Что включает в себя налоговый учет. Порядок проведения налогового учета российских организаций

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ). Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ. Цели ведения налогового учета:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Постановка на налоговый учет

В соответствии со ст. 83 НК организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. При этом организации и индивидуальные предприниматели (ИП) должны встать на учет независимо от возникновения у них обязанности по уплате налогов.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет по месту нахождения каждого такого подразделения, только в том случае, если организация уже не состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения по другим основаниям, предусмотренным НК РФ. Постановка на учет организации и ИП по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110, свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика организациям и ИП выдается налоговым органом одновременно со свидетельством о регистрации юридического лица либо ИП.

Организация налогового учета

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ). Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

  • обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;
  • объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;
  • смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

Итак, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок. Данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;

Регистры налогового учета

Регистры налогового учета – это формы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ). На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах налогового учета, составляют расчет налоговой базы. Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно. Затем эти регистры необходимо утвердить и приложить к приказу об учетной политике для целей налогообложения. Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты:

  • наименование;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Регистры налогового учета можно вести либо вручную на бумаге, либо в электронном виде на компьютере. Каждый регистр должен быть обязательно подписан лицом, отвечающим за его составление. Им может быть как бухгалтер фирмы, так и специалист, занимающийся непосредственно налоговым учетом.

Свидетельство о налоговом учете

Свидетельство о постановке на налоговый учет ООО, свидетельство о постановке на учет ООО (юридического лица) в налоговом органе выдается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Настоящее свидетельство о постановке на налоговый учет ООО (о постановке на учет юридического лица) выдается Обществам с ограниченной ответственностью в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации с указанием наименования юридического лица в форме Общества с ограниченной ответственностью, кода ОГРН и места положения ООО.

Данное свидетельство подтверждает постановку ООО на налоговый учет. В свидетельстве также указывается дата постановки ООО на налоговый учет, номер налоговой инспекции согласно мету положения ООО и присвоенные Обществу ИНН / КПП.

Счета налогового учета

План счетов налогового учета служит для отражения хозяйственных операций в налоговом учете по налогу на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ, а также учета постоянных и временных разниц в целях выполнения положений ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». План счетов по структуре счетов, аналитике подобен плану счетов бухгалтерского учета для облегчения сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета. Коды счетов в большинстве случаев соответствуют кодам счетов бухгалтерского учета аналогичного назначения.

Особенности плана счетов налогового учета по сравнению с планом счетов бухгалтерского учета состоят в следующем:

  • Все счета налогового учета являются забалансовыми, то есть в налоговом учете могут быть проводки без корреспонденции счетов, хотя в большинстве случаев все же используется корреспонденция;
  • В плане счетов налогового учета практически все счета расчетов (с поставщиками, покупателями и т.д.) заменяет счет ПВ «Поступление и выбытие имущества, работ, услуг, прав»;
  • Отсутствуют счета учета объектов, которые в любом случае не влияют на налог на прибыль (например, отсутствует счет учета уставного капитала, нераспределенной прибыли и т.п.), или предполагается, что соответствующие активы или обязательства с высокой вероятностью имеют ту же оценку, что и в бухгалтерском учете (например, денежные средства).
  • Практически все счета налогового учета затрат на производство (20, 23, 25 и т.д.) имеют по 3 субсчета – для учета прямых расходов, косвенных расходов и нормируемых расходов (по которым нормирование может происходить в моменты времени, отличные от момента признания соответствующих расходов);
  • К счету 91 «Прочие доходы и расходы » открыто необходимое для налогового учета количество субсчетов.

Ведение налогового учета

В налоговом учете нет жестких стандартов и правил. Налоговый кодекс предоставляет бухгалтеру свободу выбора и предполагает, что фирма самостоятельно решит, как вести налоговый учет. Наиболее целесообразно строить налоговый учет на основе бухгалтерского. Для этого прежде всего нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются. Затем нужно по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику:

  • установить одинаковые способы амортизации основных средств и нематериальных активов,
  • списания материально-производственных запасов в производство,
  • определения производственной себестоимости продукции,
  • оценки незавершенного производства и готовой продукции на складе и т.д.

Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль. Однако не забывайте: сближать налоговый и бухгалтерский учет не всегда выгодно. Так, например, если фирма выбирает единый метод начисления амортизации – линейный, то величина износа по сравнению с другими методами уменьшается, а сумма налога на имущество увеличивается. Карточку счета, оборотную ведомость и другие бухгалтерские документы можно использовать в качестве регистров налогового учета. Налоговый кодекс не запрещает это делать. Если же в регистрах бухгалтерского учета будет содержаться недостаточно информации для определения налоговой базы, то в них можно внести дополнительные реквизиты.

Страница была полезной?

Что еще найдено о термине Налоговый учет

1. Скачать книги по финансовому анализу - Формирование себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учетах.

себестоимости продукции в бухгалтерском и налоговом учетах . Соколов Ю.А. 2005. - 216 c. Вопрос исчисления себестоимости произведенной продукции всегда являлся н по сей день является одним из важнейших, как для целей принятия управленческих решений, так и для целей исчисления налогооблагаемой прибыли предприятия...

2. Скачать книги по финансовому анализу - Расходы организации: бухгалтерский и налоговый учет.

организации: бухгалтерский и налоговый учет . Уткина С.А. 2006. - 264 c. В соответствии с главой 25 НК РФ прибыль российских организаций определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов...

