководителем в других компаниях. Такую ответственность нельзя назвать дисквалификацией, но последствия она имеет те же. И эта мера применяется к директору без суда.
    Советы
    а. Периодически проверяйте почту, которая приходит на юрадрес компании, даже если она не работает. Туда может прийти письмо от налоговиков с запросом достоверной информации о фирме или требованием погасить задолженность.
    б. Подайте в налоговую инспекцию нулевую отчетность, чтобы подтвердить деятельность компании. В этом случае кроме штрафа за просрочку декларации ничего не будет.
    в. Убедитесь, что долг погашен, а документы приняты инспекцией и дополнительная информация не требуется.
    г. Проверьте данные в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте.
    д. Удостоверьтесь, что новый директор внес информацию о смене руководителя в реестр дисквалифицированных лиц , получив бесплатную выписку из ЕГРЮЛ на компанию через онлайн-сервис (https://egrul.nalog.ru). В случае проблем ответственность ляжет на директора, указанного в реестре.
  3. Повторное нарушение трудового законодательства, в т.ч. прав трудящихся.
    Другая распространенная причина дисквалификации директора - повторное нарушение трудового законодательства (п. 2 ст. 5.27 КоАП). Например, в компании нарушают порядок ведения трудовых книжек, неверно составляют график отпусков.
    — если нарушение выявили впервые, то директора только оштрафуют (п. 1 ст. 5.27 КоАП);
    — если то же нарушение обнаружат снова, то директора дисквалифицируют на 1 - 3 года.
    Суд дисквалифицирует директора только за аналогичные нарушения. Но при этом не важно, совершил директор одинаковые нарушения в одной компании или в разных организациях.
    Советы
    а. Оспаривайте первое постановление, даже если это был небольшой штраф за нарушение трудовых норм, если привлекают к административной ответственности. Второе нарушение грозит уже дисквалификацией.
    б. Оспаривайте уже принятое судом решение о дисквалификации директора, ссылаясь на отсутствие аналогичных нарушений.
  4. Работа без ККТ
    Если компания не использует ККТ и это повторное нарушение, то суд дисквалифицирует директора на срок до 2 лет. При условии, что сумма расчетов без ККТ составила 1 млн. руб. и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП).
    При первом нарушении компанию только оштрафуют (ч. 2 ст. 14.5 КоАП).
    Советы
    а. Всегда оспаривайте первый и повторный штрафы за неприменение ККТ. За первое нарушение никогда не дисквалифицируют, поэтому отсутствие штрафов Вас защитит.
    б. Саму дисквалификацию тоже можно оспорить. Чтобы обжаловать такое решение, ссылайтесь и на то, что сумма расчетов без применения ККТ была меньше 1 млн. руб.
  5. Нарушения при банкротстве,
  6. Нарушения порядка раскрытия информации.

В 85% из 100% санкция дисквалификации была применена к руководителю организации (директору, генеральному директору, заведующему и т.п.), что говорит о том, что дисквалификация является мерой воздействия на управленцев, работающих в хозяйственной сфере.

Как проверить на дисквалификацию будущего директора?

Статья 32.11 КоАП установила для работодателя обязанность запрашивать информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на осуществление деятельности по управлению организацией. Впрочем, само по себе нарушение этой обязанности никакой ответственности для компании не сулит, административная ответственность возникнет, только если на указанную должность будет принято дисквалифицированное лицо. Но об этом ниже.

Организация до назначения на должность генерального директора, формирования исполнительного органа управления, избрания члена совета директоров (наблюдательного совета), назначения управляющего должна запросить информацию о дисквалификации в отношении этих лиц.

ФНС ведет реестр дисквалифицированных лиц (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/disqualified_persons/). При обращении с соответствующим запросом выдается выписка о дисквалифицированном лице или об отсутствии такой информации в реестре.

а также

Запрос по форме, утвержденной приказом ФНС, подается в любой территориальный налоговый орган, независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения. Запрос можно подать непосредственно в ИФНС, по почте или через сайты ФНС или Госуслуг. Но для подачи через интернет необходимо заверение запроса усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос.

Срок предоставления информации, содержащейся в Реестре, – 5 дней с даты получения соответствующего запроса.

Если в Реестре содержится информация о гражданине, в отношении которого подан запрос, то выдается выписка из Реестра, если нет – справка.