3. Совершенствование учетно-аналитического обеспечения управления оборотным капиталом организации

налоговую учетно -аналитическую систему (налоговый учет , налоговый анализ, налоговое планирование). Составляющие указанных компонентов учетно -аналитического обеспечения управления оборотным капиталом организации предлагаем разделить на два направления...

4. «Мнимые» обязательства, учитываемые при исчислении чистых активов организации

лицами, учтенная в бухгалтерском (и/или налоговом учете ), отраженная в балансе организации и учитываемая при расчете чистых активов или собственных средств организации, но фактически отсутствующая в организации...

5. Подходы к формированию и распределению прибыли хозяйственного субъекта: своременный аспект

вторым могут распоряжаться собственники. В налоговом учете прибыль - величина, выступающая базой для расчета налога на прибыль, поскольку здесь отражаются не все хозяйственные операции и не все расходы, а только учитываемые в целях налогообложения и в пределах установленной суммы...

6. Внутренний аудит основных средств организации - часть 3

Если организация применяет в налоговом учете кассовый метод, то в бухгалтерском учете могут возникнуть налогооблагаемая временная разница (НВР) и отложенное налоговое обязательство (ОНО), если оплата производится арендатором по истечении месяца (квартала) аренды...

7. Анализ как этап аудиторской проверки расчётов по налогу на прибыль

учета по отдельным объектам бухгалтерского и налогового учета . Основными нормативно-правовыми актами, применяемыми аудируемым лицом при отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, являются следующие: Федеральный закон от 21...

8. Внутренний аудит основных средств организации - часть 2

амортизационной группе. В целях бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования приобретенного объекта ОС составляет шесть лет, начисление амортизации производится линейным способом...

9. Разъяснение алгоритма вычисления свободного денежного потока фирмы и свободного денежного потока собственникам на примере публичной финансовой отчетности

в расчете налогооблагаемой прибыли по правилам налогового учета . Статья 269 Налогового кодекса РФ устанавливает предельную величину процентов по обязательствам, признаваемых расходом...

10. Основы проведения финансового анализа деятельности организации в налоговом консультировании

налогообложения и ведения бухгалтерского и налогового учета . Внутренняя информация формируется в самой организации - это данные бухгалтерского (финансового и управленческого), налогового , статистического учета и отчетности...

11. Порядок анализа отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств и оценка их влияния на финансовое состояние организации

справедливы с позиции бухгалтерского, а не налогового учета . Также необходимо определиться, к каким видам деятельности следует относить движение (т...

12. Полнота и достоверность финансового анализа должника в процедурах банкротства

налоговая отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учета , материалы аудиторской проверки и отчетов оценщиков; учредительные документы, протоколы общих собраний акционеров, заседаний совета директоров, реестр акционеров, договоры, планы, сметы, калькуляции; положение об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочий план счетов бухгалтерского учета , схемы документооборота, организационной и производственной структур; отчетность филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; материалы налоговых проверок и судебных процессов; нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность должника...

13. Снижение налоговой нагрузки как фактор риска искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности строительных организаций

противоречивое использование так называемого налогового учета , необоснованно искажающего учетную практику, предписываемую нормами главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, напрямую провоцируют бухгалтера к поиску способов обойти законодательные нормы и предписания ФНС России...

14. Эффективная амортизационная политика как фактор повышения инновационно-инвестиционной активности промышленных предприятий

существенные отличия в бухгалтерском и налоговом учете амортизационных отчислений; несоответствие балансовой оценки основных средств предприятий их фактической рыночной стоимости...

15. Опыт автоматизации управленческого учета на сельскохозяйственных предприятиях

учет , управленческий учет , финансовый учет , налоговой учет . Управленческий учет предполагается вести бухгалтеру-аналитику...

16. Внутренний аудит основных средств организации - часть 1

для документирования бухгалтерского и налогового учета формы документов должны быть утверждены руководителем" организации...

17. Амортизационные отчисления и их роль в формировании инвестиционного потенциала предприятия

Линейный способ начисления амортизации в налоговом учете используется в соответствии со ст. 259.1 НК РФ и соответствует аналогичному способу начисления в бухгалтерском учете налоговом учете составит 350, а расходов уже не будет, так как они уже все признаны в прошлом году...

Фактически необходимость налогового учета по налогу на прибыль появилась с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 05 августа 1992 г. № 552 «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» 11 Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли: Постановление Правительства РФ от 05 августа 1992 г. № 552 [электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс. Версия Проф., то есть с 1993 года.

Согласно этому положению для целей налогообложения прибыли на себестоимость продукции (работ, услуг) подлежали нормированию некоторые виды затрат:

Затраты на командировки;

Затраты на содержание служебного легкового автотранспорта;

Представительские расходы;

Иные затраты.

При этом затраты в пределах установленных норм и нормативов относились на себестоимость продукции (работ, услуг), то есть уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль, а затраты сверх этих норм и нормативов - нет. Для того, чтобы рассчитать сумму затрат, относящихся на себестоимость, приходилось составлять различные расчеты, пояснительные записки и иные документы, слабо связанные с бухгалтерским учетом 22 Медведев М.Ю. Методика налогового учета. Пособие / М.Ю. Медведев. - М., 2005. - С. 6.

Налоговый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по конкретным налогам путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы и сумм этих налогов.

НК РФ дает более узкое определение категории «налоговый учет», однако, несмотря на это оба определения можно считать верными. Так, согласно статье 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством.

В свою очередь, система налогового учета - это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания - подразумевающая особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, особый порядок формирования отложенных расходов.

Система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, систематизации указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирование показателей налоговой декларации (налоговой отчетности).

Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности. Таким образом, осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и др.

Налоговый учет - это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.

Филиалы и обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они также не подлежат постановке на налоговый учет. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в состав которых входят данные филиалы и обособленные подразделения.

Общими характеристиками осуществления налогового учета являются:

1) налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);

2) налоговый учет осуществляется налоговыми органами;

3) налоговый учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т.е. налоговый учет носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;

4) налоговый учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;

5) НК РФ установлены основные элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);

6) налоговый учет является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика - ИНН);

7) за нарушение порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому законодательству.

Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:

Налоговый учет организаций;

Налоговый учет физических лиц.

Налоговый учет можно также разделить на виды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Целями ведения налогового учета организаций являются:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

2) обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет конкретных налогов.

На основании статьи 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения, установленного правилами бухгалтерского учета.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Все изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или используемых методов учета. При этом решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Правовое закрепление обязанности налогоплательщиков вести налоговый учет по налогу на прибыль в главе 25 НК РФ обозначило ряд общих проблем налогообложения и налогового учета. С одной стороны, появление налогового учета - это негативный факт проявления реформирования налогообложения, поскольку теперь на предприятиях необходимо вводить новые подразделения, штатные единицы, вести новые регистры налогового учета. Причем зачастую ведение налогового учета будет дублировать бухгалтерский учет. К основным негативным аспектам налогового учета, относятся следующие:

1) усложнение введения на предприятиях международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности 11 Мишин Б.М. Гонения на среднюю цену / Б.М. Мишин // Учет, налоги, право. - 2001. - №29. - С. 5;

2) практические трудности переходного периода, который продлится по различным оценкам от пяти до десяти лет: отсутствие разъяснений и комментариев, нехватка практического опыта постановки и ведения налогового учета и другое. В течение этого периода «недобросовестные налогоплательщики» смогут использовать бреши в налоговом законодательстве для ухода от уплаты налогов 22 Бакаев А.С. Неразберихи не избежать / А.С. Бакаев // Экономика и жизнь. - 2001. - №37. - С. 5;

3) сложности самостоятельной разработки методологии собственных систем налогового учета на конкретных предприятиях;

4) необходимость введения в штат предприятий новых подразделений, должностей, увеличение трудоемкости работы бухгалтеров;

5) риск создания неясного, противоречивого, то есть некачественного законодательства 11 Кожинов В.Я. Налоговый учет: пособие / В.Я. Кожинов. - М., 2004. - С. 75..

С другой стороны, введение налогового учета это нормальный процесс разделения систем налогообложения и бухгалтерского учета. Ведь ни для кого не секрет, что налогообложение и бухгалтерский учет - разные вещи 22 Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры / О.Д. Каверина. - М., 2003. - С. 37. Теперь все четко разложено по полочкам: налоги отдельно, бухгалтерский учет отдельно. Это дает возможность избежать путаницы и ошибок, связанных с исчислением не только налога на прибыль, но и других налогов. Положительные черты, характеризующие эффективность налогового учета следующие:

1) существует положительный опыт введения налогового учета по налогу на добавленную стоимость 33 Перминова Е. Учет зазвучит в новых регистрах / Е. Перминова // Экономика и жизнь. - 2001. - № 37. - С. 4. Имеется в виду исчисление налога на добавленную стоимость на основе счетов - фактур, данных книг покупок и книг продаж. Официально налоговым учетом данный порядок не назван, однако, по сути это не что иное как налоговый учет со своими правилами и регистрами. Этот порядок введен с 1997 года и достаточно успешно работает уже в течение семи лет. То же самое можно сказать и о налоге на доходы (ведение налоговых карточек по исчислению налога на доходы), и о едином социальном налоге (индивидуальные карточки по единому социальному налогу, правда пока порядок ведения указанных карточек носит рекомендательный характер);

2) введение налогового учета существенно упростило порядок исчисления налога на прибыль организаций;

3) система налогового учета подобно системе бухгалтерского учета станет единой для всех налогоплательщиков. В настоящий момент на основании статьи 313 НК РФ система налогового учета разрабатывается и реализуется на практике налогоплательщиками самостоятельно. Однако, МНС РФ разработало свою единую систему налогового учета и в целях единообразия налогообложения прибыли в России предложило эту систему на суд

налогоплательщиков, а также выступило с законодательной инициативой по внесению ее в НК РФ.

С.Д.Шаталовым было выдвинуто мнение о том, что «в силу объективных причин правила бухгалтерского и налогового учета не могут быть тождественными, но нельзя допустить и того, чтобы бухгалтерский и налоговый учет стали абсолютно независимыми друг от друга» 11 Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы / С.Д. Шаталов. - М., 2005. - С. 29 - 31.. Эта точка зрения о том, что налоговый учет должен формироваться на основе данных бухгалтерского учета более реалистична, чем взгляд на то, что налоговый учет не нужен вовсе.

В существующих условиях введение системы налогового учета по налогу на прибыль организаций в хозяйственную практику российских предприятий носит положительный характер. Если правовая база системы налогового учета будет грамотно проработана с учетом требований существующей действительности, то налоговой учет по налогу на прибыль окажется мощным подспорьем как в работе предприятий, так и в работе налоговых органов, поскольку полностью исключит все неясности в сфере налогообложения. Практически же исчисление, например, налога на прибыль организаций превратится из мучительных корректировок данных бухгалтерского учета в простую арифметику.