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Для всех остальных (кроме органов государственной власти и местного самоуправления) – за пошлину в размере 100 рублей.

Ответственность ООО за директора

Организацию признают виновной и в том случае, если о дисквалификации соискателя не было известно. Компания обязана самостоятельно проверить информацию о директоре, когда заключает контракт (ч. 2 ст. 32.11 КоАП).

Как снять — отменить дисквалификацию

Отмена возможна в досудебном порядке путем переговоров с органами (к примеру в ФНС 2-3 недели) и в случае неудачи в судебном порядке (3-4 недели). Стоимость комплекса услуг от 50 000 руб. и зависит от обстоятельств выясненных в органах на досудебной стадии.

Статья 3.11 КоАП РФ раскрывает все особенности понятия дисквалификации, которое заключается в том, что физическое лицо теряет законные права замещать должности, которые касаются четко определенных сфер деятельности. Структура принятия решения по дисквалификации считается достаточно серьезной. Судебная практика имеет в своем составе различные случаи, которые требовали более скрупулезного изучения, и принятия решения по тем нормам законодательства, которые не имеют четкого и однозначного толкования. Именно по этой причине, судебная практика применяется юристами в качестве дополнительного элемента знаний по подобным прецедентам.

Дисквалификация

Следует обратить ваше внимание на то, что дисквалификация может быть назначена на срок до трех лет. Минимальным сроком по данной статье является срок в шесть месяцев. Основой для признания дисквалифицированным того или же иного человека считается подача искового заявления, подкрепленного документами о нарушениях и пр. Фактически, без решения суда дисквалификация считается невозможной. Заметим, что такое понятие применяется к сотрудникам различных служб, которые занимают ответственные должности в государственных инстанциях и организациях.

Если вы желаете просмотреть судебную практику по данному вопросу, то мы рекомендуем вам воспользоваться поисковой программой нашего сайта. Вам достаточно ввести ключевой запрос, например: "дисквалификация", и вы получите доступ к решениям, постановлениям и определениям различных судов именно по данному вопросу.

Судебная практика по дисквалификации

  1. Решение по делу 5-509/2016 (11.05.2016, Центральный районный суд г. Волгограда). Было рассмотрено дело по нарушению установленных норм по должностным обязательствам. На основании изученного дела, принято решение о взыскании с должностного лица определенного штрафа, а также о назначении дисквалификации. Решение принято на основании предоставленных доказательств, которые четко определили вину должностного лица. В данном случае, мы видим классический вариант дисквалификации, который содержал в себе достаточное количество доказательств и доводов для однозначного принятия решения суда и для полного удовлетворения искового заявления;
  2. Решение по делу 5-476/2016 (21.04.2016, Судебный участок №2 г. Салехард). Данное дело также относится к рассмотрению административных правонарушений, которые фактически, являются основой формирования должностного несоответствия. После принятия решения формируется невозможность ответчика занимать ответственные должности в той или же иной сфере деятельности, а также вынесено административное наказание в виде штрафа. Основанием для принятия такого решения выступил пакет доказательств, которые определили злоупотребление властью ответственного лица.
P.S. Если Вам требуется проточный газовый водонагреватель - зайдите на этот . Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждёт Вас на предложенном сайте.


Статья 1012 ГК РФ определяет основные нормы, которые касаются составления специализированного договора на доверительное управление имуществом. Суть данного договора сводится к...


Статья 276 ГПК РФ в своем составе содержит информацию, которая касается непосредственно подачи заявления и рассмотрения данного заявления, по поводу вопроса безвестно...


Объектом преступления в нашей стране считается право, собственность, имущество, человеческая жизнь и достоинства, то есть, все то, что изначально активно защищается нормативными...


Статья 182 ГК РФ в своем составе содержит общее положение и другие немаловажные аспекты такого понятия, как представительство в суде. Сделка, которая совершается от имени иного...

Володкина Яна Андреевна, помощник судьи Коминтерновского районного суда г. Воронежа, соискатель кафедры административного и муниципального права Воронежского государственного университета.

Исследуется проблема исполнения постановлений (решений) о дисквалификации; отдельно разбираются особенности трех этапов исполнения решения о дисквалификации; предлагаются варианты усовершенствования действующего законодательства в сфере исполнения постановлений (решений) о дисквалификации.