С 01 января 2003 года вступила в силу глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, которой законодательно регламентируется налоговый учет специального налогового режима упрощенной системы налогообложения. До этого момент налоговый учет по упрощенной системе налогообложения нормативными правовыми актами не был предусмотрен.

Формирование учетной политики организации для целей налогового учета; обработка и систематизация первичных документов; составление аналитических регистров налогового учета; расчет налоговой базы; формирование проводок по начислению налогов; составление налоговых деклараций по налогам, предусмотренным законодательством РФ.

Ведение налогового учета

Что такое налоговый учет

Ведение налогового учета - достаточно высоко востребованная услуга в настоящее время.

При этом под налоговым учетом понимается порядок обобщения данных первичной документации и прочей информации, имеющей прямое отношение к расходам и доходам компании. При этом группирование данных производится в четком соответствии с теми требованиями, которые выдвигаются действующим Налоговым Кодексом.

Что же касается ведения налогового учета, за данным понятием скрываются работы по составлению счетов фактур и деклараций, ведение книг покупки-продажи и журналов учета, а также решение ряда прочих значимых с точки зрения деятельности компании задач.

Поскольку деятельность любой организации подразумевает ведение как бухгалтерского, так и налогового учета, вполне объясним тот факт, что необходимость ведения налогового учета диктуется отнюдь не только действующим законодательством, но и объективной необходимостью упорядочить и систематизировать определенным образом финансовые операции, совершаемые организацией.

Обычно решение вышеобозначенных задач является обязанностью штатного бухгалтера, но если вы сделали выбор в пользу бухгалтерского обслуживания КФ «ИНТЕЛЛЕКТ», ведением налогового учета займутся наши опытные и квалифицированные специалисты. Вам достаточно просто заключить с нами договор на оказание данной услуги и быть уверенными в том, что с вашим налоговым учетом все будет в полном порядке.

Что включает в себя услуга по ведению налогового учета

Услуга по ведению налогового учета, оказываемая КФ «ИНТЕЛЛЕКТ», подразумевает под собой выполнение следующих задач:

  • разработка учетной политики компании в отношении налогового учета;
  • оперативная обработка и дальнейшая систематизация первичной документации;
  • расчет налоговой базы;
  • работа с проводками по начислению налогов;
  • составление налоговых деклараций;
  • подготовка аналитических регистров налогового учета.

После того, как наши специалисты получат от вас первичную документацию и проведут ее тщательный анализ, на основе полученных данных будет определена налоговая база и система налогового учета для вашей компании.

Специфика ведения налогового и бухгалтерского учета в каждой отдельно взятой организации своя. Как правило, она определяется выбранной системой учета, а также особенностями той деятельности, которая осуществляется организацией. Но, несмотря на это, ведение документооборота и осуществление работ по учету движения денежных средств, товаров и прочих ресурсов компании являются очень важным моментом с точки зрения управления организацией, которая в большой степени зависит от того, насколько полно, корректно и своевременно производится бухгалтерское обслуживание.

Существует три основных варианта ведения налогового учета в организациях:

  • данные налогового учета формируются на счетах бухгалтерского учета;
  • бухгалтерский и налоговый учет ведутся в параллельном режиме;
  • учет ведется в соответствии с правилами налогового учета.

КФ «ИНТЕЛЛЕКТ» приглашает вас к взаимовыгодному сотрудничеству. Вы владеете всеми тонкостями своего бизнеса, а мы являемся профессионалами в сферах бухгалтерского и налогового учетов. Мы поможем вам построить идеальную модель налогового учета на базе той информации, которая будет предоставлена Вами. При этом интересы осуществляемой вами деятельности будут учтены в обязательном порядке.

Вы уже сегодня можете заказать в нашей компании следующие виды услуг по ведению налогообложения:

  1. Полное налоговое сопровождение компании (включает в себя формировании учетной налоговой политики, обработку первичных документов, составление аналитических регистров налогового учета, расчет налогов, формирование проводок и составление налоговых деклараций).
  2. Разработка налоговой политики на основе предоставленных данных после проведения анализа первичных документов, предоставленных клиентом.
  3. Составление налоговой декларации и консультации по ее заполнению.
  4. Консультации по всем вопросам налогообложения.
  5. Составление аналитических регистров налогового учета.
  6. Минимизация налогов (при условии, что таковая возможность имеется и не выходит за рамки законодательства Российской Федерации).

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Финансы


Введение

Данная тема – «Налоговый учет» - сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Актуальность изучаемой темы заключается в том что для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Отметим также, что финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.

Налоговый учет нужен для того, чтобы сформировать полную и достоверную информацию о налогооблагаемой базе, контролировать правильность, полноту и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налога. Кроме того, он призван обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и

социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность

рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию. Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создаёт угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объёмов производства, инфляция и другое.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

Другая особенность экономической реформы в России заключается в повышении роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля

за деятельностью предпринимательской сферы.

В своей работе раскрывается понятие налоговой системы, ее цели и методы.

Цель данной работы – раскрыть понятие и сущность налогового учета, изучить историю его становления, а так же рассмотреть соотношение бухгалтерского учета с налоговым учетом.

Для выполнения целей работы нужно решить следующие задачи: определить цели и методы учета в России, обозначить этапы формирования налогового учета, его развитие, затем сравнить нормы налогового и бухгалтерского учета доходов и расходов.

Работа состоит из 3 глав, где:

    Налоговый учет

    История возникновения налогового учета

    Соотношение бухгалтерского и налогового учета

В процессе написания курсовой работы были изучены такие материалы, как:

положения НКРФ,ПБУ 9/99, ПБУ 10/99 и др., а так же работы авторов.

Глава 1. Налоговый учет

1.1 Понятие и сущность налогового учета

Законодательно определение понятию «налоговый учет» дано только в отношении порядка исчисления налога на прибыль организаций. Согласно ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ (гл. 25 введена в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ), налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

В разделе 9 Методических рекомендаций по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. №БГ-3-02/729 (далее также – Методические рекомендации МНС России по применению гл. 25 НК РФ), система налогового учета охарактеризована следующим образом: это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания. Система подразумевает особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, особый порядок формирования отложенных расходов (т.е. расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов по специальным расчетам (алгоритмам), предусмотренным гл. 25 НК РФ).

Статьей 313 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. №57-ФЗ) также установлено, что на основе данных налогового учета налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода. До внесения Федеральным законом от 29 мая 2002 г. №57-ФЗ изменений и дополнений в гл. 25 НК РФ абз. 1 ст. 313 НК РФ был изложен в следующей

редакции: налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных

налогового учета, если статьями гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Изложенное позволяет утверждать, что налоговый учет имеет место во всех случаях, когда на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. При этом применение налогового учета не ограничивается рамками исчисления налога на прибыль. Даже предписывая использовать данные бухгалтерского учета, законодатель устанавливает учитывать положения законодательства о налогах и сборах, что осуществляется в рамках налогового учета. Согласно п. 1 ст. 375 гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Однако там же, в п. 1 ст. 375 НК, предусмотрено ведение налогового учета – в случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Примером установления ведения налогового учета без использования данных бухгалтерского учета является упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл. 26.2 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

В гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ понятие «налоговый учет» не упоминается, а говорится только о бухгалтерском учете и учете объектов налогообложения – согласно п. 7 ст. 166 НК РФ в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. Тем не менее не вызывает сомнений то, что гл. 21 НК РФ предусматривает ведение именно налогового учета. В частности, в п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. №37-О упоминается о том, что признание лица налогоплательщиком налога на добавленную стоимость возлагает на такое лицо дополнительную обязанность по ведению налогового учета.

Однако в данной работе налоговый учет будет рассматриваться в основном применительно к главе 25 «Налог на прибыль», исходя из его законодательного определения.

1.2 Цели и методы налогового учета в России

Целями и задачами налогового учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета

устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается:

1) при изменении применяемых методов учета – с начала нового налогового периода;

2) при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль организаций.

Подтверждением данных налогового учета служат:

1) первичные учетные документы;

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета – данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов налогового учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Объекты налогового учета – имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода или налоговой базы последующих периодов.

Единицы налогового учета – объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода.

Показатели налогового учета – перечень характеристик, существенных для объекта налогового учета.

В указанном документе предложены основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению специалистов МНС России, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 НК РФ.

При практическом использовании указанного документа, а также Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 25 НК РФ необходимо учитывать следующее:

1) перечень регистров налогового учета, как и сами разработанные формы регистров, не является обязательным для налогоплательщиков;

2) регистры налогового учета были разработаны в соответствии с редакцией НК РФ, действовавшей по состоянию на 15 декабря 2001 г. (после этого неоднократно в статьи гл. 25 НК РФ вносились существенные изменения);

3) перечень рекомендованных регистров не является исчерпывающим (при этом отсутствие регистра в числе предложенных, равно как и отсутствие дополнительных необходимых показателей регистров, а также описание регистров не может служить основанием для применения организацией порядка исчисления налоговой базы, не соответствующего правилам, установленным гл. 25 НК РФ).

Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета и, следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренных как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве РФ о налогах и сборах.

К способам ведения налогового учета, утверждаемым организацией, относятся:

      Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации;

      Формы аналитических регистров налогового учета;

      Определение налоговой базы и периодичность предоставления отчетности.

      Другие решения, необходимые для организации налогового учета.

Законодательство, посвященное налоговому учету, постоянно совершенствуется. При этом законодателем предпринимаются усилия, направленные на уменьшение различий между бухгалтерским и налоговым учетом. Так начиная с 1 января 2006 года, налогоплательщики определяют свои доходы не только на основании первичных учетных документов для бухгалтерского учета, но и на основании иных документов, подтверждающих получение дохода. Данные изменения нашли отражение в ст.248 НК РФ.

Для подтверждения расхода налогоплательщик имеет право использовать документы, оформленные не только в соответствии с законодательством РФ, но и в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, а именно:

    таможенной декларацией,

    приказом о командировке,

    проездными документами,

    отчетом о выполненной работе в соответствии с договором.

С 1 января 2008 года амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Это сравняло правила бухгалтерского и налогового учета таких объектов.