Ключевые слова: исполнение постановления (решения) о дисквалификации, обращение постановления (решения) о дисквалификации к исполнению, реальное исполнение наказания, названного постановлением (решением) о дисквалификации.

Some problems of execution of the court resolution (decision) on disqualification

The problem of execution of resolutions (decisions) on disqualification is studied; specific characteristics of the three stages of execution of the decision on disqualification are reviewed individually; options to improve the existing legislation in the domain of execution of the resolutions (decisions) on disqualification are proposed.

Key words: execution of a resolution (decision) on disqualification; enforceability of a resolution (decision) on disqualification; actual implementation of the sentence referred to as a resolution (decision) on disqualification.

Исполнение постановлений (решений) о назначении наказания в виде дисквалификации относится к заключительной стадии производства по делам об административных правонарушениях. Эта стадия является наименее урегулированной и сложной в применении, что диктует необходимость ее детального исследования.

Стадия исполнения постановлений (решений) состоит из трех этапов:

  1. обращение к исполнению;
  2. реальное исполнение наказания, названного постановлением (решением);
  3. окончание исполнения постановления (решения) <1>.
<1> Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2008. С. 519 - 520.

Первой стадией исполнения постановления (решения) о дисквалификации является обращение постановления к исполнению , под которым понимается передача (предъявление) постановления судьей, органу (должностному лицу), который уполномочен привести в исполнение соответствующее постановление.

Необходимо отметить, что обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление, по общему правилу через 10 дней после вынесения постановления, решения.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу.

Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение <2>.

<2> Там же. С. 518.

Вынесенное судьей и вступившее в законную силу постановление (решение) о дисквалификации обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, юридическими лицами.

На стадии реального исполнения постановления (решения) о дисквалификации, по справедливому замечанию Л.А. Калининой, необходимо проводить различие между принудительным исполнением постановления о назначении дисквалификации, состоящей из ряда процессуальных действий (выдача исполнительного документа (который может быть и не приведен к принудительному исполнению ввиду добровольного его исполнения); отсрочка или рассрочка исполнения постановления; изменение способа и порядка его исполнения; восстановление пропущенного срока к исполнению), и стадией добровольного исполнения постановления <3>.

<3> Калинина Л.А. Дисквалификация // Дайджест "Кадровик" [Электронный ресурс]. URL: http:// labourlaw.report.ru/ material.asp?MID=452.

Исполнение постановления (решения) о назначении административного наказания в принудительном порядке осуществляется на основании ст. 32.2, 32.5 КоАП РФ и ФЗ от 21.07.1997 N 119-ФЗ (в ред. от 27.12.2005) "Об исполнительном производстве" <4>.

<4> Российская газета. 05.08.1997; 08.11.2006.

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого судом (гражданским, арбитражным) исполнительного листа.

Исполнительный лист предъявляется судебному приставу-исполнителю в соответствии с правилами территориальной компетенции, установленными в ст. 11 ФЗ N 119-ФЗ. Судебный пристав-исполнитель предпринимает необходимые меры к исполнению требований исполнительного листа либо иного исполнительного документа с учетом имеющихся возможностей. Так, при отсутствии у должника денежных средств и имущества вряд ли возможно исполнить судебный акт о взыскании денежных средств <5>.

<5> Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2008. С. 519.

На основании положений ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство признается оконченным при:

  1. фактическом исполнении исполнительного документа;
  2. возвращении исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя;
  3. возвращении исполнительного документа по основаниям, указанным в ст. 26 настоящего Федерального закона;
  4. направлении исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника;
  5. направлении исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;
  6. прекращении исполнительного производства. Предусмотрена возможность обжалования в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Вместе с тем в ст. 32.11 КоАП РФ предусматривается, по существу, добровольное исполнение постановления о дисквалификации. Оно осуществляется лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

Из сказанного ранее понятно, что главное правовое последствие применения дисквалификации состоит в прекращении трудовых отношений дисквалифицированного лица на тех должностях, о которых говорится в ст. 3.11 КоАП РФ. Однако есть и иные последствия дисквалификации лица, помимо прекращения ранее действовавшего договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация физического лица заключается в лишении его права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то на весь срок дисквалификации с данным субъектом не допускается заключение нового договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом <6>.