Глава 2. История возникновения налогового учета

Налоги существовали еще в глубокой древности, задолго до появления цивилизованного строя, только назывались по-разному и методы взимания их были не одинаковыми у разных народов. Налоги не являются категорией, присущей исключительно государству: в общинах и племенах существовали поборы, изъятие части дохода у каждого участника общества для поддержания его боеспособности, приобретения материальных общественных благ и других целей, в том числе и для обогащения лидера. Налоги в древнем мире не являлись продуманной системой, их механизм формировался хаотично. С появлением государственного строя возникли первые узаконенные формы налогообложения. Необходимость содержать армию, флот, чиновников порождает создание первых налоговых систем и органов контроля над правильным исполнением государственных приказов. Долгое время существовала натуральная форма налогов: продукты, зерно, ткани, драгоценности, участие в военных походах - все это разновидности налоговых обязательств. Монголо-татарское иго, остановившее в развитии Русь на несколько веков, существовало за счет оброков, собираемых с крестьянских поселений.

2.1 Этапы формирования налогового учета

Считается, что в Древнем Риме было создано все, что применимо к современной государственной системе. Были заложены основы юриспруденции, сформирована судебная и образовательные системы, система социальной защиты и, конечно же, налогообложение. Только на первом этапе все налоги уходили на содержание огромной армии. Налоги платили все. На основании заявления о наличии имущества по состоянию на определенное число, месяц, год уполномоченные чиновники определяли величину налогов. Значительно позднее, уже при императоре Октавиане, были утверждены поземельные налоги, налоги на недвижимость, скот, рабов и другие ценности. К этому времени относится и появление налога с оборота - при торговле рабами необходимо было уплатить 4%

от суммы продажи. Количество утвержденных государством налогов было огромным - их было более 2000. Самое интересное, что многие формы древних налогов сохранились, правда, в несколько видоизмененном виде, до наших дней. Например, налог на наследство, налог с продажи, ввозная пошлина - все эти виды платежей успешно применялись в древней Римской империи и действуют сегодня во многих европейских странах.

Быстрое развитие социальной инфраструктуры требовало поступления все большего количества денег в государственную казну, поэтому налоги постоянно росли. В Европе долго не могли разработать последовательную и понятную всем систему налогообложения, только в конце XVII века была утверждена форма изъятия у граждан части дохода в законодательном порядке. Именно в тот период была создана классификация - были введены понятия прямых и косвенных налогов. Появился первый акцизный сбор: деньги взимались за все ввозимые в город и вывозимые за его пределы товары.

2.2 Развитие налогового учета в России

Барщина, оброк, дань, пошлины за провоз товаров - все эти виды налогов были характерны для натурального хозяйства, крепостного строя. Иван III ввел денежные налоги, прямые и косвенные. Основной налог - подушный - взимался с посадских людей и крестьян, было также введено множество сборов на содержание различных подразделений и государственных войск. Иван III понимал, что необходимо ввести отчетность по налогам, но стройной системы ему создать не удалось. В этом преуспел Алексей Михайлович (1629-1676 гг.). Он создал Счетную палату, которая обязана была следить за своевременной уплатой налогов. Частые войны заставляли царя увеличивать поборы, что породило бунты и крестьянские восстания. Петр I еще больше приблизил налоговую систему к европейским стандартам, но ввел ряд косвенных налогов, вызывающих недоумение и возмущение у крестьян (например, налог на бороды). При Петре также возникли гербовый сбор, налоги с постоялых дворов. Продолжила совершенствовать систему налогообложения Екатерина II. В годы ее правления косвенные налоги стали давать больше прибыли бюджету, чем прямые.

Настоящим событием для экономики России стало издание работы Михаила Сперанского «План финансов», которая не потеряла своей значимости и по сей день. В ней изложены принципы финансового преобразования государства. Прямые налоги стали в XIX веке основным источником наполнения бюджета: подушная подать, налог за пользование землей крестьянами, дорожные сборы, квартирный и паспортный налоги, налог на доходы с ценных бумаг, земские налоги с фабрик и заводов.

После революции

Скорее всего, если бы все закончилось февральской революцией, Россия пошла бы по демократическому пути развития и за короткое время стала бы процветающей державой. Для этого были все предпосылки: было построено множество заводов, регулярно уплачивались налоги (промысловый налог, налог на недвижимость, сбор с аукционов, векселей, налог с капитала акционеров, налог на право заниматься торговой деятельностью и другие сборы), экономика развивалась по европейским стандартам, но имела некоторые национальные особенности. Однако демократического развития не случилось, и налоговая система на долгие годы превратилась в средство подавления экономических процессов в стране. Глобальная налоговая реформа была проведена в 1932 году: были отменены акцизы, введены налог с оборота и отчисления от прибыли. Прибыль промышленных предприятий в полном объеме изымалась в государственный бюджет. Трудно назвать такую систему налоговой, так как ни одно предприятие не могло воспользоваться результатами своей деятельности. Тоталитарный режим и соответствующая ему система налогообложения задержали развитие страны на несколько десятков лет.

От «развитого социализма» к современности

В 1950-х годах продолжались эксперименты: вводится налог на холостяков, акцизный сбор на некоторые товары: мебель, изделия их хрусталя, спиртные напитки. В 1960-е годы население не ощущало на себе налогового бремени - доходы были низкими, но одинаковыми, подоходный налог уменьшал зарплату незначительно. Бюджет формировался за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Последняя налоговая реформа началась в 1980-е годы и продолжает совершенствоваться в наши дни. В 1990 году был принят закон « О налогах с предприятий, объединений и организаций», в 1991 году - «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Налог на прибыль - важнейший налог для предприятий с общей системой налогообложения, размеры отчислений строго контролируются государством. Разработаны программы по поддержке малого бизнеса, предоставлена возможность осуществлять предпринимательскую деятельность физическим лицам - индивидуальным предпринимателям. Действует система налоговых вычетов, дающих возможность гражданам получить компенсацию при покупке недвижимости и имущества, затратах на образование и лечение. В целом можно сказать, что реформы последних лет приближают Россию к европейским стандартам налогообложения, но предстоит еще многое сделать, чтобы налоги уплачивались в полном объеме, но не превышали тот уровень, когда они начинают мешать предприятиям развиваться и заставляют компании искать пути уклонения от начисления и уплаты государственных сборов.