<6>

В целом можно отметить, что к числу правовых последствий дисквалификации следует отнести:

  1. вступившее в законную силу решение суда о дисквалификации является основанием для расторжения с дисквалифицированным лицом трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Кроме того, дисквалифицированное лицо лишается права заключать договор на управление юридическим лицом в других организациях на весь срок дисквалификации;
  2. копии постановлений о дисквалификации направляются вынесшими их судами в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации по месту вынесения постановления для включения информации о дисквалифицированном лице в реестр дисквалифицированных лиц.

Это условие принципиально, так как на основании ст. 32.11 КоАП РФ при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Само по себе неисполнение указанной обязанности не влечет никаких правовых последствий для юридического лица и его руководителей;

  1. однако даже если дисквалифицированное лицо будет принято на руководящие должности, на что был наложен запрет самим актом дисквалификации, без предварительной проверки сведений в реестре дисквалифицированных лиц, - дисквалифицированное лицо может быть уволено на основании ст. 84 ТК РФ (вследствие нарушения установленных законодательством правил заключения трудового договора).

Кроме того, в случае заключения с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия, в соответствии со ст. 14.23, ч. 2, влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей. А согласно ч. 1 этой же статьи, осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа на дисквалифицированное лицо в размере пяти тысяч рублей.

Однако остается открытым вопрос, а именно кто будет осуществлять полномочия по принудительному исполнению постановления о дисквалификации: судебный пристав-исполнитель или орган (должностное лицо), возбудивший производство по делу об административном правонарушении. Очевидно, целесообразно такие полномочия предоставить судебному приставу-исполнителю, что является гарантией обеспечения исполнения вынесенного постановления о назначении дисквалификации, поскольку деятельность его регламентирована Федеральным законом "Об исполнительном производстве". При этом как при добровольном, так и принудительном исполнении постановления фактическим моментом прекращения управления юридическим лицом следует считать прекращение договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом <7>.

<7> Калинина Л.А. Дисквалификация // Дайджест Кадровик [Электронный ресурс]. URL: http:// labourlaw.report.ru/ material.asp?MID=452.

В целях преодоления указанных несовершенств действующего законодательства следовало бы дополнить ст. 32.11 КоАП РФ новым пунктом, в котором можно было бы указать, что принудительное исполнение судебных актов о дисквалификации производится службами судебных приставов в соответствии с федеральным законом. И далее предусмотреть еще один пункт ст. 32.11 - о том, что устанавливается обязанность судьи, вынесшего постановление о дисквалификации, направить это постановление в службу судебных приставов.

Одновременно соответствующие изменения необходимо внести в текст ФЗ "Об исполнительном производстве". И в частности, дополнить ст. 73 ч. 3 следующего содержания: "Исполнительный документ о дисквалификации исполняется немедленно. Исполнение исполнительного документа о дисквалификации считается завершенным с момента фактического прекращения дисквалифицированным лицом управления юридическим лицом, последовавшего за изданием приказа работодателя о прекращении (расторжении) трудового договора с дисквалифицированным лицом".

На стадии окончания исполнения постановления (решения) о дисквалификации , как отмечает П.В. Каленский: "Постановление (решение) о дисквалификации, по которому исполнение произведено полностью (прекращен соответствующий договор или контракт), с отметкой об исполнении должно быть возвращено в суд лицом, уполномоченным прекратить договор (контракт) с дисквалифицированным субъектом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом" <8>.

<8> Каленский П.В. Особенности исполнения постановления (решения) о дисквалификации // Современное право. 2004. N 9.

По истечении срока дисквалификации полномочия подвергнутого ей лица восстанавливаются в форме возобновления возможности занимать руководящие должности и осуществлять конкретный вид предпринимательской деятельности. Речь идет о восстановлении правомочий лица, которые были временно приостановлены, когда гражданин может свободно использовать и распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию <9>.

<9> Максимов И.В. Административные наказания. М., 2009. С. 267.

Таковы отдельные особенности и проблемы исполнения административного наказания в виде дисквалификации. Автор надеется, что представленные в данной статье практические рекомендации, направленные на преодоление спорных, проблемных аспектов действующего законодательства, касающегося исполнения наказания в виде дисквалификации, будут иметь определенное значение как для развития теории административного права в целом, так и для дальнейшего совершенствования правоприменительной деятельности соответствующих органов, обеспечивающих реализацию дисквалификации.