В 1992-1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов.

1 января 1994 года были повышены ставки налогов. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массого отказа от налоговой законопослушности. Ранее других от налогов стали уходить небольшие негосударственные предприятия. Для ухода от налогов использовались самые различные методы.

Последствия массового уклонения от уплаты налогов в 1990-е годы были двоякими. С одной стороны, уходя от налогов, фирмы сохраняли дополнительный финансовые ресурсы, которые были нужны для поддержания производства, а значит этот процесс противодействовал спаду производства. Кроме того, уменьшалась налоговая составляющая в стоимости продукции и фирмы могли продавать её дешевле. Следовательно, это уменьшало инфляционную динамику в экономике и облегчало проблемы сбыта у фирм. С другой стороны, беспорядок в налогообложении подрывал стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России, сокращал возможности для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы, снижал эффективность макроэкономических мероприятий.

В 1990-е годы власти использовали только один путь решения проблем налогообложения - ужесточения налоговых законов и усиление давления налоговых органов на фирмы. Однако, каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике и продолжали уклоняться от налогов. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм.

В период с 2000-2002 годов правительство РФ предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).

Снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов;

Ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы;

Снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки;

Сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот.

Цель налоговой реформы в настоящее время не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы:

1)по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий;

2)сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях;

3)повысить уровень её нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.);

4)снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Во исполнение поставленных целей налоговой реформы с 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24).

Согласно положению новой главы 23, была введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ. Уже в 2001-2002 г. наметился рост поступления доходов в бюджет, что дает основание говорить о прямой взаимосвязи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений. Кроме того, среди новых моментов уплаты налога была введена система четких и носящих всеобщий характер налоговых вычетов - стандартных, социальных, профессиональных и имущественных. Был также введен новый порядок предоставления налоговых декларации о доходах физических лиц в налоговые инспекции.

Введённый Единый социальный налог (ЕСН) заменил существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд - 28 %; Фонд социального страхования - 5,4 %; Фонд занятости населения - 1,5 %; Фонд медицинского страхования - 3,6 %). Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в виде выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников. Введенный ЕСН одной из своих целью преследовал увеличение заработной платы работников путем установления регрессивной шкалы налогообложения и, как следствие, легализацию расходов предприятия на оплату труда. Предполагалось, что чем больше фонд оплаты труда предприятия, тем ниже ставка данного налога. Но несмотря на то, что изначально ставка ЕСН была снижена с 39,5 до 35,6 %, её размер остается пока очень высоким, что является сдерживающим фактором для легализации расходов на оплату труда. Очевидно, что должно быть снижено налоговое бремя по ЕСН или вообще пересмотрена база налогообложения данного налога.

Глава 21 НК РФ определила новый порядок исчисления НДС. Именно в 2001 г. произошло резкое сокращение льгот по НДС, упорядочены правила налогообложения. Однако до сих пор не решен вопрос о возмещении экспортного НДС.

Серьёзные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 г. - прямогонный бензин. В течение 2001-2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 г. изменился порядок их уплаты (по месту потребления).

Кроме того, с 1 января 2001 года отменён налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления. Также с 2001 г. снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 г. этот налог отменен полностью. В этом же году был отменен и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.

С 1 января 2002 года вступили в действие очередные новые главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Введение новых глав второй части Налогового кодекса РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 - 4 %.

Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения едина для всех хозяйствующих субъектов. Реформирование действующего порядка налогообложения прибыли организаций включает либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, изменение правил переноса убытков на будущее, вычеты необходимых деловых расходов, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров, снимаются ограничения на расходы по рекламе, по отдельным видам добровольного страхования, по отнесению процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций, увеличивается норматив по вычету из налоговой базы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями. Реализация мер, предусмотренных в рамках данной главы, позволила снизить налоговое бремя налогоплательщиков по данному налогу в сумме около 197,8 млрд рублей, что составляет 1,9 % к ВВП.

В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ) с одновременной отменой действовавших налогов за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минеральносырьевой базы и акциза на нефть.

Кроме того, в 2002 году введена в действие глава части второй Налогового кодекса Российской Федерации: 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)». Таким образом, созданным специальным режимом смогли воспользоваться те хозяйства, выручка которых не менее чем на 70 % обеспечена за счет реализации сельскохозяйственной продукции.

Отдельным вопросом реформирования налоговой системы России стало налогообложение субъектов малого предпринимательства. Отмена гл. 25 НК РФ льгот по налогу на прибыль организаций вызвало отрицательную реакцию со сторону представителей малого бизнеса. Летом 2002 г. по инициативе Президента РФ был утвержден и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввел две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Цели реформирования системы налогообложения малого бизнеса в России предусматривают сокращение объема отчетной документации, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер.

Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 года, создав существенные преимущества налогоплательщикам. Хозяйствующим субъектам по новому режиму предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые по ставке 6 % (данная схема будет действовать до 1 января 2005 г.) и прибыль, облагаемая по ставке 15 %. Кроме того, введение данной главы позволило не только упростить систему налогообложения субъектов малого бизнеса, но и упростить их систему бухгалтерской и налоговой отчетности.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ) также касается деятельности малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере бытовых услуг, розничной торговли и общественного питания, автотранспортных услуг. Порядок расчета налогооблагаемой базы строится на значении «базовой доходности». С 1 января 2003 г. была снижена ставка налога с 20 % до 15 %. Однако реального уменьшения налогового бремени на практике не произошло по ряду причин и это, прежде всего, связано с дублированием платежей по ЕСН и по внебюджетным фондам. Был также определен новый порядок уплаты вмененного налога, установивший место уплаты налога по принципу осуществления деятельности всех плательщиков. Теперь плательщики ЕНВД уплачивают налог по месту своего жительства, что позволило упорядочить уплату налога между бюджетами Субъектов Федерации.

С 1 января 2003 г. введен транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которые определяют ставки налога в пределах, установленных Кодексом (шкала ставок дифференцирована в зависимости от мощности двигателя транспортного средства). В этом же году начали действие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов; внесена очередная серия поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на повышение эффективности налогового администрирования. Параллельно с работой по принятию новых глав Налогового кодекса вносятся изменения в действующие главы. В связи с принятием поправок к части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Министерстве продолжается работа по уточнению налоговых деклараций, инструкций и методических указаний по их заполнению.

На заседании Правительства РФ 23 апреля 2003 г. были приняты основные предложения Министерства финансов РФ в области реформирования налоговой системы на 2004-2006 гг.

Так, с 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 % от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 % до 18 %, при оставшейся пониженной ставке - 10 % для социальнозначимых товаров.

Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».

Глава 30 НК РФ существенно изменила объект налогообложения данного налога. Согласно новому режиму, из-под налогообложения были выведены нематериальные активы, вложения во внебюджетные активы, запасы и затраты предприятия. Изменился также механизм расчета среднегодовой стоимости имущества. Введен новый размер ставки - 2,2 % (ранее 2 %).

Дальнейшие шаги по реформированию налоговой системы на 2005 г. предполагают осуществлять по следующим направлениям:

снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога (предполагается снизить ставку ЕСН и установить её в размере 26 % для доходов до 300 тыс. рублей, 10 % для доходов от 300 до 600 тыс. рублей и 2 % с доходов свыше 600 тыс. рублей);

реформирование режима налогообложения НДС: снижение ставки до 16 % и пересмотр возврата НДС экспортерам. В плане дальнейшего реформирования НДС активно обсуждается возможность предоставления налогоплательщиками счетов-фактур в электронном виде для налоговых органов;

реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога (практика внедрения налога на недвижимость осуществляется сегодня в Тверской области, на будущий год предполагается перевод на данный налог еще ряда регионов);

установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории особых экономических зон, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Реформа налоговой системы России затрагивает не только изменение системы обязательных взносов и платежей, но и процессы их сбора и контроля. Реформирование налогового администрирования в РФ направлено на упрощение, сокращение документооборота, прозрачность и гибкость. Ведь достижение целей налоговой реформы предполагает снижение налоговой нагрузки не только за счет фискальной части нагрузки (уменьшение размера платежа, который зависит от ставки и налоговой базы), но и от административной части (то есть расходов, которые несет налогоплательщик и налоговые органы в связи с исполнением налогового законодательства). Практика показала, что снижение фискальной нагрузки по ряду налогов произошло с одновременным ростом административной нагрузки налогоплательщиков: вырос объем отчетности, усложнилась система учета финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, увеличился объем контрольных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении налогоплательщиков.

На современном этапе налоговое администрирование в рамках налоговой реформы России осуществляется по следующим направлениям:

Изменение организационной структуры налоговых органов (2002-2005 годы). Развитие информационных технологий.

Совершенствование техники налогового администрирования.

Основные итоги реализации налоговой политики в прошедшем периоде

"Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы", одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование налога на прибыль организаций

2. Совершенствование налога на добавленную стоимость

4. Совершенствование налога на доходы физических лиц

5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц

Учета ; сопоставимость данных налогового учета с данными бухгалтерского учета ; совпадение...

  • Налоговый учет (1)

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    Регистры налогового учета , либо вести самостоятельные регистры налогового учета ; 4) налоговый учет необходим... бухгалтерского и налогового учета Сравнимые характеристики Бухгалтерский учет Налоговый учет Обязательность ведения учета Обязателен. Необходим...

  • Налоговый учет (2)

    Учебное пособие >> Финансовые науки

    И МОДЕЛИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА Различия в нормативном регулировании бухгалтерского и налогового учета . Определение и задачи налогового учета . Принципы налогового учета . Модели налогового учета . Задания...

  • Налоговый учет (5)

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    Карточки налогового учета . Регистры налогового учета представляют собой формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый ) период...

  • Налоговый учет (6)

    Задача >> Финансы

    Таблица 4 – Определение разниц в бухгалтерском и налоговом учете Показатели Бух учет Налоговый учет разницы Вид разниц 1 НДС... дисциплине: Налоговый учет на тему: «Учет НДС по посреднической деятельности (комиссионная торговля). Налоговый учет доходов...